Утром 25 октября Учитель, откликнувшись на предложение учеников посетить Амстердам, отправился из Гамбурга в Голландию в гости к Рембрандту в Рейксмузеум, национальный музей искусств. Этот день был свободен от запланированных встреч.
2. Дождь и новые друзья провожали Учителя из Гамбурга. Таня из Минусинска прощалась до скорой встречи: «Теперь я очень хочу побывать у вас в общине». Расставались с Учителем и Ральф с Татьяной, которые приехали в Гозлар на один день, чтобы снять интервью с Виссарионом для открытого телеканала Гамбурга, но пробыли рядом с Учителем десять дней.
3. В послеобеденное время Виссарион был уже в Амстердаме. При въезде в город Учитель задержался на набережной одного из каналов Амстердама, любуясь большим парусным фрегатом, покачивающимся на серых осенних волнах и напоминающим о славной истории морской державы. Ветер шуршал по набережной жёлтыми листьями …
4. Рейксмузеум, картины Рембрандта и его современников. Натюрморты, точно передающие форму и цвет предметов. Огромные полотна с незатейливым сюжетом, но с портретным изображением многих лиц, заказавших когда-то живописцам эти картины.
5. Учитель вновь, как и несколько лет назад, задержался, с вниманием рассматривая детали, у картины Рембрандта «Ночной дозор».
6. В нижних залах музея — тщательно изготовленные модели парусных судов разной величины. Виссарион внимательно рассматривал большие модели с разных сторон, обращая внимание и на отделку судов …
7. Вечерний трамвай провёз Учителя по центру Амстердама через многочисленные цветочные лавки с разноцветными тюльпанами к музею мадам Тюссо.
8. При входе в музей — восковое изображение Рембрандта в натуральную величину. Учитель с уважением поклонился маэстро.
9. Музей мадам Тюссо произвёл яркое впечатление на путников. Учитель, с улыбкой проходя по залам музея, радовался умению человеческому, воссоздавшему в построении композиции залов дух разных времён и добившемуся удивительного сходства кропотливо изготовленных восковых фигур с реально существовавшими и существующими людьми.
10. Спустя два часа путники были уже в Бельгии, в Антверпене, главном городе старинной Фландрии.
11. Здесь на следующий день усилиями девушки по имени Куэдела, которая уже побывала в общине на сибирской земле, была намечена встреча с фламандцами, узнавшими о Свершении не только от Куэделы, но и из статьи о событиях на землях Сибири в одной из центральных бельгийских газет.
12. Куэдела встречала Учителя на городской площади Антверпена. Была уже ночь. Золотые скульптуры стройной городской ратуши освещались мягкой ночной подсветкой. Бронзовый фонтан поприветствовал Учителя последними струями воды и заснул до утра.
13. Комнаты в центре Антверпена, где остановился на ночлег Учитель вместе с друзьями, всю ночь наполнялись мелодичным колокольным звоном главного собора города. «Бывает же колокольного звона слишком много», — улыбнулся утром Учитель.
14. До вечерней встречи с интересующимися происходящим в Сибири оставалось ещё немало времени, и, конечно же, путники во главе с Учителем, изучившим накануне карту Антверпена, решительно отправились в городской музей искусств.
15. Этот известный в Европе музей был организован фламандским живописцем, творившем в XIX веке, академиком живописи Ником де Кейзером, ставшим и первым директором этого музея, и первым директором бельгийской академии художеств.
16. В музее было немало работ великого фламандца Рубенса и его современников. Огромные полотна, порой с повторяющимся сюжетом, были выполнены Рубенсом и его учениками на заказ за короткое время.
17. Учитель задержался у сравнительно небольшой работы Рубенса, где был изображён Иисус, разговаривающий с Фомой и открывающий ему рану Свою. «Хорошая работа», — сказал Он.
18. Понравились Учителю и работы Ника де Кейзера. Дольше всего Виссарион задержался в зале европейской живописи XIX века.
