Повествование от Вадима

Часть 9

Глава 11

Двадцатый день марта. Петропавловка. Встреча Учителя с петропавловской Семьёй в зале гостевого дома, бывшего ранее домом в Малой Минусе, где однажды жила семья Учителя и семьи нескольких учеников.

2. «Учитель, скажи, пожалуйста, как понимать слова в главе двадцатой Книги Обращений: «Помните! Все необходимые человеку душевные качества, особенно в настоящее время, обязательно нужно развивать, но не так, как сие происходит: объясняя словесно и в то же время забирая всё сказанное руками»».

3. «Есть дела человека, которые он творит словами, а есть дела человека, которые он творит руками, усилиями, через которые вы, в общем-то, и формируете свою жизнь, призваны формировать жизнь.

4. И если на ваших устах только лишь благостные призывы, а в непосредственных усилиях вы делаете несоответственно этим призывам, упоминаниям Истины, вот тогда ваши руки вроде бы и делают что-то, но на самом деле забирают то, о чём прежде пытаются высказать обильно ваши уста, говоря о прекрасном, о любви, о вере, что вы часто друг другу можете напомнить, повторяя слова Истины.

5. А дело началось, а как раз в деле-то и всё забрано обратно. И если уж говорят уста ваши о любви, так пусть и дела ваши, руки ваши покажут эту любовь».

6. «Сестра сказала, что болеет, печень не принимает у неё другие продукты, кроме риса и гречки».

7. «Это неверно, крупу вообще желательно кушать не обильно. Это не принесёт вам столько благ и здоровья, если так обильно кушать крупу. Это неверная психологическая настроенность.

8. Самое живое — это когда вы больше обращаетесь к овощам. Крупы должны в минимальном количестве употребляться.

9. Вообще, крупы желательно выращивать, но столько, сколько вмещается у вас, выделив какое-то место на собственном огороде. Не надо определять это как какой-то масштабный посев на больших площадях.

10. Представляете: каждый день мисками кашу есть — это такие огромные площади земель надо вспахивать, туда уже не выйдешь, руками так вот скромно перебирая земельку.

11. Такие площади — как вышел, начал с весны и осенью только закончишь просто землю перерабатывать. А там уже и зерно бросить некогда будет, там уже и снег выпадет.

12. Крупы вы можете выращивать минимально, рис вы всё равно выращивать здесь не будете; сою, рожь, гречку — вот это пожалуйста, выращивайте.

13. Но Я говорю: это то немногое, что вы даже можете вырастить на собственном огороде. Какую-нибудь полосочку выделили, солнечное где-то место — посадите.

14. И у вас уже в течение года, время от времени, в качестве праздника или каких-то интересных ещё дней, когда вы хотите приготовить, угостить кого-то — пожалуйста, вы взяли, в ступочке её обработали спокойно.

15. Тут не надо подключать какие-то большие опять усилия к какому-то массовому дроблению, очищению, веянию, ещё к чему-то, что в этом случае, как правило, требуется. А вот это то, что достаточно вам в семье, и это вы в состоянии сделать будете на самом деле собственными усилиями.

16. Вот тогда вы угостите кашкой на какой-то праздник. Либо кашкой, либо это войдёт у вас в супы, ещё в какие-то блюда, вместе с овощами употреблять будете, — вот это будет правильно.

17. Но если вы идеологический акцент неверный поставите, вы можете зависеть от этого; но это вовсе не будет означать, что действительно в этом у вас есть нужда.

18. Здесь просто надо быть внимательным с этой идеологией. Упростите. Вы больше, наоборот, акцент сделайте на овощи — вот где ваша основа, — сою, рожь.

19. И тайга, лес, где вы можете кедр брать, масло кедровое делать, пусть немного. Но особо обратите серьёзное внимание на кедровое масло, это большая сила.

20. Достаточно будет хотя бы по чайной ложке ежедневно с утра просто выпивать на голодный желудок такое вкусное, чудесное масло.

21. И вот где-то в зимне-весенний период, когда как раз и овощи уже залежались у вас в погребах, вот это масло будет очень много придавать вам сил.

22. Тем более его нельзя в чистом виде долго держать. Оно держится где-то, может быть, три месяца от силы. Поэтому оно хранится в орехах, а потом приходит время — вы опять очищаете, делаете всё необходимое, масло выделяется; и в течение месяца-двух надо уже его скушать, потом опять можно изготовить.

