В семнадцатый день июня Учитель был в Кордово и Шалоболино. Утром этого дня в зале дома культуры Кордово Он встречался с верующими деревень Журавлёво, Кордово, Мульга, Ягодное. Эта встреча сложилась из вопросов к Учителю.
2. Отвечая на один из вопросов, Учитель сказал: «Если вы увидели более интересное решение со стороны ближнего, более праведные усилия, чем ваши собственные, вот здесь будьте внимательны, чтобы после того, как вы увидели, вы не поторопились осудить его. Потому что эгоизм начнёт подталкивать вас в этот момент его как-то осудить.
3. Параллельно с увиденным примером для себя вы попытаетесь ещё и поискать негативное, на чём попробуете заострить своё внимание. Именно в этом случае это будет в угоду вашему эгоизму, который ущемится оттого, что вы почувствуете в ближнем нечто большее, чем в вас самих. И поэтому тут вам надо быть особо внимательным.
4. Как правило, эгоистическое отношение к собственной малости часто подталкивает вас выискивать недостатки у ближнего и сторониться примеров, которые он может вам явить. Ибо вам не хочется в таком случае воспринимать себя меньшим по отношению к ближнему.
5. И если вы начинаете чувствовать ближнего в каких-то обстоятельствах в качестве более способного, именно имея эгоистическое восприятие реальности, вы очень часто торопитесь ему поставить подножку, вы очень часто торопитесь его осудить, вы очень часто торопитесь его остановить.
6. Это, как правило, всегда происходит у вас пока ещё, и поэтому инициативы более интересные, положительные с трудом проходят в вашей жизни.
7. Ибо большинством своим, которое проявляется в виде чего-то очень пассивного и консервативного, вы всегда торопитесь притушить этот огонёк, который вырывается обычно не в виде большинства человеческих проявлений, а в виде единичных инициативных проявлений.
8. Поэтому будьте внимательны в этом случае при такой оценке действий ближнего».
9. «Учитель, у меня сильная эмоциональная зависимость от еды, и она мне мешает сосредоточиться на духовных чувствах. Скажи, пожалуйста, допустимо ли во имя духовного формирования перейти на питание один раз в сутки, заменив обед какой-нибудь жидкостью, отваром трав и так далее?»
10. «Нет! Будьте внимательны, как вы относитесь к пище.
11. Обострённое болезненное восприятие питания связано у вас с психологическим отклонением, неверным восприятием реальности.
12. Именно эгоистическое восприятие, уже доходящее до грани ненормального, может выражаться в каких-либо ваших действиях. И в данном случае болезненное отношение к своему питанию точно так же может быть негативным психологическим отклонением.
13. Нормально питайтесь! Хочешь поесть — поешь. Духовное развитие не в том, много вы кушаете или мало. Вы по-разному, бывает, подходите ко всему.
14. У вас по-разному сейчас работает организм. У вас он имеет очень сильный разброс в способностях, возможностях, потому что ваши жизненные пути были своеобразны, путаны, много ложного было проявлено.
15. Вы возымели много отклонений, которые сейчас сразу, мгновенно никак не выправить.
16. Духовное становление зависит не от объёма употребляемой пищи, а от того, как вы к этому относитесь, как вы можете контролировать себя, смотреть за своими действиями.
17. То есть ваше отношение к происходящему таит законы духовного становления, и в них как раз и надо быть внимательным, чтобы через них оценить свои действия.
18. Поэтому кушайте нормально, два-три раза, если хотите. Здесь не надо так болезненно на это реагировать, ешьте на здоровье.
19. Конечно, надо быть внимательным к тому, как вы начинаете мешать всевозможные продукты. Вот здесь начинается порой много неприятностей. Вы только обостряете сложности, возникшие у вас в организме ранее, много ранее.
20. Вы приезжаете сюда и здесь часто обретаете, неверно двигаясь по жизни, много физиологических отклонений. И неверное питание может немного осложнять процесс выздоровления в вашем теле — не духовного становления, а процесс выздоровления вашего биологического тела.
21. Потому что неправильное питание слишком много энергии забирает на себя, ваш организм расходует много энергии на переработку того, что внутрь вас попадает. И тогда меньше сил у него остаётся на поддержание здоровья, на то, чтобы ваши клетки уже могли бы восстанавливаться.