19. Небольшая работа «Слепой», на которой был изображён седовласый и седобородый слепой человек преклонных лет, сидящий у ворот храма вместе с девочкой и собачкой, привлекла к себе в этот день большое внимание Учителя. Виссарион всматривался в эту тщательно написанную работу с разных сторон: в морщинки, брови, ресницы изображённого старика.
20. «Ай да молодец! Краска перестала существовать», — восторженно сказал Учитель, близко рассматривая работу, «водя по ней носом», как назвал потом Свои действия Учитель.
21. Умение и старание живописца принесли Учителю радостные минуты ожидания творчества …
22. Вечером в музыкальных апартаментах, наполненных колокольным перезвоном не только днём, но и ночью, состоялась встреча Учителя с современными фламандцами, которые говорили только на фламандском языке, немного понимали немецкий и чуть лучше — английский.
23. Юля Берлинская переводила речь Учителя на немецкий язык, потом перевод с трудом шёл на фламандский. В последней стадии перевода своими подсказками и жестами участвовали почти все, даже Вадим, который не знал ни немецкого языка, ни тем более фламандского.
24. Несмотря на всё это, глаза некоторых фламандцев загорелись в этот вечер неподдельным интересом к Свершению. Расставались с новыми знакомыми, когда время уже перешагнуло за полночь …
25. Дождливым утром 27 октября Учитель отправился из Антверпена через Бельгию, Люксембург, Францию на юг Германии, в местечко Хаузен, расположенное между немецким городом Фрайбург и швейцарским городом Базель. Вечером этого дня в Хаузене по инициативе духовно-экологической общины «Дельфин» была намечена встреча с Учителем.
26. Чем ближе подъезжал Учитель к назначенному месту встречи, тем становились яснее небо и теплее день.
27. И вот живописный городок Хаузен, расположенный среди невысоких гор, укрытых золотым осенним лесом, ещё имеющим зелёный цвет в палитре своей.
28. В Хаузене две церкви евангелическая и католическая. Обе были против проведения встреч с Виссарионом в залах городка.
29. Евангелическая церковь Германии, внимательно наблюдавшая за передвижением Виссариона по Германии, в очередной раз воспрепятствовала проведению встречи в зале, курируемом этой церковью. Из Бадена, из управления по наблюдению за сектами, пришло распоряжение местному священнику-евангелисту о предотвращении возможности предоставления зала для встреч с Виссарионом.
30. Оба дня общие встречи с Учителем проходили в уютном помещении общины «Дельфин», расположенной в большом частном трёхэтажном доме, бывшем когда-то частной гостиницей. Экологическая община в лице её организаторов, Сабины и Карла-Хайнца, не прислушалась к распоряжению управления по наблюдению за сектами.
31. Новый день был ясным и солнечным, а по небу плыло лёгкое облако, единственное в эти мгновения дня на небосводе над Хаузеном. А в облаке том одиноком полноцветная радуга, призывающая поднять лица к Небесам …
32. Утром этого дня перед индивидуальными встречами Учитель, вспоминая музей искусств в Антверпене и картину «Слепой», сказал Вадиму: «Мы увидели настоящую живопись, мастерство, где проявилось много тщательности в творении творческом, когда перестаёшь замечать краску, и появляется пространство, воздух, тело, проявляется жизнь …
33. Ныне же редко проявляется кропотливый труд, достойный большого уважения и радости за человека, за умение, которое он способен достигать.
34. Ибо чем больше люди стали перемещаться в последнем веке, тем больше им стало казаться, что многого они не успеют. Средства передвижения расширяют круг озабоченности о жизни. А в этом случае возникает естественное ощущение, что многого можешь не успеть. И уходит способность человека быть усидчивым в кропотливом труде.
35. И поэтому в живописи стали появляться резкие штрихи, быстрая законченность. Где, конечно же, передаётся характер времени, но искусство не выигрывает. Ибо такое искусство не учит правильному, оно всего лишь передаёт характер суетливого времени …»
36. Во встречах этого дня произошёл разговор Учителя с Вольфгангом, мужчиной не более тридцати лет, постоянным жителем общины «Дельфин».
