Повествование от Вадима

Часть 9

Глава 7

В шестнадцатый день марта Учитель после долгого перерыва, связанного с написанием Обращения, спустился в Петропавловку.

2. Стояли морозные дни. Ночами пространство наполнялось сильным морозом и переходило в утро хрустящим, звонким, искрящимся инеем.

3. Днём семнадцатого марта встреча с Учителем проходила в петропавловском Доме Благословения, который продолжал строиться руками верующих, но уже готов был принять Учителя и заждавшихся встречи с Ним.

4. Мороз прокрался сквозь стены строящегося храма, но зал его был переполнен — более четырёхсот верующих сумели войти во храм и, прижавшись друг к другу, слушали Учителя.

5. В алтарной части храма был возведён подиум, откуда и говорил Учитель:

6. «Начинаем теперь наши встречи, занятия по Школе Жизни. Полный класс набился — видно, действительно хотят научиться дети.

7. Целый университет предстоит пройти вам в познании собственной жизни, о которой написали великое множество разных трудов, заполнили огромное количество разных библиотек всего мира.

8. А теперь приходит Некто очень смелый и говорит, что все ваши знания — это горстка пепла у кончика Моего сапога, которую Я готов легко спихнуть в сторону и развеять лёгким дуновением ветра. Все ваши знания о себе — ничто, они прах, хотя вы ими очень дорожите.

9. Многие ими дорожат, ибо это считаются знания высокого порядка по значимости, когда рассматривается философский взгляд на жизнь человека, на основе чего пытается человек выстроить своё жизнеустройство, построить своё общество. И такого порядка информация считается самой великой, самой большой, далеко выше, чем политические, экономические понятия. Это считается информация самого первого уровня, верхнего.

10. А вот теперь Я прихожу и говорю. Да, вы накопили многое, много книг храните, тайными учениями называя, выстраивая на этом своё общество. Кое-что есть там неплохое, но в целом вы ничего не знаете о себе, кроме сказаний, различных сказок, былин об атлантах и прочих жителях.

11. Вы — совсем другое. И вот это многое, главное, основное надо будет уяснить теперь уже окончательно.

12. Когда вы не знаете ничего о себе, вас легко делать рабами, что и делается тысячи лет. Вас легко разделять между собой, что очень легко делается эти тысячи лет.

13. И где только лишь группа людей может властвовать вами, собирая эти знания у себя и храня их в тайне, оставляя вам почти ничего — это заботу о своём собственном теле, о своей семье, — и достаточно. Заботьтесь о своём питании, о своих инстинктах — и достаточно.

14. Чтобы мышление у вас было стадное, чтобы вы нуждались в постоянном руководстве, которое, в свою очередь, нуждается в другом руководстве, оно — в новом руководстве и так далее, постепенно сужаясь к узкой группе людей, которая держит наибольшие знания в себе и у себя в сейфах.

15. Но даже то, что они имеют, — пыль, и им предстоит это понять сейчас. Потому что всё Я буду вам рассказывать, и много чего вам откроется в понятиях о себе, о своей жизни. Мыслящие люди очень быстро оценят, что всё то, что было у них прежде, — это просто пыль и прах, и можно только улыбнуться: ну надо же было такое иметь и таким дорожить!

16. Это знание — ваше. Оно должно всем вам принадлежать одинаково. Вы должны учиться мыслить правильно, рассматривать окружающие обстоятельства правильно, рассуждать правильно. И только тогда вы по-настоящему становитесь свободными, способными идти вперед, не путаясь в предвзятых умозаключениях друг друга, на что вы очень падки.

17. У вас много неприятностей и сложностей возникает именно из-за этого, когда вы друг другу передаёте разные понятия, якобы услышанные, которые утверждаете категорично, как будто сами, собственными руками, брали эти понятия; хотя даже не знаете и имени того человека, который где-то проходил мимо и сказал об этом. Но вы уже утверждаете как знание.

18. Во многом это просто неумение пользоваться даже собственным разумом, головой, имея её. Ибо у разума есть свои законы, по которым он правильно развивается, и обходить их бессмысленно: вы натолкнётесь только на столб, разбив себе лоб. Ими надо пользоваться.