23. Но для этого уже надо потрудиться, конечно, время от времени выезжая или выходя куда-то, на лошадках ли поедете собирать дружно шишки, которые будут падать.

24. Но опять же умело, ни в коем случае не испугав кедр, ни в коем случае не ударив по нему ничем. И в молитве обратившись, и к Земле обратившись ласково, уже возьмите эти шишки; тогда они будут нести большую силу в своих зёрнах».

25. «Ко мне подошли мужчины, и я через одного узнала, что у нас шесть одиноких мужчин нуждаются в помощи женщин по хозяйству, по дому. Шестерым сразу я одна помочь не могу. Как мне поступить в этом случае?»

26. «Исходить из того, что ты можешь сделать, конечно. В данном случае мужчины тоже могут определить эту нужду, если есть такая явная нужда, и это как-то зафиксировать.

27. Если они посвящают большую часть времени какой-то работе, то действительно, бывают такие моменты, где желательно им помочь, иначе им придётся тогда меньше тратить усилий на главные строительные какие-то работы очень важные, жизненно важные.

28. А потом, если к женщинам эта нужда попала на собрание, они могут вместе на собрании это всё порешать».

29. «По окончании общих работ, около шести часов вечера, я подходил к маломинусинскому дому, в котором проживаю. Два брата пилили дрова, заготавливали впрок. Я подключился к работе. Затем я пригласил брата пойти на обсуждение кассеты, так как с пяти часов начиналось прослушивание с обсуждением, установленное собранием Семьи. В ответ брат сказал: «Давай вместе закончим распиловку дров, а потом вместе пойдём на прослушивание», — и добавил: «Если хочешь, иди». И я ушёл прослушивать кассету.

30. На другой день мне высказали мнение, что я бросил товарищей в их нелёгком труде, прикрывшись обсуждением кассеты. Я объяснил свой поступок тем, что руководствовался словами Учителя о святом времени совместного постижения Истины, которое у нас никто не смеет отобрать. Мне ответили, что в моих действиях кроется неосознанная лень, что в моём поступке видится фарисейство, когда за буквой Закона я не увидел большее в помощи товарищам.

31. Можно ли считать обсуждение кассет святым временем? Правильны ли мои понятия о святом времени и, в связи с этим, правильны ли мои действия?»

32. «На прослушивание имеет право пойти любой верующий. Если ты искренно видел в этом нужду, ты имеешь право этим воспользоваться».

33. «А требовать, чтобы он в этот момент выполнил другую работу? Допустим, я работала на кухне, и нужно было принести воды. Я к нему обратилась, он мне пообещал, но потом увидел, что уже пять часов и слушают кассеты. Он сказал: «Я не могу, попроси кого-нибудь другого». Там были другие люди …»

34. «Такое обращение возможно в этом случае. Если немножко опоздать, это допустимо в такой момент.

35. Но только посмотри, взвесь, если хочешь кого-то пригласить в помощь, посмотри по времени; пригласи в помощь тогда, чтобы человек успел принести и успел сходить на собрание, ведь ты же тоже знаешь о начале собрания в это время».

36. «То есть я не имела права обвинять, что это его лень и он не хочет помочь?»

37. «Нет, никто в этом случае не имеет права обвинять его в лени. Если это ставится и это ставится как необходимое, то уже обвинять никто не имеет права в усилиях верующего поглубже погружаться в то, что определено для познания.

38. Потому что в этом случае всякий обвиняющий уже встаёт на позицию осуждающего. Осуждение — это тоже является грубым нарушением законов Истины, призванных формировать ваше житие и развитие.

39. Поэтому слова «фарисейство» и прочие это есть грубая форма осуждения. Давайте выбросим эти ненормальные навыки — другому причислять какие-то названия.

40. Хотите говорить о конкретной ошибке — называйте конкретную ошибку, подтверждение которой вы должны найти в Писании, в Истине.

41. Если этого подтверждения не находите, вы не имеете права настаивать, потому что вы настаиваете тогда на своём собственном мнении и утверждаете его уже как истину.

42. А кто вы такой тогда в этом случае? Не будет ли слишком высоко вознесённым собственное имя в таких утверждениях?

43. Утверждать можете в этих отношениях только истину, которую вы хорошо знаете, и если точно видите соответствие данному действию этой подсказки.