37. «Когда мне было два года, мои родители покончили жизнь самоубийством. Для меня это было очень сильным переживанием. Я очень хочу их простить, но получается только до определённого уровня», — сказал Вольфганг.
38. «Что значит до определённого уровня?» — спросил Учитель.
39. «Я настолько вжился в это переживание, что неправильно реагирую в общении на других людей, женщин, постоянно вспоминаю свою маму.
40. Я пытаюсь её простить, но у меня не получается, и я всё время соскальзываю назад, иногда осуждаю», — рассказал Вольфганг.
41. «Прощение такого рода не сможет полностью снять негативные ощущения, которые однажды возникли. Негативные ощущения уйдут, когда будет наиболее правильно изменяться твой внутренний мир. Важно, как ты будешь стараться изменять себя.
42. И в этом случае важно постоянное стремление оправдать действия родителей. Человек падает, не имея сил, он не упал от усталости в поисках наибольшей выгоды.
43. Человек многого не знает в происходящих событиях и, как правило, старается додумать то, с чем соприкасается. Возникает множество психологических установок, от которых зависит состояние внутреннего мира.
44. Неверно оценивая какое-то обстоятельство в своей жизни, человек может заставить свою психику трансформировать негативную энергию. Хотя в реальности того, о чём следовало бы переживать, не существует.
45. И человек может попасть в сложное состояние, когда через его сознание ему будет диктоваться идея самоубийства либо внешним источником, либо само сознание будет реагировать на внутреннее состояние организма. Последнее может происходить и с животными.
46. Животные всегда послушны такому сигналу. Но человек ещё может контролировать это состояние, в зависимости от силы негативных всплесков …
47. Родителей винить нельзя. Каждый человек накапливает свой опыт так, как он в состоянии это сделать. Поэтому их надо суметь оправдать.
48. Конечно, самоубийство нельзя свершать. Но это не значит, что они будут вечно испытывать неприятности за свой ошибочный шаг. Они будут возвращены на Землю, чтобы выправить свои ошибки».
49. «Я бы хотел общаться с ними, отправить им послание», — сказал Вольфганг.
50. «Можно внутренне общаться с ними, говорить всё, что сердце пожелает. Эта информация будет приходить в информационное поле Земли, и этого уже достаточно, чтобы они могли прикоснуться к этому».
51. «Я чувствую, что меня что-то отделяет от Бога. Может быть, это связано с родителями?» — спросил Вольфганг.
52. «Нет, не связано. Отделяют человека от Пути Бога все те слабости, которые в нём существуют …
53. К примеру, можно собирать ближних и просить их подсказать об увиденных в тебе слабостях, а также, собирая ближних, рассказывать им о своих слабостях, которые пока не удаётся исправить, и смотреть вместе, как избавиться от этих слабостей …
54. Надо суметь принимать в отношении себя любые удары и никогда не ударить ближнего.
55. И чем больше ударов будет, тем больше надо суметь радоваться им».
56. После индивидуальных встреч Сабина и Карл Хайнц показали Учителю и спутникам Его окрестности Хаузена. Учитель побывал у чистой реки и посмотрел сад общины; не только посмотрел, но и попробовал последней осенней малины. Трава под немолодой яблоней, одиноко растущей на краю пастбища, была усыпана ароматными яблоками …
57. Ближе к вечеру общая встреча с Учителем. Фрагменты общих встреч с Учителем этих двух дней:
58. «Живое Слово Бога проявляется в одном-единственном лице или же в нескольких одновременно? Человек должен больше ориентироваться на это живое Слово Бога или же прислушиваться к своему внутреннему голосу?»
59. «Те, кто не нашёл живое Слово Божие во плоти, должны прислушиваться прежде к своему внутреннему голосу. Обязательно должны учиться это делать! Но найдут живое Слово Божие те, кто внутренне дозрел исполнить то, что будет возвещено Словом.