19. Законы, которые существуют в бытии, надо знать и уважать. Их бессмысленно обманывать: вы найдёте только несчастье. А это делается постоянно: всегда попытка как-то обойти, обыграть, обмануть эти законы. Ничего не получится. Вы будете только находить собственное несчастье, и со всё большим размахом. И это находится упорно; вы страдаете, опять ищете что-то и опять идёте в том же самом направлении.

20. Многое надо будет сейчас переосмысливать заново. Семь лет вы собирались. Ведь всё это время вы должны были собираться, а начаться всё должно только сейчас. А вы думали: уже всё, вы уже на пути развития. Куда там на пути развития! Какое там развитие ещё пока!

21. Тут бы хоть как-нибудь затормозить ваше движение в одну сторону, в которую все привыкли лететь с огромной скоростью, «с ветерком», по-русски. Хотя тут нет смысла делить, по-русски или как. Тут все с ветерком несутся в одну сторону, аж дух захватывает.

22. Вся система клеток тела работает только в одном направлении, не только голова. Каждая клеточка работает в одном направлении, подчиняясь всё одному и тому же вашему второму «я», отчего у вас возникали понятия о некоей двойственности человека.

23. Что это за двойственность, с которой вы время от времени вступаете в общение даже сами; и когда никого нет, вы общаетесь сами с собой? А это второе «я» — ваш эгоизм, который выработался настолько сильно и мощно, под властью которого находится абсолютно полностью ваш интеллект.

24. Ваш ход мышления неизбежно имеет эту наклонность: рассуждать исключительно в угоду эгоизму. Какими бы вы ни были мудрецами, мыслителями, ход вашего мышления заранее можно предсказать, потому что направленность, наклонность его всегда одна и та же.

25. И конечно же, самостоятельно человеку непросто вырваться из таких объятий. Нужно что-то постороннее, не находящееся в кругу жизни человека, которое может быть источником, показавшим иное восприятие реальности, но не такое, какое имеет сам человек.

26. А до сих пор у вас был посторонним источником внеземной мир. Но он сам ничего не смыслит в вашей жизни. Независимо от своего развития, они сами ничего не знают, что вы делаете, хотя искренно стараются вам помогать, вступая с вами в разные общения, показывая вам различного рода «погремушки», на которые вы очень падки, очень любите их, потому что любите вы с детства в цирк ходить. И этот цирк вы смотрите всю жизнь, доверяясь искренно, но оставаясь по-прежнему с пустыми руками.

27. А какая по-настоящему задача стоит у вас — вот тут трудно было об этом задуматься. Какая же на самом деле задача стоит, чтобы человек победил то второе своё «я» с великим множеством его слабостей, соблазнов? Что это за путь победы над этим вторым «я»? Путь ли это отшельничества, какого-нибудь аскетизма или ещё что-либо? Что это за путь?

28. И конечно же, выбирали всегда ложный путь, не зная истинного Пути. Пробовали найти разные упражнения, различные системы, методики, всё, что угодно, даже уединяться куда-то в пещеры, просиживая годами в одиночестве, — это всё была попытка как-то справиться со вторым «я». Но всё это было тщетно. Никогда при таких условиях вы ни на шаг не двинетесь в сторону победы.

29. Но этого никто не мог знать. Не зная закона вашего развития, Мир Вселенной не мог этого знать и помогал как мог. И вы, естественно, не зная тоже о своём истинном бытии, искренно устремлялись по этим методикам себя развивать, но по-прежнему оставались всё на том же самом пути всё в ту же самую сторону.

30. Были подвижники, кто искренно, действительно самоотверженно старался исполнять достойно что-то из принятого сердцем их. Но в лучшем случае они только лишь притормаживались в движении в ту сторону; но оно продолжало идти в ту сторону.

31. Так и сейчас. Была лишь надежда, что вы, принимая Завет Последний, искренно постигая, начнёте значительно тормозить в движении, которое ведёт вас к гибели. Чтобы повернуть вас в другом направлении, надо, чтобы вы значительно притормозились в своём таком безумном порыве в одну сторону.

32. И где, естественно, при этом торможении вы должны были испытать давление. Потому что, когда вы просто плывёте в потоке реки и отдаётесь на поток реки, вы не испытываете никакого давления. Но как только вы начинаете противиться ему, давление в спину начинает увеличиваться. Чем больше вы противитесь, тем больше вокруг вас завихрений в этом потоке начинает возникать. Это естественное явление, и тут даже простые законы физики можно применять к вашей жизни. Неизбежно это происходит.

