Повествование от Вадима

Часть 8

Глава 46

Вечером двадцать первого октября Учитель встретился с путниками из деревни Подгорное. Они пришли к Нему с вопросами о детях, о школе.

2. «Какое место в природной и общинной семьях занимают дети?»

3. «Первое место. Всегда первое место занимают дети. Я ещё с первых проповедей вам говорил, что ваша задача во многом — остановить то, что происходит, создать благоприятную атмосферу. А дети уже продолжат действие, которое призвано понести основную ношу формирования будущего, когда процесс развития начнёт всё больше происходить, как новое общество. А это уже дети.

4. Поэтому во имя детей здесь всё и создаётся. И конечно же, там, где выбор становится между детьми и чем-то ещё, дети всегда перевешивают. То есть всё, что связано с детьми, должно перевешивать во всём».

5. «Имеют ли право родители отказываться от общения с детьми или помощи школе под предлогом общинных или хозяйственных работ по дому?»

6. «Тут надо смотреть, что касается «помощи школе». То есть если выдвигается просьба со стороны школы в каком-то организованном взаимодействии со стороны родителей или не родителей, вообще верующих этого населённого пункта (здесь даже не ставится вопрос: родители или нет), то этот вопрос должен рассматриваться как один из вопросов первостепенной важности из тех, что рассматриваются в череде главных работ.

7. И обязательно рассматривается возможность оказания помощи. Не вопросом ставится (будем оказывать или нет?), а вообще рассматривается вероятность оказания помощи, которая наиболее благоприятна. Если не удаётся скроить благоприятное усилие, то пусть хоть меньше, но всё-таки усилие это будет приложено».

8. «Является ли общинным трудом работа в школе и обеспечение школы продуктами и дровами?»

9. «Работа в школе, конечно, является общинным трудом, независимо от того, у всех дети там учатся или не у всех. Это нормальная общинная деятельность, которую надо серьёзно оценивать и пробовать её организовывать, и всё благоприятное для этого делать.

10. А что касается обеспечения школы продуктами, дровами… Если сложно с продуктами как-то разобраться, значит, в школе надо создать таким образом распорядок жизни, когда на какой-то период времени ребятишки будут уходить домой кушать. Ну, пусть дома покушают, дальше продолжат свою учёбу. Это нужно обязательно учесть, если возникают какие-то осложнения.

11. Но что касается дров, тут уже разговора не может быть, — конечно, дрова должны быть. Забота о детях всегда должна быть яркой и достойной. Вообще возникновение таких вопросов говорит о том, что слишком много чужого у вас проявляется друг перед другом, много отчуждения, неправильное понимание происходящих событий.

12. Лучше сразу исходить: если связано с детьми, смотрим, что мы можем наиболее благоприятно для них сделать».

13. «Должны ли все общинники принимать участие в формировании школы?»

14. «Конечно. Всё сводится к одному: дети — первое, и во имя их всё делается. Так что с разных сторон, как ни ходите вокруг, дети становятся первыми.

15. И школа, и всё необходимое для этого — учебники, какие-то подсобные материалы, столики, стульчики, всё, что необходимо, — это становится главной задачей всех. И тут не должно разделяться — родители или не родители. Это вообще задача населённого пункта, где пробует ли развиться единая Семья, не пробует ли развиваться — неважно. Это должны быть усилия всех верующих.

16. Если Я уже сказал вам, что дети — это те, во имя кого вы сейчас приложите максимальные усилия, то для верующего это закон, и он не может его обойти. Все остальные могут обходить, если не видят это необходимым, но это уже не относится к сфере Веры».

17. «Мы не умеем общаться с детьми, поэтому зачастую в природных семьях нет духовного единства, особенно между взрослыми и детьми. У нас такой вопрос: какой закон лежит в основе единения детей и родителей, детей и взрослых?»

18. «Один и тот же закон. Это то, что вы сейчас будете постигать: Веру, все законы, правила, заповеди. То есть весь комплекс того, что Мне приходится оговаривать, это всё один и тот же закон — закон взаимоотношения друг с другом. Здесь не важен, не ставится возраст: закон один у всех.