60. Разница в качествах внутреннего мира очень большая у человека. И если одни что-то могут исполнить, у других нет пока возможности то же самое исполнить.
61. Поэтому сейчас вообще на Земле пока не существует благоприятных условий, когда всем нужно будет обязательно принять Слово Божие. И если кто-то не найдёт Его, это не страшно для них. У них идёт естественный процесс дозревания до того, чтобы они потом Его нашли».
62. «А есть Тот, кто обладает абсолютной Истиной?»
64. «А Кто это?» — снова прозвучал вопрос.
65. «Надо найти посильное в своей жизни, а посильное находится чувствами. На Земле много разных уровней ответственности, что составляет определённую тяжесть жизненной ноши.
66. И достойные жизненные проявления у человека определяются не тем, что человек в большинстве своём ухватится за самое большое, но непосильное, а тем, что он достойно будет нести малое, посильное; пусть даже малое, но он будет его нести достойно. Поэтому достойно надо делать то, к чему испытываешь полное удовлетворение внутри.
67. А когда человек почувствовал неудовлетворённость в том, что он имеет, он переходит в разряд искателя Истины. И тогда у этого человека возникает другое осмысление, нежели у того, кто удовлетворён тем, что он имеет.
68. Тот, кто удовлетворён в том, что имеет, слушает всё новое, сравнивая с тем, что он имеет. И если новое не совпадает с тем, что он имеет, он легко отбрасывает его как неистинное. У него отсутствует способность разумно осмысливать что-то новое.
69. А тот, кто ищет Истину и не удовлетворён тем, что имеет, то он всё новое начинает рассматривать с позиции: «А вдруг это Истина?» — и начинает очень глубоко анализировать то новое, с чем соприкасается.
70. И поэтому не надо торопиться беспокоиться: «А вдруг мы не успеем найти Истину?» Вы всегда успеете найти то, что надо уже найти. Случайностей не бывает в Мироздании».
71. «Ты сказал о том, что задачей человека является изменение Мира материи своим чувственным миром. Я хотела бы узнать подробнее об этом».
72. «Эта тема целая лекция… Когда человек правильно прикасается к творению, которое он пробует сделать, или даже к какому-то другому явлению Мира материи, он всегда выражает своё чувственное отношение к этому явлению.
73. И когда человек начинает правильно раскрываться в тех законах любви, которые только ему присущи, то особенным образом начинает вибрировать окружающая среда. И тогда законы, уже проявленные в Мире материи, обретают особого рода вибрации.
74. Если образно сказать, то камень, который в техническом отношении можно было бы изменить по форме, изменить по структуре, со стороны любви человеческой можно изменить так, что он будет благоухать.
75. Помимо человека, в Мироздании существует очень много миров разумных цивилизаций. Но уникальность чувственного мира несёт именно человек. Человек не способен только разумно воспринимать окружающую реальность. Он воспринимает весь окружающий мир только чувственно, а разумно это только дополнительно осмысливает.
76. Представители Разума Вселенной были созданы как помощники Мира Бытия, дабы технически, разумно технически, участвовать в развитии Мироздания Вселенной.
77. А человек появился во Вселенной, явив уникальные качества духовного мира, который отсутствует у всех остальных разумных миров. И задачей человека явилось не научно-техническое вмешательство в законы Мироздания, а вмешательство с помощью своей способности любить.
78. И человек был рождён не для того, чтобы он приложил все усилия и опять вернулся к Богу, — это совсем не требуется, потому что человек никуда не ушёл от Бога, — а чтобы он уяснил своё истинное существо, взялся крепко за Руку Бога и исполнил Его Волю по преобразованию Вселенной.
79. И так как это новый Путь, который никто ещё не проходил, у человечества возникла большая сложность в осмыслении задач, связанных с его развитием. Но эта задача будет выполнена, и тогда у человечества откроется способность выйти за пределы Земли. И человек будет вечно преобразовывать Вселенную.
