Повествование от Вадима

Часть 27

Глава 14

Из встречи с Учителем в долине слияния второго июля.

2. «У батутов, на которых дети любят прыгать, играть, износились сетки, которые их страхуют. Насколько правильно будет идти на риск и, зная, что бывают травмы серьёзные, оставить батуты на общественном месте без таких сеток?»

3. «Сетка на батуте какое отношение имеет к духовному развитию?»

4. «Я слышал такие рассуждения, что если что-то случится, то это просто судьба такая…»

5. «Тогда нужен какой-то другой вопрос, а не в смысле – насколько нужна сетка у батута. Просто что ты хочешь спросить? Как лучше удовлетворить страх чей-то, чтобы человек меньше беспокоился?..

6. Тут несколько плоскостей логики может проявиться. Человеческая логика сугубо эгоистически смотрит на что-то: выгадает ли он что-то или не выгадает. Это очень узкий взгляд на происходящую реальность.

7. Есть общая вселенская логика, когда рассматривается во вселенских масштабах благоприятность. Но там всё благоприятно. Всё, что будет происходить, будет иметь смысл и будет благоприятно. Всё равно будет играть свою благоприятную роль».

8. «Когда я такие решения принимаю, я знаю, что могу исключить какой-то риск. Хотя я вижу, что другие родители по-другому относятся. Они на это смотрят…»

9. «Да все вы по-разному смотрите».

10. «Если я вижу, что могу предпринимать какие-то усилия, чтобы исключить риск…»

11. «Можешь ли ты заставить других так делать? Вот, допустим, ты говоришь: «Все решили оставить без бортиков, а я могу подойти и подержать какое-то время бортики. Можно ли так сделать?» Да пожалуйста подходи, подержи бортики. Или заставить всех прикрутить бортики? Что подразумеваешь в данном случае?»

12. «Понятно, что это не получится».

13. «Тогда что ты спрашиваешь?»

14. «Я думал, что получится у Тебя спросить с той точки зрения, что когда принимаются такие решения и известно, что есть какой-то риск, то лучше рассматривать тот вариант, где наихудшая вероятность».

15. «Если касается детей, то лучше к минимуму риск сводить».

16. «Вот это я и надеялся услышать».

17. «То есть тут подходить так, что если выживет, то, значит, так лучше (значит, он достаточно сильный); не выжил – ну и ладно, значит, слабый был, – конечно, будет неправильно. Спартанский подход в данном случае нежелателен. Он тоже имеет свою логику, свою специфику, но не хотелось бы, чтоб вы туда вернулись.

18. Во всём, что касается детей, вы должны рассматривать минимальный риск. Чтобы вы максимально могли обезопасить их и благоприятные условия создать».

19. «Да. И одно дело – моя личная семья, где два-три ребёнка, которых я знаю, а другое – когда общественное место или большая группа детей (допустим, на озере). Тогда надо уже, может быть, и другое отношение».

20. «Да, это всё надо учитывать. Я замечаю из года в год, что, когда собираете детей куда-то в поход, вы их отправляете в период дождей. И вот интересно, что они там будут делать. Только сидеть в палатках на острове или что? Они же промокнуть могут, простудиться…

21. Конечно, детям приключение: промокнуть, пробежаться по лесу мокрыми насквозь. Но это такая сторона, где больше проявляется ваша некомпетентность, неумение правильно и грамотно оценить ситуацию. Будьте внимательны здесь.

22. Если есть угроза, что даже один ребёнок в компании может сильно простудиться, то вы уже должны это учесть. Нельзя здесь опираться на большинство (что больше детей будут только радоваться, что они окажутся в этих экстремальных условиях), такой аргумент будет недостаточным.

23. То есть надо будет учитывать даже самого слабого ребёнка».

24. Когда подготовленные вопросы закончились, к микрофону подошёл Серёжа Коркинский. Фрагменты из долгого диалога Учителя с ним.

25. «Здравствуй, Учитель. Наболело…»

26. «Да ладно, Серёж, ну что там болело-то у тебя?»

27. «Очень сильно. Сейчас расскажу».

28. «Ты не бери к сердцу так близко-то».

29. «Был я нормальным, простым, рядовым трубочистом, и вдруг из нашего цеха куда-то все подевались. Один – сюда, на Гору, второй – застройщик… И стал я вроде как старшим».

30. «Старший трубочист, да?»