19. Становление единой Семьи активизирует всё. Оно поставит большую ответственность, когда каждый человек каждым днём должен будет реально показать, как он воспринимает эту ответственность. Ибо реально будут ставиться задачи, в которых будет быстро формироваться сам человек, потому что в решениях этих проблем выйдет изнутри очень много того, что надо менять внутри.

20. И эти активные условия позволят избавляться человеку так же активно от всего недостойного, что, естественно, будет облегчать задачу формирования его сознания, его внутреннего мира, ещё более глубокого проникновения в ту истину, которую он получает.

21. А естественно, таким образом видоизменяясь, он сам начнёт рассматривать и проблему с детьми совсем иначе, с другой стороны начнёт на неё поглядывать. И тогда уже усилия у него начнут иного характера складываться.

22. То есть с детей нельзя многое спросить, но прежде это будет спрашиваться со взрослых. Их любовь, их забота, их стремление к тому, чтобы они сами были чистыми, достойными, — всё сделает, всё приведёт к необходимому.

23. Этот закон всеобщ, он для всех. И тут уже нет таких правил отдельных — для одних, для других групп. Он сразу открывается для всех, ибо главная проблема — именно во взаимоотношениях людей друг с другом.

24. И независимо, кто это (ребёнок либо седой старец, какое звание у человека, какой он пост занимает — совершенно неважно), у всех одна и та же проблема во взаимоотношениях. Срабатывает один и тот же закон. И поэтому, конечно, нет нужды говорить о каких-то отдельных видоизменениях. Изменение должно быть повсеместное, целостное, только тогда нормально идёт формирование человека.

25. Когда идёт формирование, человек, естественно, меняется. И наперёд нет смысла заглядывать, потому что он всегда будет приходить к новому шагу более изменённым, и уже этот новый шаг будет видеть иначе. Мы уже будем корректировать в дальнейшем этот новый шаг с новым человеком, приводя к ещё более высокому состоянию, опять будем корректировать новый шаг с ещё более изменённым человеком и — дальше.

26. Когда вы меняетесь, те же самые проблемы вы уже начинаете смотреть по-новому. И если сейчас кажется — вам нужны какие-то подсказки в какой-то области, то, уже подходя самостоятельно к ним, когда непосредственно уже потребуются Мои подсказки, вы увидите, что вам нужны совсем другие подсказки, а не те, какие, кажется, сейчас нужны. То есть порой нужно кое-что изменить в себе, а для этого Я даю уже то, что сейчас к этому и поведёт.

27. И сейчас просто надо не утратить ни одной буквы. Это Закон Жизни. Надо учиться понимать, что, если он даже звучит тихо, он должен греметь громом в сердце верующего.

28. Но не должно относиться, что если тихо сказано, то значит, может быть незначительное; если громко говорится, значит, надо прислушаться. Это всё рабские понятия.

29. Ищущий мудрости ищет её и в шёпоте, ищет её в перезвоне песчинок, но не обязательно там, где громыхают громы большие и сверкают ослепительные молнии. Надо искать в каждом шуме и шорохе истину, и мудрый будет прислушиваться ко всему».

30. «Мы бы хотели помочь нахождению единства между детьми и родителями. Хотелось бы предложить разные формы: формы игры, единого творческого задания, форма, например, такая, как единый труд. Затем, может быть, проблемные встречи, когда будут вместе обсуждаться, находиться пути единения и чувствования…»

31. «С детьми и взрослыми?» — спросил Учитель.

32. «Да».

33. «Смотря какие проблемы…» — сказал Учитель.

34. «Проблемная встреча может быть только на уровне взрослых, когда они будут пытаться анализировать, смотреть сами на себя: как они общаются со своими детьми, как мы вообще разговариваем с людьми».

35. «Хорошо. Но здесь поймите ещё и тех, кто не в состоянии пока сделать такой шаг. Поэтому какой-то призыв, что все родители должны принять такое участие, нельзя делать. Начните с того, что кто-то это хочет. И если кто-то больше не захочет сделать шаг, вы просто поймите, что они не в состоянии его сделать, только поэтому они отказываются, а не потому, что они какие-то неправильные и недостойно себя ведут. Они отказываются, потому что видят несостоятельность свою, и надо понять это.