33. Но когда больше завихрений появляется, тогда больше и соблазнов появляется, и становится трудно. А когда трудно, срабатывает и эгоизм, и лень: может быть, тут поддаться, что-то тяжеловато мне спиной выдерживать; может быть, чуть-чуть шажок в опять прежнем направлении? Конечно, шажок можно сделать, чуть-чуть полегче станет.

34. Но это не оттого, что стало лучше внутри у вас. Естественно, чем больше вы опять начнёте делать шаг по-прежнему, тем вам легче будет становиться. Но это будет иллюзия, которая до времени создаст вам некое вроде бы успокоенное состояние. Но оно приведёт уже в известную сторону.

35. И вот, чтобы повернуть и вы из автомобиля не вывалились, конечно, надо этому автомобилю притормозить значительно. Вы многие могли сидеть за рулём, знать, что это такое — сила инерции. А ну-ка, поверните на большой скорости машину в противоположную сторону! А задача изменить вас очень сложная.

36. До сих пор мы обобщённо многое говорили. Семь лет мы многое обобщённо говорили, хотя в конкретных случаях чего-то и касались конкретного, но не столь значительно.

37. И естественно, в этом случае, когда вы слушаете обобщённые предложения, подсказки, не привязанные к конкретным деталям, за вами остаётся право самостоятельно видоизменить обобщённую подсказку, приводя её к собственному конкретному случаю.

38. Но здесь срабатывает один и тот же закон, на который можно заранее улыбнуться. Ответ будет известен. Вы обязательно видоизмените общую подсказку, по-другому не получится, потому что уже есть специфика сознания: видоизменяя общую подсказку, вы эгоизмом перестраиваете её так, чтобы вам было удобно, и применяете к конкретному случаю.

39. Но ведь в этом случае вы успокоены: сказал Виссарион. Всё очень просто. Иллюзия создаётся очень удачно, но вы начинаете делать ложные шаги при полной уверенности, что вы услышали подсказку от Меня. Это есть серьёзная ошибка.

40. И поэтому, чтобы говорить о серьёзном видоизменении жизни человека, требуется коснуться огромного количества информации, связанной с конкретными вашими шагами.

41. Конечно же, здесь нет особого большого разнообразия, ибо эгоизм несёт особые корни характерные, у него есть своя ограниченность проявлений. Эти характерные проявления почти у всех вас одинаковые, имеются только разнообразные оттенки. Вот к этим оттенкам мы сейчас и начнём конкретно прикасаться.

42. На это нужны годы. Вы очень сильно ошиблись многие, считая, что сейчас пришла Истина, сейчас какие-то маленькие усилия, сейчас мы быстренько тут крикнем, бухнем, спляшем — всё, переход произошёл! Мы живём вечно! Забудьте это всё.

43. Я не поправлял эти все ваши иллюзии, которые вы очень часто строили. У вас много настроено разных иллюзий, которые вы не из Моих уст слышали, но между собой придумывали, передавали друг другу, надеясь на что-то удивительное, какое-то чудесное явление событий происходящих, которые тут вспыхнут, и загорелось всё, молнии летают вокруг. А вы, сидя в доме, улыбаясь, друг друга поругивая, начинаете спасаться, обретать вечную жизнь. Хитро!

44. Ничего не получится, непросто будет видоизменить себя. Ведь ту работу, которая вам предлагается, не сделал никто. Вообще её никто никогда не делал, никто не прикасался к этому, все боялись именно этой стороны.

45. Потому что любой из человеков, обретающий какие бы ни было понятия, знания, тайные учения, что бы ни было, всегда стремится к власти, он стремится к тому, чтобы быть хоть чуть-чуть выше других. Тогда у него появляется возможность реализовать свои эгоистические побуждения. Неизбежно. И значит, он неизбежно должен был дорожить своим эгоизмом.

46. А Истина вас просто научит быть равными. У вас разнообразие сохранится, но Она вас сделает равными между собой.

47. А это не хочется брать. Приятно поучать, приятно наставлять, приятно хоть чуть-чуть быть выше ближнего, к чему вы обязательно стремитесь. Ведь само общение, когда вы говорите о недостатках ближнего, что это такое? Это хоть чуть-чуть попытка подняться над ним.