44. Всё остальное вы можете предполагать, мягко подсказать, но подсказать не наставляя, не поучая, а предлагая, чтобы и с этой стороны человек мог посмотреть на это предложение.

45. И если он остаётся при своём мнении, в этом нарушения нет: прекрасно, он идёт. А всякий, подумавший негативное в этот момент о нём, внутри почувствовавший негативное в этот момент о нём, это тот, у кого ущемлён эгоизм, гордыня. Это ненормальное проявление.

46. Здесь надо себя сразу поймать и признаться: ага, закусило всё-таки. Почему это он должен исполнять то, что ты хочешь? А где ваша благодарность к реальности?

47. Вы же начинаете требовать от человека, чтобы он сделал то, что именно вы посчитали необходимым. Именно вы посчитали необходимым, что сейчас, напилив, он сделает наибольшее человечеству? Нет, такая в этот момент идея у вас не присутствовала. Вы считали, что, напилив, он наибольшее сделает вам самим, но не человечеству. А ведь правильное приложение усилий ваших это есть усилие во благо человечества.

48. То, что вы сделаете конкретно своими руками, вы можете отдать одному человеку, вы можете отдать попользоваться, в лучшем случае, какой-то небольшой группе людей.

49. Но сам процесс приложения правильных усилий — это процесс на энергийном силовом уровне влияния на всю среду, в которой пребывает всё человечество.

50. И значит, чем правильнее вы прилагаете эти непосредственные усилия, тем вы оказываете благотворнее воздействие, необходимое всему человечеству. Поэтому здесь правильно выбранное внутреннее усилие играет очень важную роль.

51. А ваше стремление негативно реагировать на что-то, на какое-то усилие — вот здесь надо быть до предела внимательным вообще, потому что прежде это будет исходить из того, что вы требуете, чтобы это было так, а если оно не происходит, у вас возникает негодование.

52. Но вы не знаете предопределённого Богом, вы не знаете того предопределённого обстоятельства, которое свершилось и которое должно свершиться, вы не знаете того предопределённого, что должно быть приложено в этих обстоятельствах усилиями того или иного человека, что на самом деле будет в целом во благо всех вас; вы не можете этого знать.

53. Поэтому, если человек делает усилие, которое в принципе не противоречит Истине, не смейте здесь торопиться осуждать его.

54. Вы поторопитесь осуждать, где явно видно его нарушение, когда конкретно видно какое-то грубое нарушение заповедей, законов, которые уже определены и уже хорошо всем известны. Тогда можете где-то строго сказать: «Ну, сколько же можно! Это что за слабость у тебя вновь и вновь мы видим?» Тут где-то по-братски вы можете встряхнуть ближнего.

55. Но если вы касаетесь понятий, где сложно выразить точно, что это есть грубое нарушение, у вас есть просто право посмотреть, осмыслить, порассуждать на эту тему, связать её со своими ощущениями.

56. Но если вы на этих думах, на этих предположениях выстраиваете осуждение — это большая неопрятность уже внутри вас, этого делать вы не должны ни в коем случае.

57. Умерьте свою гордыню в этом случае, не надо поучать на предположениях. Предположения вы можете предложить для совместного осмысления, но ни в коем случае не для утверждения в качестве истины».

58. «Как должен поступать верующий человек, услышав подобные упрёки?»

59. «Поблагодарить за подсказку, ни в коем случае не отреагировать негативно, но предупредить, сказать: «Извините меня. Может быть, я поступаю не совсем верно, но сейчас я очень чувствую нужду в пребывании там и прослушивании. Мне это очень нужно, я чувствую потребность в осмыслении, в улучшении своих понятий, расширении своих понятий. Мне очень важно присутствовать в этот момент там».

60. Тем более порой может быть и оправданием даже просто слышать записанную на кассете речь, она тоже способна определённым образом благотворно сказываться. Просто укрепить силы свои — и то в эту минуту можно немало.

61. Поэтому, если человек попадает в эту ситуацию, он, конечно же, с благодарностью относится к подсказкам ближних.

62. Но это должны быть опять же подсказки ближних, а не удары, которыми ближние торопятся его осудить, не используя при этом Истину, а просто лишь пользуясь предположениями.

63. Но это надо стерпеть, улыбнуться, потому что это всё-таки забота, какая бы грубая ни была, но всё-таки забота по-своему».