36. И тогда вы — те, кто это видит необходимым, — пусть маленькой группой, но уже несите эту ношу за всех и детям дайте максимально, что вы в состоянии дать.

37. Поэтому в данном случае, когда вы хотите призвать родителей, вы можете им рассказать такую ситуацию но воспользоваться теми, кто это действительно захотел, — это говорит о том, что они созрели, имеют эту возможность. Другие пока не имеют, и в этом случае не надо их винить. Дайте вы больше детям».

38. «Как найти в воспитании ребёнка золотую середину, когда и внутренне и внешне ребёнок будет абсолютно свободен, но при этом будет иметь внутренний стержень, не позволяющий ему нанести вред ни ближнему, ни камушку, ни букашке…»

39. «Нет, так не надо искать. Это облегчающий путь, то есть попытка найти что-то лёгкое, которое можно применять со всеми. В этом случае не получится.

40. Если бы закон развития разума, в его полном каком-то виде, который существует во Вселенной, был только лишь присущ человеку, тогда всё было бы просто. Но у человека есть своя особенность, которая отличает его от Мира разума Вселенной.

41. Представители Мира Вселенной не имеют разнообразия по горизонтали. У них разнообразие по вертикали, то есть от более примитивного к более совершенному. Различия между собой у них почти нет по уровням этим, нет многообразия большого. Есть небольшие отклонения, но большого отклонения нет. А вот у человека по горизонтали очень большие разнообразия.

42. Когда это разнообразие только по вертикали, то тогда стоит на каждый уровень дать по одному закону, определяющему какое-то действие, — это будет применяться ко всему множеству, находящемуся на этом уровне, одинаково: один и тот же закон, одна и та же формулировка.

43. А у человека разнообразие по горизонтали невозможно изменить, давая только какой-то один закон для этого уровня. Именно для человека потребуется одну истину рассказать с учётом оттенков каждого представителя этой горизонтали, каждого оттенка.

44. То есть каждый человек нуждается в дополнительном пояснении этого закона с какой-то иной стороны. И получается большая сложность, конечно же, но это в то же время и своё богатство и уникальность человека.

45. И поэтому, если сейчас мы говорим о детях, конечно, надо учесть, что многие дети несут опыт древний, опыт порой очень извращённый. Это резко начнёт проявляться в их действиях, будет накладываться на их сознание; это влияние будет происходить.

46. И к кому-то вам достаточно будет небольших усилий приложить, а к кому-то потребуется ещё всю жизнь прикладывать в дальнейшем, чтобы он хоть что-то поменял в себе, — не только в его детский период, а ещё и школьный, ещё и юность, чтобы хоть как-то его сдвинуть и более-менее существенные победы он сумел свершить над собой.

47. Поэтому здесь никак не дать этот закон. Вам остаётся каждого ребёнка учитывать отдельно и только так, как вы будете чувствовать творчеством своим внутренним, уже реагировать на эти поступки».

48. «Если к каждому ребёнку индивидуально, творчески стараться найти подход, но видеть перед собой цель, чтобы ребёнок достиг её на том уровне, на котором он сможет, насколько каждый педагог и те любящие взрослые помогут ему это осуществить, — это правильное движение к этой цели?»

49. «Вы знаете цель, цель верующего, таких понятий немного. Это тот, кто не умеет мыслить о ком-то плохо и так далее. Конечно же, к этой цели надо стараться повести детей. А уже методы, в зависимости от каждого дня, вы должны выбирать индивидуально. Но надо не торопиться с них многое требовать.

50. Если вокруг детей есть отрицательные образы — среди местного населения часто можно увидеть, либо среди верующих точно так же бывает это всё, часто появляется, в родителях часто появляется, — это те отрицательные образы, которые ярко будут восприниматься ребёнком.