22. Нельзя употреблять лишь то, что убивается, где убивается жизнь, где применяется насилие. Такое употребление действительно будет сказываться на вашей психике.
23. Ну а всё остальное, что вам допустимо, вы можете кушать, здесь не надо чего-то бояться. Мы порой оговариваем некоторую строгость только лишь для того, чтобы убрать ваши чрезмерные отклонения в отношении пищи, когда вы порой подходите к питанию очень неправильно.
24. Вегетарианцы точно так же могут легко заболеть, если они неправильно употребляют продукты.
25. В какой-то момент у вас появляется обстоятельство, при котором вы будете употреблять очень много продукта, допустим, с качеством «инь» (есть такая классификация восточная).
26. Обилие «инь» переполняет тогда слизью ваши лёгкие, лёгкие могут получать отклонение в здоровье.
27. То есть здесь надо уметь балансированно, правильно питаться, чтобы у вас и «ян» и «инь» были сбалансированы.
28. И если в какой-то мере вам не запрещено употреблять кисломолочные продукты животного происхождения, то это не значит, что они постоянно становятся вашим продуктом.
29. Если вы можете перейти на сою, то, конечно, лучше перейти на сою, хотя соей тоже нельзя увлекаться. И может быть, время от времени вы можете допустить и кисломолочные продукты животного происхождения.
30. Это допустимо, здесь ничего категорично поставить нельзя, это к духовному развитию не имеет отношения, это связано с некоторыми особенностями вашей физиологии.
31. Нужно правильное питание, необходимое для органического строения вашего тела, но этот вопрос не относится к духовной сфере».
32. «Учитель, можно применять медикаментозные средства при лечении инфекционных заболеваний?»
34. «А возможно излечение инфекционных заболеваний путем «роста духа», как многие говорят?»
35. «Возможно, но вы так не идёте ещё по Пути. И пока вы научитесь, вы можете умереть от таких болезней. То, что Я предлагаю вам сделать, вы сделаете только в течение нескольких лет. Не один год, а несколько лет вы это будете пробовать делать.
36. Сейчас на первых порах вы особенно сложно будете переносить становление, потому что многое из того, что Я вам даю, имеет очень сильную разницу с тем, что вы имеете. И это ввергнет вас в очень сильные переживания, а именно эти переживания будут значительно ослаблять вашу физиологию.
37. И сейчас сразу не получится у вас это изменить духом, на это можно не рассчитывать.
38. И поэтому Я и говорю: возможно медицинское вмешательство, если действительно будет видна эта необходимость. Ведь запрета у вас никакого нет обращаться к медицине, возможно обращение к медицине.
39. Посмотрите, что у вас происходит, как происходит. Потому что многое, конечно, происходит оттого, что вы неправильно ведёте себя, неправильно эмоционально реагируете, и это даёт вскоре какой-то плод.
40. Измените отношение — меняется дальше негативное отклонение, которое возникло в вашем физическом теле.
41. Но есть нарушения у вас (они тем более ещё тянутся издревле и касаются каких-то особых ошибок), которые сейчас сразу вы изменить не сможете. Эти последствия порой перегнулись настолько сильно в негативную сторону, когда вашим физиологическим особенностям самостоятельно вернуться к норме будет очень сложно. И вот тут, конечно, может быть допущено медицинское вмешательство.
42. Но если вы будете прикасаться к медицине в этом случае, вы должны резко умножить бдительность свою в отношении духовного становления и прилагать ещё больше сил к духовному постижению.
43. Потому что если медициной будут быстро сниматься блоки, возникшие у вас в качестве болезни, которые блокировали ваше вероятное негативное развитие, то у вас будет повышаться опасность, и вам надо очень быстро ещё больше умножить духовное становление через свои собственные шаги. Тогда это может быть скомпенсировано и может быть благоприятным.
44. Но если будете лечиться и не менять серьёзно свои собственные шаги, то лучше вам не станет».
45. «Учитель, когда начинаешь подсказывать, то получается резко, грубо, брат боль испытывает, говорит, что это не подсказка, а осуждение или обвинение. Как правильно делать подсказки?»