64. «Подходит ко мне брат и спрашивает: «У тебя машина на ходу?» Я говорю: «Там небольшая неисправность». — «Ты меня можешь сейчас отвезти?» — «Пока не могу, пока не готов». Он молча встал и ушёл. А я в это время выполнял работы по бане. Он ушёл, я работу прекратил, остался в раздумье.

65. Со своей стороны, я не спросил его, какая нужда, он поэтому и не сказал её; значит, не разобрался в ней. А он побеспокоился о «здоровье» машины, а не спросил, какое здоровье у меня, хотя я себя чувствовал не совсем нормально. Допустим, он мог бы сказать: «Давай я тебе помогу, вот это сейчас сделаем …»»

66. «Верно. Если бы так было сделано, было бы очень чудесно.

67. Если пришедший нуждается в помощи в виде транспортного средства, конечно же, самое правильное, когда он поинтересуется и возможностями: есть ли вообще возможности использовать это всё в помощь; конечно же, и здоровье, и всё остальное.

68. Но в то же время надо было и спросить, а какова же нужда у ближнего, потому что, действительно, это может быть что-то очень важное, а он просто из скромности постеснялся это сказать.

69. Чтобы сделать оценку, ведь надо же немножко уточнить эту ситуацию, потому что любой ваш вывод, как правило, часто делается очень поспешно из того вывода, который быстро возникает на основе услышанных каких-то фраз. И вам надо решать, то есть или «да» ответить, или «нет» ответить на многие разные вопросы.

70. Если вы будете внимательней присматриваться к этой ситуации, то вы сможете увидеть необходимость уточнений подобного рода. Вы уточняйте, не стесняйтесь. Немножко уточните эти детали, а потом уже можете окончательно решить: есть ли возможность это сделать, нет ли возможности.

71. Потому что либо нет возможности сделать оттого, что, допустим, транспорт не в порядке; а другое — нет возможности потому, что просьба имеет меньшее по отношению к большему, которое необходимо успеть сделать, а потом уже использовать транспорт; разные причины бывают в этом случае.

72. И конечно, когда дополнительное идёт уточнение, уже видится, чем можно пожертвовать, чтобы сделать что-то другое.

73. Ведь вы во взаимоотношениях друг с другом предлагаете друг другу какие-то свои интересы. У вас же есть какая-то цель; значит, определяется эта цель каким-то определённым интересом вашим.

74. Другой человек живёт, он также стремится использовать соответственно своим интересам какие-то усилия. И если вы пробуете взаимосвязать свои усилия, чтобы друг другу помочь, то вы невольно накладываете эти интересы друг на друга, то есть как бы сводите интересы.

75. И тут кому-то придётся пожертвовать. Если у вас с двух сторон есть интересы, которые надо сделать, а это сделать можно, только лишь соединив усилия, значит, в этот момент какой-то один из интересов будет делаться первым, а другой интерес будет делаться вторым. Нужно взвесить: где же больше, где меньше?

76. И вот, прежде чем поторопиться дать ответ, конечно, нужно предварительное уточнение этих интересов, где вы уже вполне, чувствуя своё сердце, легко можете пожертвовать своим, сделав другое, либо отказать, потому что вы разумно посмотрите: «Нет, ты уж извини, сейчас вот это, конечно же, важнее сделать».

77. Да он и сам поймёт, что это важнее, ибо он увидит, что вы делаете. Либо предложит помощь тогда: «Давай вместе сделаем, мы быстрее сделаем». Пожалуйста, прекрасный вариант.

78. Либо, если это невозможно сделать, не успевается по времени, то он может отойти, попробовать с другого края где-то, с другого места двинуться к достижению собственной цели.

79. Но вот это предварительное уточнение, конечно, очень важно, чтобы уже дальше не от своих побуждений это оценить, первых побуждений, которые часто бывают не совсем верными. А вот такое уточнение приводит ясность картины, и уже легче определить, чем можно пожертвовать, во имя чего.

80. Эта беседа ваша — это как раз выражение заботы. Но всё у вас начинается с вопроса обычно, когда вы приходите друг к другу. Если внимательными быть, то вообще-то во многих обстоятельствах, когда вы друг к другу приходите, беседа ваша может начинаться с вопроса. А требование, прошение это не есть вопрос. Вы с вопроса начните».