51. Потому что его внутренний опыт, если он есть, как правило, всегда имеет много отрицательного. И ребёнок, не осознавая этого, быстро будет воспринимать отрицательные действия взрослых. Он их быстрее увидит, чем положительные действия. Они ярче будут им восприняты, потому что это его собственный опыт, он точно такой же. И он чётко выхватит эти ситуации, быстро их проанализирует и примет к сведению, и начнёт уже играть в играх с учётом вот этой сложности.

52. И сразу потребовать нельзя будет. Видоизменить его внутренний мир уже должен будет он сам, когда станет более зрелым. А сейчас вы как бы закладываете туда по возможности максимально то, что призвано им помочь.

53. То есть вы сейчас не сделаете их правильными. Более-менее правильными можно сделать, если опыта нет у ребёнка древнего, если он рождается впервые. Но ему будет сложно, потому что он вращается в кругу детей. А так как он не знает тоже и опыта творений, он легко сможет от своих собратьев перенимать и слабости. То есть у вас задача усложняется.

54. Но вы должны помнить, что насильное влияние на сознание ребёнка — это не его самостоятельное решение, это вы влияете на него. А это не есть то, что развивает человека. Развивает человека его собственное решение, его собственное усилие, приложение силы воли и так далее. Поэтому в данный момент вы максимально призваны заложить туда положительные основы, а он ими уже будет пользоваться в дальнейшем».

55. «Насколько важно предоставление ребёнку свободы выбора, свободы решений его?»

56. «Допустимо, конечно, такое, но надо смотреть по ситуации опять же. Такие моменты лучше конкретно рассматривать. Потому что, конечно, это важно, чтобы он сам учился решать многое. Но если вы видите опасность какую-то, то тут вы уже вмешиваетесь, нарушаете его выбор, вы можете остановить».

57. «Есть такая система, она называется развивающей. Там есть психолого-педагогическое обоснование, и учебники в форме добрых сказок, в форме игр, развивающих ребёнка, и программа курса, и контрольные. Эта система направлена именно на то, чтобы ребёнок умел чувствовать себя, слушал свою душу, своё сердце, доверял своему разуму; чтобы для него не был довлеющим авторитетом учебник».

58. «Попробуйте, попробуйте, прекрасно. Чтобы он учился себя слушать, можно пробовать игру создавать, то есть усиливать его внимание в этом направлении: в сторону фантазии, мечтаний и умения слушать себя. Какие первые у него возникают ощущения, чтобы он попробовал сделать этот шаг. Это можно пробовать».

59. «Насколько важно и педагогам, и родителям, особенно тем взрослым, кто рядом с детьми, изменить свою речь? Слишком часто отношение к ребёнку командное или назидательное…»

60. «Тон, какой вы берёте, — конечно, это важно. А опять же, нельзя сделать любовный тон, если любви нет.

61. Поэтому Я и говорю: вы сейчас будете менять себя, и чем чище вы будете, тем неизбежнее у вас это будет меняться. Иначе вы начнёте искусственно что-то выстраивать, но там всё это часто будет лицемерно выглядеть и даже может сыграть и пагубную роль.

62. Ведь ребёнок будет видеть, как вы говорите; а как вы делаете — не сопоставляется с вашими словами. И получается маленький казус такой: он видит хорошие фразы, попытку создать хорошую фразу, но за которой стоит слабый человек. И у него осложняется вероятность возникновения правильного образа.

63. Потому что он видит нормальную постановку фразы, но за которой не видит нормальную хорошую силу, он видит лицемерие. И тогда любая такая хорошая фраза из уст другого будет предполагать, что за ней тоже скрывается лицемерие. И он уже будет внимателен, он будет осторожен, он может не доверять уже такой фразе.

64. Поэтому если вы говорите фразу, то она должна будет исходить от полноты сердца вашего. И конечно, если уже хочется позаботиться о чистоте фраз своих, то, значит, надо ещё больше умножить усилия на чистоту души своей, и фразы будут хорошие».

65. «А если ребёнок не хочет исполнять то, что его просят родители или другие взрослые?»

66. «И строгость может быть применена, и допускаю какой-то момент наказания. Но тут, конечно, Мне хочется, чтобы вы были крайне осторожны, чтобы ни в коем случае негодования не было.