46. «Будьте внимательны, когда вам кто-то делает подсказку. Если в этот момент вы заговорите о каких-то негативных действиях человека, дающего вам подсказку, — это очень недостойное проявление верующего, это ваша грубая ошибка.
47. Это значит, что вы сорвались на то, что продиктовал вам ваш собственный эгоизм, он продолжил держать над вами контроль.
48. Поэтому, когда вам ближний будет делать какую-либо подсказку, независимо, как он это делает, ни в коем случае не начинайте поправлять его, не пытайтесь поучать его делать правильно подсказку, не пытайтесь его подсказку квалифицировать тут же вслух.
49. То есть никаких негативных оценок в сторону того, кто даёт вам какую-либо подсказку, вы ни в коем случае не должны делать сами, если эта подсказка относится именно к вам. Вот это надо обязательно взять за чёткое правило и стараться ему следовать.
50. Но тот, кто хочет учиться давать подсказку, должен обязательно следовать другому правилу. Эту подсказку он может делать только в том случае, когда он может чётко аргументировать, показать, что именно он видит неправильным, при этом сопоставляя с истиной, которую он должен чётко привести, а не говорить какие-то образы, какие-то ощущения. Надо это чётко, правильно определить, дать этому чёткий контур.
51. Ибо тот, кто воспринимает подсказку, в этом случае может сказать вам: «Спасибо. Конечно, я по грубости своей вполне мог допустить ошибку. Но я прошу тебя, подскажи мне тогда точнее, что именно ты видишь неправильным, и почему ты считаешь это неправильным, чтобы мне это уяснить и потом исправить свой шаг».
52. Если это определение вы не в состоянии сформулировать, подсказку вы не должны давать. Это будет относиться к разряду вашего осуждения этого человека.
53. И тут уже нужно быть внимательным к тому, что вы хотите ему подсказывать, в каком вы сами находитесь состоянии».
54. В послеобеденные часы этого дня Учитель был уже в Шалоболино. Поселковый глава по имени Виктор, называемый жителями деревни «мэр Шалоболино», показал Учителю и спутникам Его деревню и предложил Виссариону и общине сотрудничество в поддержании порядка и чистоты в деревне.
55. В сельском клубе на встрече верующих с Учителем появились молодые нетрезвые мужи, живущие в этих местах с рождения своего. Их состояние эмоциональное не было уравновешенным и сдержанным, в зал они вошли с бутылками, содержащими недопитую алкогольную жидкость. В мгновения эти мэр Шалоболино куда-то исчез из клуба. Начиналось «сотрудничество» в поддержании порядка в населённом пункте.
56. Верующие корректно вывели парней из зала, но один из них вернулся и почти внятно спросил у Учителя: «Почему мы такие?»
57. «Потому что вы пока не хотите по-другому», — ответил Учитель.
58. «Как мне жить? Я пью и пью…» — вызывающе спросил парень.
59. «Для начала надо бросить пить. Не сделав этого шага, бессмысленно говорить о следующем».
60. Разговор не получился долгим. Эмоциональное общение с верующими молодой человек продолжил на улице у дверей клуба, позволяя верующим проявить терпение и приобрести мудрость…
61. В обращении к пришедшим на эту встречу Учитель сказал:
62. «Литургия, свершаемая Богу, это не песнопения. Таинства, которые могут быть в этом случае, допустимы, но это вспомогательное, это не является основным.
63. Истинная литургия как Слава Богу, восславление Отца — это каждый шаг в жизни, непосредственный и конкретный, который сегодня вы пытаетесь сделать.
64. Только в этом шаге может быть проявлено, как вы любите Бога, насколько вы чтите Его. Или всё-таки вы чтите прежде всего своё собственное, свои собственные интересы, которые почему-то защемляет кто-то из ближних, кого хочется тут же обругать за то, что он задел то, что вы пытались в себе хранить?
65. Но так, неверно воспринимая очень многое, нельзя прожить правильно на Земле, невозможно.
66. Всё определённое для вас Богом обязательно должно быть исполнено, именно обязательно. Человек обязан это исполнить и не должен говорить о том, что он слаб. Ибо вы не знаете, что вы можете, вы не знаете, что вам определено.