48. У эгоизма есть две формы таких грубых примитивных форм, по которым идёт самовозвышение. Это либо простое самовосхваление, либо попытка уничижения кого бы то ни было из ближних.

49. Самовосхвалением многие из вас не занимаются, то есть многие из вас поняли. Как-то примитивно выходить и говорить: я хороший, я отличник, у меня всё прекрасно. Хотя продолжаете некоторые хвалить ещё дальше себя.

50. Вы переходите на другую форму. Под лозунгом «помогаем ближним» вы дружно устремились судить друг друга.

51. А вот тут-то мы сейчас будем разбираться в том, что же такое правильные подсказки друг другу. Потому что такое обильное обсуждение недостатков друг друга, когда только стоит человеку сказать неудачную фразу, вы: «Это в тебе гордыня!» — уже кричите с другого конца улицы. Нельзя так делать.

52. Чтобы точно узнать, гордыня ли это проявилась у человека … Ну, во-первых, можно сразу исходить: все ваши поступки эгоистичны. Даже добрые дела, которые вы делаете, в основном эгоистичны. Вы просто не подозреваете о тонкостях проявлений эгоизма именно в данной области.

53. К чему мы придём? Мы начнём сейчас с самого грубого, постепенно видоизменяя жизнедеятельность так, чтобы она всё тоньше, тоньше находила в вас недостатки, вы могли их увидеть собственными глазами и приложить усилия это видоизменить.

54. Но это задача будет сложная. На это должны будут уйти годы серьёзной работы, где при этом ваша вера призвана помочь вам на этом пути.

55. Полностью эгоизм нельзя убрать. Как его уберёшь, ведь это же природные особенности, связанные с определёнными эмоциональными проявлениями, и полностью их нельзя никак убрать. Ибо тогда вы перейдёте на уровень внеземного мира с отсутствующим эмоциональным миром.

56. До какой-то степени этот эгоизм должен быть отрегулирован. Он естественен, это ваше «я», настоящее проявление, неповторимое по-своему, но где эмоциональный фон должен быть облагорожен, облагорожен вашим духом.

57. Ибо если ваша душа (основываясь на Обращении, которое, наверное, не всем сразу и понятно такой формы) стала основой, на которой эмоции стали яркими и сочными, что, в свою очередь, вышло за пределы нормы, вообще допустимой в существовании Мироздания, то именно ваш дух, развиваясь, должен окутать это пламя и привести его в гармонию, не потушив это пламя.

58. Только в этом случае сохраняется у вас способность любить, быть очень радостными, ликующими, а не со сдержанно-ровной улыбкой, ликующими, хохочущими, с таким большим удивительным пламенем, но которое, уже облагородившись духом вашим, не будет иметь агрессивных, опасных сторон проявления эгоизма и эмоций человека.

59. Это его негативная сторона переживаний серьёзных, которые обязательно чередуются с усталостью какой-то и стрессовыми состояниями. То есть это серьёзная сторона, которая делает общество неустойчивым, она должна быть обязательно окутана вашим духом. Только в этом случае вы способны жить, достойно развиваясь, не находясь в неустойчивой позиции. А неустойчивая — это опасная очень позиция.

60. Почему Мир Вселенной делает все усилия методически убирать эмоциональный фон? Эмоции не бывают односторонние, то есть улыбки и радость, всплески восторженности и никаких переживаний. Такого не бывает. Это весь эмоциональный спектр, его нельзя разделить, отрезав что-то лишнее, чтобы оно никогда не проявлялось.

61. Если есть радость, значит, у вас есть способность расстроиться, огорчиться. И если этот эмоциональный фон в мире научно-технического развития оставить, то это чрезвычайно опасная ситуация. Что если человек ли, существо, способное держать молнии в руках, в какой-то момент расстроится? Он один взорвёт планету или целую звёздную систему, натворит таких бед!

62. Поэтому при развитии научно-технического характера той или иной цивилизации ни в коем случае не допускается наличие эмоционального фона. Это задача первостепенной важности любой цивилизации Разума, при которой эмоциональный фон убирается различными упражнениями на начальной стадии формирования цивилизации.

63. Затем это воздействие идёт на детей с самого рождения при определённом воздействии на их психику, сознание, введении различных кодовых понятий в их существо, при котором уже становление личности идёт без наличия вот этих опасных проявлений эмоционального фона. Но это разумными усилиями достигается у них.