67. Потому что очень тяжело видеть, когда человек взрослый вспыхнул и бежит наказывать ребёнка, но он находится в порыве уже несдержанном. Вот это нельзя сделать.

68. Надо успокоить себя, а потом, если вы решили: надо наказать, — вот тогда уже спокойно, в таком хорошем состоянии, когда вы хорошо понимаете, что вы делаете, вы можете это сделать. Но тогда ваше состояние не вызовет у ребёнка ответную негативную реакцию, он очень хорошо всё поймёт. И в конечном итоге однажды он будет благодарен.

69. Но он прежде будет смотреть, как вы к нему относитесь. И как правило, после такого наказания он может тут же и прижаться к вам сразу же, понимая, что он немножко не так сделал; и внутри у него это раскаяние будет происходить».

70. «Мама с ребёнком живут в другой семье, и она говорит, что требовать со своего ребенка будет только сама, а хозяин дома не должен вмешиваться. Правильно ли это?» — была суть следующего вопроса.

71. «Нет, это неправильно уже с маминой стороны. С любого малыша имеет право требовать любой верующий. Да вообще любой — тот, кто желает блага. Даже посторонний человек, который не относится к Вере, не единомышленник, но который действительно желает блага ребёнку, уже имеет право вмешиваться и что-то пробовать требовать от него.

72. Единственное — здесь всё определяет любовь. Оттого, что её нет, часто многие верующие и неверующие входят в состояние раздражения, и тогда получается, конечно, вопрос у родителей: а стоит ли доверять, чтобы все вмешивались в воспитание ребёнка, если бывает очень грубое поведение со стороны взрослого? Как-то грубо может ударить, грубо окрикнуть, где видна несдержанность его, неспособность владеть собой.

73. И конечно, это не есть что-то действительно благое для ребёнка. Родитель вправе быть осторожным в этом случае, чтобы не дать такой ситуации развернуться вокруг ребёнка.

74. Но при нормальных ситуациях — а вы идёте именно к этому и стремитесь к этому — каждый человек имеет право потребовать от ребёнка, если видит что-то неправильное.

75. И требования бывают разные. Одно дело: подходит человек, что-то высказывает строго, грозно. Другое дело: любой человек подходит и какой-то интересной формой общения, какими-то мягкими интересными образами может просто побеседовать на эту тему и поговорить с ним, где после этого мальчишка может действительно понимать, что он сделал ошибку. Но вот так вмешаться в ситуацию, если очевидно какое-то грубое нарушение, имеет право каждый, кто находится в этот момент рядом.

76. Нельзя закрывать ребёнка в этом случае. Иначе, если мама так сделает, у ребёнка начнёт возникать внутри психологическая сложная особенность, где он будет понимать, что любая подсказка со стороны — это то, на что он вовсе может не обращать внимания, потому что в этот момент у него защитник есть — мама, никто не имеет права с него потребовать.

77. И если в этом ребёнке есть слабость, которая возникла от определённого накопленного отрицательного опыта, она мгновенно отреагирует на эту ситуацию, и у ребёнка начнёт складываться определённый психологический комплекс, очень болезненный, неправильный. Он сыграет роковую роль в дальнейшем».

78. «Дети иногда говорят о ком-то: они не мои родители, они не могут с меня требовать».

79. «Да, да, да. Это то, что относится к общей большой ошибке в каждом человеке вообще. А эта ошибка началась с того, что как это так, чтобы кто-то посторонний, которого вы не знаете, который не является вашим другом, не является членом вашей семьи кровной, не брат, не сестра, а просто сосед, пришёл и пробует коснуться вашей души. И у вас может возникнуть сразу такая реакция: а кто ты такой, почему ты лезешь в мою душу?

80. И вот на эту тему Мне сейчас приходится очень много говорить. Вот эти понятия, ложная идеология, которая создаётся самим человеком, испокон веков закрывают доступ окружающих людей к тому, что находится внутри человека.