67. Это когда вы точно знаете, что вкопанный столб вы не можете вытащить, вы можете сказать: «Я слаб, я его выдернуть не могу», — вы можете тут сопоставить свои физические силы.
68. Но то, что определено жизнью, нельзя так определить. Вы не можете знать, что вы можете. И значит, до конца надо все усилия приложить к тому, чтобы постараться правильно сделать каждый простой конкретный шаг в каждом дне вашей жизни. Вот именно тогда и начинается настоящее становление человека.
69. И вот здесь главное не обмануть самого себя, потому что ваше собственное развитие зависит от ваших собственных шагов, именно от собственных ваших шагов, а не от того, как ближние отреагируют на ваши шаги, не от того, как они будут осуждать вас или клеветать на вас, гнать вас.
70. Не от этого будет зависеть ваше собственное становление, а от того, как вы реагируете на эту клевету, идущую к вам, на это гонение, которое проявлено к вам, на всё то негативное, с чем вы сталкиваетесь в окружающей вас реальности.
71. Поэтому здесь важно не обмануть самого себя. Вот тут надо научиться отвечать за свои собственные шаги. Не когда вы сбиваетесь в рассуждениях ближних, не когда вы путаетесь в том, кто об этом что-то говорит, а когда вы учитесь искренне оценивать, а что вы делаете в этом случае на самом деле. Действительно ли вы считаете, что усилия, которые вы прилагаете в жизни, — это усилия человека, который хочет быть верующим, хочет быть достойным жителем на этой Земле, чтобы после его трудов дальше его дети могли понести этот жизненный опыт и это позволило расцветать человечеству.
72. Ведь все ваши споры между собой основаны на одном: у вас есть эгоистическая заинтересованность, чтобы именно вам действия ближнего не принесли какой-нибудь вред. Это исключительно эгоистическая, животная заинтересованность.
73. А вы спросите, что вы хотите сделать для ближнего, не будет ли ваше существование рядом с ближним вредным для него.
74. Но именно с этих позиций никто не смотрит. Все смотрят, не будет ли вредным существование ближнего по отношению к вам лично. Это неверный взгляд.
75. Именно на этой стадии и начинается разделение людей между собой, именно поэтому они всегда чужие между собой, именно поэтому они делятся народами, именно поэтому они начинают воевать друг с другом. Потому что кому-то начинает мерещиться, что кто-то начинает угрожать его безопасности. Это всё глупости.
76. Искушение и предательство духа — разные вещи, их надо уметь понимать правильно. Искушение — это ещё не есть предательство. Искушение может возникнуть у каждого из вас в сознании, а вот сделать усилия согласно этому искушению это и есть начало предательства духовного, божественного в себе, вот тут-то и начинается главное разложение.
77. Поэтому не надо бояться возникновения ненормальных мыслей в голове. Они часто могут возникать, тем более когда существует склонность доверять этим негативным мыслям.
78. Но надо научиться потом сделать правильный шаг, именно настоящий праведный шаг человека, который призван быть истинным чадом Бога на Земле-Матери.
79. И горе сейчас велико у человечества, потому что, казалось бы, верований очень много, но вы видите, как упорно распространяется беззаконие, как упорно распространяются злобность, агрессия, как упорно распределяется разделённость людей между собой.
80. Это неверное толкование законов Истины. Это яркий пример того, что люди не идут по Пути Бога. Они слышат голос кого-то другого, потому что только с этих позиций, с других ориентиров, неистинных, человек может устремляться в сторону от ближнего и видеть в ближнем вероятного соперника и врага.
81. А именно так и идёт восприятие ваше друг друга. Вы боитесь друг друга, именно поэтому вы не рассказываете друг другу что-то сокровенное. Вы боитесь друг друга, вы заранее думаете, что кто-то может посмеяться над вами, может высмеять вас, может вас осудить, и поэтому вы не торопитесь рассказать самое сокровенное.
82. А вы попробуйте расскажите самое постыдное ближнему. Но этого не хочется делать, потому что вы боитесь друг друга. Это есть самый простой критерий, что человек боится ближних.