64. И те упражнения, которые хорошо известны Мирозданию Вселенной для начального этапа развития, они попробовали и вам дать, потому что видели, что ваши эмоции превратят вашу жизнь в невероятный хаос и дикость, который постоянно влечёт пролитие крови, безумств немереных.

65. А как убрать ваши эмоции? Делается определённое усилие, знакомое уже. И тогда вам даются понятия, которые вам стали известны: медитациями, йогами и прочими-прочими методиками.

66. Но оно не решало проблему, потому что человек, уединившись в эти упражнения, удаляясь, отрывался от жизни, он переставал жить. И он не побеждал себя, он просто на время отложил это для себя. Но победы не шло, жизни в этом случае не шло.

67. И если для них это благоприятно было сделать разумом, разумными усилиями, это возможно было только потому, что эмоциональный фон природных ваших инстинктов без души проявляется в определённых уровнях, которые легко можно сознанием регулировать и контролировать.

68. А наличие души, что с вами было связано — внезапно, неожиданно, — в Мироздании никем не предусматривалось; нет ни одного закона, который способен был заранее что-то приготовить для вас.

69. Это — шаг вашего Отца, Который дал вам жизнь. Получилось так, что, воплотившись в тело, вы этот эмоциональный фон вывели за все допустимые нормы, которые существовали в Гармонии; и разум оказался не в состоянии его контролировать, он легко перекрылся вашими эмоциями.

70. И началось что-то невиданное. У вас, у того тела, которое существовало при вашем воплощении, сразу изменилось восприятие окружающей реальности. И началось становление чего-то нового; никому не понятное, что стало происходить в цивилизации на Земле, то есть с вами, что-то невиданное, такое необычное, хаотичное.

71. Это уже был рождён человек, новый человек, молоденький человек, наивный и прекрасный, но злющий. И никак нельзя было это поменять насильно. Случилась очень большая сложность. Вам надо было это оценить уже самостоятельно. Это только самостоятельно надо начинать оценивать, иначе сложно потом давать что-то в помощь вам.

72. И нужен был определённый период, когда вы постепенно будете накапливать какую-то важную ценность в себе, даже не зная о ней.

73. А для этого единственной возможностью было использовать законы вашего перевоплощения. Единственная возможность помочь вам сохранить хоть что-то, накопить хоть что-то, основываясь на котором вы уже однажды сможете вступить на нормальный Путь становления.

74. И вот с помощью этой единственной возможности Отец терпеливо помогал вам накапливать необходимое, не обращая внимания на всё, что вы творили, а подбирая так вам обстоятельства, при которых вы приобретали необходимое себе для познания. И так вы шли, создавая большую-большую путаницу.

75. И конечно же, не головой вам предстоит организовать свои эмоции, но только вашим духом. А законы вашего духа специфические, их нельзя придумать разумом, независимо, какой бы объём развития в его основе ни был, потому что это совсем другой закон, чем закон развития разума, на котором он сам основан в Мироздании.

76. И вот поэтому сложились разного рода ситуации, обстоятельства, с вами связанные, которые готовили вас, дабы однажды вы смогли осознать истинную свою суть, особенность свою понять, оценить достойно, и вот тогда уже начинать нормально развиваться, как подобает человеку — человеку творящему, творцу, о чём мы уже раньше говорили. Ибо поэтому и было такое введение слов «подобие Богу», которое можно по-разному трактовать.

77. Но трактовку необходимую Я вам уже сказал: Отец — Творец, и вы — подобие Его. Значит, вы должны быть творцами.

78. Мы не говорим о равности, но мы говорим об особенности творить, где вы живёте только жаждой творить, жаждой отдавать своё сердце, — в этом будет особенность вашего пребывания и расцвета.

79. Но пока царствует эгоизм, жажда отдать чрезвычайно мала, и она только лишь у единиц. А если кто-то и отдаёт, то он прежде беспокоится о своём собственном имени, прежде всего он старается доказать своё, он старается показать себя.

80. И поэтому чуть-чуть ущемите его в творчестве — и он возопиет, он будет громко кричать о недовольстве своём; потому что не творчество его было главное, а он сам себя вносил туда как главное.

81. И поэтому сейчас, открывая многое, мы создадим много разных условий, при которых вы хорошо увидите себя: кто же вы на самом деле есть.