81. Он пытается сохранить это в себе, он боится, чтобы кто-то этого коснулся, потому что он всегда понимает, что там очень много неприятного. Но это так хочется сохранить, чтобы никто этого не знал, чтобы никто не посмеялся, не высмеял, не отругал, просто не стал презирать этого человека.

82. И вот на основе этого страха, удачно подсунутого в его сознание, сам человек в такую ситуацию обязательно приложит усилия, чтобы своими собственными устами выразить какие-то фразы, действия, которые помешают окружающим вторгнуться в его внутреннее пространство.

83. Но если он сам бережно хранит свои собственные ошибки, то, конечно, в этом случае возможность что-то исправлять внутри почти полностью исчезает, потому что наиболее благоприятно — это когда есть ещё у кого-то возможность что-то подсказать тебе, потому что не всегда сам что-то осознаёшь. У окружающих есть больше вероятности что-то увидеть с какой-то другой стороны.

84. Это очень значительно может облегчить момент развития человека, а как раз эту сторону облегчающую сам же человек и пресёк, создавая вот эти ложные понятия, что «ты не имеешь право входить в моё, почему ты спрашиваешь, кто ты такой» и так далее.

85. Вот такое грубое явление проявляется и в этом случае — со стороны ребёнка. То есть создаётся ложное такое понимание, ложная идеология, что все остальные не имеют права вмешиваться в его внутренний мир, а имеет право вмешиваться только мама и всё.

86. Но в этом случае и храниться начинает то несчастье, которое внутри есть и которое где-то мама не умеет заметить, по каким-то своим причинам, и это естественно, ибо, если кто скажет, что имеет возможность всё замечать, — это уже большая ошибка, это уже относится к гордыне и ко многим-многим неприятностям.

87. И поэтому, чтобы помочь ближним, друг другу правильно победить в себе что-то недостойное, неопрятное и помочь детям ещё точно так же, — конечно, доступ в этом случае окружающих должен быть более свободным.

88. То есть больше доверия должно быть выражено, где если кто-то что-то говорит уже со стороны ребёнку, то родитель должен уже, обыгрывая ситуацию эту, показать: «Вот видишь, как это необходимо, видишь — и всем становится виден твой недостаток». И в данном случае на это стоит обязательно обратить внимание, приложить дальше совместные усилия какие-то к победе над этими ошибками.

89. Но ни в коем случае не должно быть такое ограничение, что кто-то имеет право, а кто-то не имеет права. Эта слабость внутренняя обязательно использует человека, обязательно. Даже у маленького человека сознание быстро сформирует следом определённую серию образов, которые ещё больше закроют этого ребёнка, его внутренний мир, а это сыграет только пагубную роль в дальнейшем».

90. «Учитель, когда дети приходят из местной школы, у них очень часто бывают выплески агрессии, плаксивое настроение иногда. Вот он вошёл, начинает что-то швырять, начинает грубить. Спрашиваю: «Что случилось?» — «Ничего». Он уходит в сторону, и я не знаю: то ли лучше подойти утешить, то ли подождать, пока это всё пройдёт…»

91. «А лет сколько ему?» — спросил Учитель.

92. «Одиннадцать».

93. «В этом случае можно останавливать, и строго, и в то же время говорить: что бы ни происходило, он не имеет право выплёскивать своё недовольство вовне. Каждый его бросок с недовольством чего-то, каких-то предметов ли разбрасывание, — это его удар по окружающей реальности, это обязательно вернётся обратно, неизбежно вернётся, то есть он столкнётся с ещё большим ударом уже в ответ.

94. И конечно, где-то строго в этом случае отнестись можно. Но посмотри по ситуации; может, где-то и помягче отнесёшься. Но вообще требовать быть осторожным можно в этом случае: «Нельзя так действовать, проявлять такие капризы нельзя, как бы тяжело ни было. Тяжело? Приди расскажи — что тяжело». И вместе попробуйте разобраться.

95. Но опять же здесь нужно, чтобы с его стороны было доверие к маме, чтобы он хотел это рассказать. А для этого должно будет действительно происходить такое действие со стороны мамы, которое будет у него создавать впечатление, что мама всё может понять, что она действительно может помочь; ему хотелось бы с ней делиться».