31. «Да. Уже приятно, что здороваться начали. Ну не быть же, думаю, там командиром над собой, стал просить помощников себе. Пришли двое. Один вроде всё нормально, шпарит анекдоты целый день. А второй, смотрю, вопросы какие-то задаёт: это что? это почему? а это зачем? Я ему говорю: «Ты перестань вопросы задавать. Делай молча, без разговоров. Ты чего не делаешь, что я говорю? Давай иди отсюда». – «Ты чего? Ты как разговариваешь? Я же тебе брат». – “Какой ты мне брат?”».

32. «Что спросить ты хочешь, Серёж? Правильно ли так руководить? Ты же про себя хочешь спросить?»

33. «Нет. Почему он так не делает?»

34. «Стоп, стоп, стоп. Я вас уже из года в год учу спросить про себя. Не про кого-то – про себя.

35. …Если ты начинаешь спрашивать: «Учитель, вот если я хочу постигнуть смирение и скромность, которые являются основой духовного развития, как мне правильно отреагировать на это? Надо ли возмущаться, надо ли поучать других?»…»

36. «Да я знаю, что не надо».

37. «А вопроса, значит, у тебя нет на самом деле. Ты знаешь, как действовать».

38. «Ну хорошо, Учитель. Давай я тогда как третье лицо спрошу. Смотри, какая ситуация… А Ты освети её Истиной своей Божественной».

39. «Ты должен как-то по-другому задать… Так, как ты спрашиваешь, – Я не смогу пойти тебе навстречу. Ты спрашиваешь в угоду своему эгоизму, против которого Я выстраиваю всё Учение.

40. Ты хочешь, чтоб Я угодил тебе. Ты хочешь добиться ответа желанного для себя. Не того, что Я хочу дать, а то, что ты хотел бы услышать от Меня. Иначе ты бы стал Меня слушать и молчать. Но ты стараешься спорить и Мне донести что-то своё.

41. Это первый явный признак, что Моего ты не желаешь и не ждёшь, ты ждёшь своего. Это самый явный признак, по которому можно увидеть, чего именно ты хочешь. И так любого из вас можно посмотреть».

42. «Помоги нам разобраться, потому что уже начинает напряжённая обстановка быть…»

43. «Я же и пробую остановить, а вы не останавливаетесь и пробуете добиваться своего. А вы начните прислушиваться к тому, что Я пробую сказать.

44. Вам порою кажется, что Я что-то недопонял и отвечаю как будто бы не совсем так, как вам хотелось бы. Вам кажется, что Я не понял, не услышал или что-то Мне неправильно донесли. И вы пробуете Мне пояснять, много тратить слов на эти пояснения. Но это уже лишнее, вы уже изначально допустили ошибку.

45. Серёж, Я ведь не прошу вас завтра построить уже замечательный, идеальный коллектив с идеальными взаимоотношениями. Я не жду от вас этого, вы этого сделать не сможете. Вы не сможете этого сделать ещё десятки лет. Просто не сможете.

46. Я жду от вас хотя бы одного, двух, трёх, может быть, шагов, но очень хороших, правильных, первых шагов в нужном направлении. А вы опираетесь совсем на другое, на другие ценности.

47. Вы преследуете другие цели. Вы пытаетесь не видеть, что вы делаете лично. Вы внимательно рассматриваете, что делают другие, но это большая ошибка.

48. А уроки кто вам будет приносить? Ближние. Они же должны вас учить чему-то. Вот они и учат вас, они показывают вам ошибки, которые вы не должны повторять. А вы включаетесь и делаете в ответ аналогичную ошибку.

49. Они стремятся поучать, стремятся проявить свою замудренность особенную. Вы, послушав эту замудренность, чувствуете зуд ответить аналогичной замудренностью, только ещё более кручёной… Вы склонны много дури такой проявить, очень много. И стоит только малейший соблазн дать, вы её проявляете.

50. Но стоит ли бегать за этой дурью и каждую комментировать? Вы просто внимательно присмотритесь прежде всего к самим себе, как вы на всё это реагируете. Там начинается главная ошибка.

51. И если вы не начнёте правильно реагировать, всё остальное теряет смысл. Мы будем комментировать каждую такую пакостную ситуацию, но нет смысла её комментировать и показывать её ошибочность: всё начинается с первой вашей реакции на что-то.

52. Кто-то из вас должен первым начать правильно реагировать. Второй потом начнёт реагировать, третий, четвёртый… И на каком-то количестве произойдёт этот эффект сто первой обезьяны.

53. И кто-то потянется к тому же самому, даже не услышав, не увидев такой ситуации наглядно. Он почувствует потребность именно так сделать. Вы друг на друга действуете.