81. «Как верующий человек должен относиться к принципу «ты мне — я тебе»?»

82. «Давайте тогда введём понятие определённого небольшого закона. Если верующий приходит с пожеланием найти помощь со стороны ближнего, то вот теперь, используя предварительно то, что Я сейчас говорил о разности интересов, естественно, получается простая картина: вы накладываете интерес, но вы приходите с прошением, понимая, что вы сейчас ближнего оторвёте от исполнения какого-то интереса.

83. Интерес у него вряд ли будет такой, что его от телевизора оторвали, что он лежит задрав ноги, мечтает об Африке, о чём-то ещё красивом, тёплом, вкусном.

84. Вы, конечно же, оторвёте его от жизненного интереса, ведь тем более у вас жизнь здесь развивается достаточно интенсивно, она требует от вас больших усилий непосредственно к земле, в хозяйстве, очень важных усилий.

85. Так вот, если вы, уже естественно доверяя, понимая, что человек, конечно же, планирует свой рабочий день, в этот момент приходите со своим прошением, то вы естественно должны подразумевать: а можете ли вы как-то скомпенсировать то, что вы оторвёте его от своего усилия, которое ему действительно надо сделать?

86. Вот эта ваша дополнительная забота о возможности скомпенсировать — это нормальное побуждение верующего человека, это уже ваша забота о нём.

87. Потому что вы же хотите воспользоваться помощью, но у него же оторвано будет его собственное усилие также от важных каких-то жизненных проблем. И вот такое усилие нормально, тогда ваш взгляд будет нормален.

88. Но если вы будете приходить только с разговором о своём собственном интересе и всё, тогда получается странная картина: а для чего вы приехали? Если верующий стремится жить во благо окружающих, а, получается, приходите друг к другу только с думами о благе себе.

89. Нет, тогда уж вы поглубже смотрите, то есть доверяя друг другу, что каждый из вас сейчас по-своему как-то осмысливает хозяйство, какие-то усилия; у него, естественно, планируются какие-то его замыслы. Но это тоже надо уважать, потому что он видит это необходимым, и, конечно же, вы на равных условиях в этом случае, где нельзя собственную проблему сразу поднимать как самую большую.

90. Будьте здесь осторожны, потому что выбор тоже должен сделать сам человек. Ему нельзя навязать, чтобы он сделал его по каким-то вашим теориям; он должен сам его сделать.

91. И поэтому, если он даже не делает, выбирая меньшее по отношению к вашему большему прошению, вы не имеете права его осудить.

92. Откуда вы знаете на самом деле, что больше, что меньше? Это на ваш взгляд, что он выбрал меньшее; может быть, с логической точки зрения, которая оценивает поверхностные факты, что это меньшее выбрано по отношению к вашему большему.

93. Но есть гораздо более глубинные процессы, определяющие на самом деле — что есть большее, что меньшее, что на поверхности очень сложно оценить своим сознанием.

94. Тем более ведь вы же здесь формируетесь во имя собственного духа, а не во имя какого-то примерного хозяйства. Во имя духа — вот хозяйство основное, внутри.

95. А внутри хозяйство формируется не от ровного забора снаружи вашего дома, не от ровных грядок, не от обилия морковки. Это формируется от того, как вы относитесь к тем или иным обстоятельствам, порой логичным, порой нелогичным; но как вы относитесь к ним — вот там начинается уже формирование вашего внутреннего мира.

96. Поэтому далеко не всё надо определять чисто разумом: «Ну как же, вот я же вижу, вот это два, вот это один; вот это большее, это меньшее».

97. Логически — да, два больше, чем один. Но если вы неверно к этому относитесь, выражаете неверно своё отношение — вот это начинается горе, независимо от того, насколько вы точно понимаете, что два больше одного.

98. Можно сказать: ваш механизм мышления неплохой. Но в человеческих качествах вы становитесь всё хуже и хуже, вы становитесь всё более никчёмными, вы становитесь всё более неопрятными в проявляющемся Мироздании. И получается, уходите от того, что призваны исполнить уже по Воле Отца своего.

99. Так что здесь особенно будьте внимательны к тому, как вы относитесь к тем или иным явлениям. А то вы, быстро оценив головой, торопитесь выразить своё отношение к этому, и у вас, казалось бы, звучит такая иллюзия некоей справедливости.