83. Но если такой страх будет вперёд вас идти, никогда праведного на Земле не будет. Оно не сможет сложиться, потому что страх, впереди идущий, затмевает голову и заставляет видеть всё совсем неправильно, в очень искажённом свете.
84. Поэтому надо научиться быть открытыми, но это школа непростая. Это надо действительно победить себя, по-настоящему победить себя, а не просто говорить о том, что вы хороший, и требовать от других признания этой «хорошести». Надо действительно проявить это хорошее.
85. Не каждому удастся сразу сделать очень хороший шаг. Будет очень много преткновений, потому что вперёд попытается выйти слабость, вперёд попытается выйти страх, именно он начнёт мучить вас и будет путать ваши шаги.
86. Но надо не сломаться. Взяли путь, и надо научиться твёрдо, через сознательно-волевое усилие делать правильный шаг.
87. Но вы часто не пытаетесь его делать, разрешая быть прежде всего собственному страху на вашем жизненном пути. Но так пойти нельзя, надо всё-таки решиться однажды и сделать этот достойный шаг …
88. Как только вы осознаёте то, что вы готовы сделать, на следующий день, в ближайшее время у вас возникнут эти ситуации, чтобы вы практически показали, что вы действительно это сделаете.
89. Сделаете зарок, допустим: «Я не хочу больше курить», — на другой день у вас сильно возникнет желание покурить, оно будет очень сильно давить.
90. И так в любом другом действии. Захотите отказаться от какой-то слабости в ближайшее время — навалится масса искушений именно в этой слабости.
91. Потому что, сказав: «Я не буду это делать», вы делаете вызов окружающему пространству, которое предоставляет вам обстоятельство жизни, через которое вы можете практически реализовать своё понимание и перейти в более высокий уровень жизненных проявлений.
92. Но тогда надо потрудиться, ибо от того, что вы сказали «Я хочу», вы лучше не станете. Вы только лишь приготовились сделать то, от чего вы можете стать лучше, но вы ещё не стали лучше.
93. Стать лучше можно, только непосредственно преодолев преграду, стать лучше можно, только лишь правильно преодолев сложную жизненную ситуацию, которая делает вам больно. Именно в этом прежде всего будут заключены все духовные законы развития.
94. Именно тогда, когда что-то ущемляет ваш внутренний мир, именно в этом случае у вас появляется прекрасная возможность бороться со своим эгоизмом.
95. Когда интерес ближнего накладывается на ваш собственный интерес, посмотрите, что вы выбираете. Ведь, как правило, вы выбираете собственный интерес, даже не задумываясь, насколько разумен интерес вашего ближнего.
96. Вы пытаетесь учить ближнего, воспитывать, делая его таким же, какой вы сами, потому что другим вы его не сделаете. Пытаясь переделать ближнего, вы будете переделывать его только под себя самого, потому что вы не можете его переделать подо что-то, вам непонятное и чего вы сами не достигли. Вы об этом даже представления не имеете.
97. Ближний может стать другим, если приложит какие-то усилия, но другим сейчас он не может стать. Поэтому вы сегодня должны принять его таким, какой он есть, и внимательно присматриваться, а можете ли вы быть ему полезны. Но не иначе: может ли быть он вам полезен?
98. Смотреть именно со стороны, можете ли вы быть полезны ему, — вот с этих позиций и надо научиться объединять свои усилия друг с другом, именно с этих позиций.
99. Если иначе, когда вы смотрите выгодное для себя со стороны тех, с кем вы соприкасаетесь, так вы никогда не объединитесь. Потому что каждый из них точно так же смотрит на вас, как на выгодное для себя.
100. Но в этом случае вы никогда не объединитесь. В этом случае вы всегда будете продолжать бояться друг друга. И в спорных моментах вы всегда будете отстаивать своё, боясь, чтобы ближний не увлёк вас в свою выгоду и для себя прежде не извлёк выгоды из вас.
101. Но такое восприятие ближнего всегда приводит к ненормальным обстоятельствам, где вы можете много обсуждать какие-то вопросы, но ничего так и не решите. Вы не сможете найти согласия, вы никогда не придёте к единому пониманию, это в принципе невозможно при таком восприятии друг друга.
102. Это всё надо будет поменять в себе, научиться правильно видеть друг друга».