82. Но нет смысла говорить об исцелении, не зная, что есть болезнь ваша. Как вы будете говорить, от чего вы хотите излечиться, если не знаете истинной сути заболевания? Поэтому, конечно же, о нём надо однажды заговорить. Нет смысла скрывать суть заболевания. Тогда какие усилия вы будете прилагать?

83. Надо понять, что же есть основная ошибка, откуда она идёт, каков корень этой ошибки, чтобы уже серьёзно разбираться с ним и однажды этот корень выдернуть (а он у вас проявляется во всём), и это самое сложное.

84. Потому что всё, что Я буду вам давать, вы неизбежно будете преломлять собственным эгоизмом. И вы обязательно будете рождать ложные понятия, в которые нужно будет вмешиваться впоследствии, корректировать эти понятия, много раз употреблять одну и ту же истину с разных сторон, пока постепенно вы не начнёте выходить на какое-то общее понимание, единое и наиболее верное.

85. Но это колоссальный труд сейчас потребуется, где надо быть очень осторожными от первых выводов, которые вы будете делать; тем более многое упростится.

86. Теперь, просмотрев вашу жизнь, как вы реагируете на многое, Я буду стараться давать ответы другого рода, где почти не останется возможности домысливать эгоизмом. Я буду давать прямые ответы, как поступил бы верующий человек.

87. Вам останется только лишь попробовать себя вместить в эту форму, которая выше на ступень или на две, или на три от того, что вы делаете в своей жизни.

88. И только лишь стремление соответствовать этому шагу будет видоизменять и ваше существо так, как должно этому изменяться. Но для этого нужны ваши вопросы.

89. В этом есть своя особенность очень важная, она связана со многими закономерностями, что Я стал затрагивать в Обращении, отчего Я стал открывать вам и тайну Своего Бытия, отчего нужно внести много понятий, поправок в ваше понимание, потому что в головах у вас создалось много ложных образов.

90. Они создавались веками. Вы их сами придумываете, сами предполагаете, что так должно быть якобы в этих условиях, и начинаете верить как в Истину, хотя придумали сами. Но проявляется истинная особенность, о которой также не ведало Мироздание. Оно не знало, что есть Учитель Истинный.

91. И поэтому на этих основах много-много разных было ложных понятий, и которые многих из вас путают до сего дня. Потому что вы соприкоснулись со многой ложью, и вы неизбежно уже ею прониклись, и вы неизбежно начинаете её ко Мне применять.

92. Но она ко Мне не применима, Мой закон Бытия совсем другой. А вы её так применять хотите успешно. Но это всё ко Мне не применимо.

93. И поэтому здесь есть много разных особенностей, и Я хотел бы, чтобы вы уяснили их раз и навсегда. Ибо в дальнейшем вы легко будете узнавать Моё Появление, не будет проблем. Это сейчас у вас большие сложности, потому что есть второе «я», заинтересованное в том, чтобы не увидеть, чтобы не принять.

94. Потому что приходящая Истина — на погибель этому второму «я», которое будет защищаться. И теперь вы хотите, просите помощи, но Мне приходится оказывать вам помощь, воюя с вами, воюя с вашим эгоизмом. Мне придётся отбивать вас, вступая в битву с вами же.

95. А вы будете говорить: «Помоги!» — но будете закрываться от Меня руками своими. И будет такая непростая картина, но которая по-своему неизбежна.

96. И лишь опять же терпение и время, при котором всё больше и больше будет побеждать уже ваше истинное «я». Оно будет вырываться наружу постепенно, вы будете многое осмысливать уже правильно и уже начнёте прилагать собственные правильные усилия в победе над собой.

97. Но это уже будет долгая история. Потому что, Я уже сказал, самое сложное — это начинать, когда первые истины вы воспринимаете огромным объёмом внутренней собственной информации уже искажённых понятий.

98. Вы сразу эту новую истину принимаете вот этим искажённым фоном. Естественно, он будет искажать эти истины. И только лишь постепенно, когда накопится достаточный объём прямых ответов, многое начнёт облегчаться. А это уже важные ответы в вашей победе над собственным эгоизмом.

99. Ибо не только лишь рассуждения о том, что же у нас за ошибки, о чём вы сейчас спорите на разных морально-этических собраниях, — не только это прежде всего. И даже это не есть главное. Главное — практический шаг, который вы делаете в минуту, когда попадаете в те или иные обстоятельства.