80. То, что является душой у человека, эта основа уплотнялась из основы Отца, и она бессмертна. Поэтому человек способен жить вечно, а Мир Разума, который существует, не вечен. Каждый представитель этих миров может жить сотни тысяч лет, но тем не менее они смертны.
81. Изучая жизнь человека на Земле, они были очень удивлены, когда однажды поняли, что человек, оказывается, не умирает и что, оказывается, человек даже способен перевоплощаться. Такие законы у них не проявляются. Это возможно только у человека, когда истинная основа человека отлична по внутреннему строению от того, что присуще телу и разуму. И эта основа может существовать вне тела, сохраняя в себе всю информацию прожитой жизни на чувственном уровне.
82. Правда, в этот момент, вне тела, душа может только существовать, развиваться она не может. Поэтому человеку предначертано быть в теле и использовать своё тело как инструмент, благодаря которому он будет преобразовывать Мир материи.
83. Всё дело в любви. Надо научиться любить».
84. «Каким образом произошли другие разумные цивилизации и какая цель их существования?»
85. «Во Вселенной существует программа развёртывания Мира материи, где Творцом Мироздания была задана программа уплотнения и расширения Мира материи.
86. И на одном из этапов развития естественно стали появляться следом за неорганическими соединениями органические соединения. Где на основе этого было предпринято дополнительное усилие по созданию особых качеств подвижного разума, которые могут позволить носителю этого разума покидать пределы звезды, где он рождается, и перемещаться в любом направлении.
87. Обычный разум, присущий животному, это не способен сделать. Животное всегда привязано к определённой планете своего рождения. Животное само по себе это слуга природы той планеты, где оно рождается.
88. Оно благоприятно для того, чтобы устанавливались определённое развитие и равновесие на этой планете, в природе этой планеты. То есть оно активно участвует в развитии природы своей планеты.
89. Растительный мир это более пассивный участник мира планеты.
90. А подвижный разум был создан для того, чтобы участвовать разумно-техническим образом в развитии природы не только одной планеты, но и многих планет, даже там, где не присутствуют свой животный мир или представители подвижного разума.
91. Задача разумного мира сводится к разумно-техническому участию в разворачивании Мира материи. А для этого необходимо, чтобы разум легко способен был находить наилучшие решения. Это возможно только в одном случае, когда чувственный мир не влияет на разум.
92. Потому что чувственный мир, присущий телу, — это мир эгоистический. И если дать ему возможность развиваться, то он наложит эгоистический отпечаток, эгоистический контроль на всю мыслительную деятельность.
93. И тогда в сообществе этих представителей подвижного разума им не удастся находить наилучшие решения вместе, что сейчас и наблюдается в существовании человека на Земле, достаточно ярко наблюдается.
94. Поэтому представители разумных цивилизаций в начале своего становления прилагают специальные усилия к тому, чтобы чувственный мир низвести до минимальных жизненно необходимых пределов. И тогда разумная деятельность у них освобождается от зависимости от чувственного мира.
95. Представитель подвижного разума в таком случае уже не рассматривает окружающую реальность с позиции, нравится она ему или не нравится. Он не имеет привязанности к этому миру. Всё определяется с позиции, насколько это правильно или неправильно, рационально или нерационально.
96. И поэтому в развитии разумных цивилизаций главным направлением развития является научно-техническое.
97. И к рождению детей у них не подходят с чувственных позиций, а только так, как это было бы рационально. И, имея такие разумные качества, независимо от количества представителей какого-то общества, при попытке осмыслить какую-то задачу они очень быстро находят одно наиболее лучшее решение.
98. И они никогда не спорят по поводу какого-то вопроса. Они очень быстро и точно сопоставляют аргументы по поводу данного вопроса и находят наилучшее решение. И все остальные представители этой цивилизации ни одного шага не сделают в сторону по отношению к этому решению; они знают, что так правильно, и даже полшага не сделают в сторону.
99. А вы видите, как у человека происходит: он знает, что там не надо трогать, его может обжечь, но он всё равно идёт и трогает».