54. Это хоть так и обозначено условно – «эффект сто первой обезьяны», но это законы Бытия, это законы воздействия вашего друг на друга, информационное поле единое.

55. …Поэтому кому-то надо первому начать правильно жить. Ну сколько же лет вы будете слушать Меня, одно и то же, и никак не делаете шаг! Конечно, вы допускаете ошибки постоянно, их очень много. Но давайте начнём с того, как вы на всё это реагируете.

56. Посмотреть на ошибки другого – это значит поискать пути, как изменить ситуацию, воздействуя на других людей, чтобы, казалось бы, улучшить атмосферу, поправив одного, третьего, четвёртого, десятого.

57. Но не получится это делать: они озабочены тем же самым. Не себя менять, а вас менять в ответ. То есть вы постоянно беспокоитесь, как поменять друг друга. Но, не меняя себя, вы остаётесь всё в том же положении.

58. …Кто-то же должен из вас начать первым делать. И удастся это сделать, когда вы перестанете смотреть на ближних. А это очень большой соблазн, когда ближние постоянно показывают вам свои ошибки. И в вас возникает возмущение этой ошибкой, вам хочется всё это поправить, и вы тут же забываете про себя. То есть очень мощный соблазн возникает.

59. Когда вы постигаете скромность и смирение, вы одновременно постигаете искусство не зависеть от мнения ближних. Это очень важно – быть самим собой. Иначе вы живёте чужую жизнь.

60. Вы зависите от того, что говорят другие, вы стараетесь под них подстраиваться, подстраиваться под те требования, которые к вам проявляют. То есть, по сути, на вас накидывают ниточки и дёргают вас. И вы послушно дрыгаетесь. А вам кажется, что вы свободны и можете что-то из себя представлять. Да ничего вы из себя не представляете.

61. Вы все как марионетки друг у друга. А вы станьте личностью, когда независимо от того, что о вас говорят, вы стараетесь оценить то, что вы делаете, и стараетесь делать это правильно, как бы ни соблазняли вас ближние на какие-то поступки.

62. И вот для себя и пытайтесь всегда выяснять, как в данном случае вам лучше было бы поступить. Не как кто-то пытается вам навязать, а как вы понимаете правильным, и сделать именно это правильное. Вот чего вы должны добиться – стать личностью…»

63. «А если, допустим, у человека ноточки такие посыпались властные, можно высказать: «Братишка, ты не чувствуешь…»?»

64. «Не надо. Ты всё равно будешь поучать. Вот если он тебя спросит…»

65. «Ну по-доброму, по-детски».

66. «Не надо, не надо. В том-то и дело, смотри, если сказать: «Можно», вы в силу своей естественной уникальной специфики под это подведёте любую ситуацию, где вам каким-то образом не нравятся действия ближнего. И поэтому, дав тебе подсказку, казалось бы, на что-то очень конкретное, Я одновременно всех вас призову бесконечно придираться друг к другу и поправлять друг друга во всём.

67. Поэтому лучше не пытаться поучать, если вас никто об этом не просит. Ты же можешь и ошибиться.

68. Может быть, он и не это должен был сделать; может быть, не это хотел; может быть, у него не получилось сделать так, как он хотел сделать. Но это же может ещё и очень простое объяснение иметь – он это сделал для того, чтобы ты на этом попался и ещё раз на себя посмотрел внимательней.

69. И вот как только у тебя будет желание ему сказать в ответ, это означает, что он очень удачно тебя задел. С позиции Гармонии он очень правильно сделал.

70. Тогда зачем его останавливать? Он же правильно сделал. Сразу улыбнулся: «Благодарю тебя. Возможно, я тут тупость проявил свою, низость, мелочность какую-то», признал свою ничтожность. Подчеркни ещё глубже свою ничтожность, улыбнись над этим и иди дальше.

71. То есть уметь правильно, с иронией даже, посмотреть на свою малость очень важно. Потому что вы очень боитесь увидеть себя маленькими. Потребность защититься, показать свою значимость – с тех древних пор у вас, и признать свою малость вы очень боитесь.

72. Как раз смирение и скромность начинаются с умения принять малость. На самом деле духовное развитие связано именно с этим главным умением.

73. …Вы родились, чтобы научиться жить, развиваться. Но развиваться невозможно, если идеальным родился. Вы рождаетесь маленькими и никчёмными. И вы учитесь в этом новом для себя мире развиваться, вживаться в него, настраиваться на его гармонию и начинать главную миссию исполнять – облагораживать мир, в котором вам позволено было родиться. Это главная ценность человека.

74. Так вот чтобы нормально развиваться, надо признать свою малость. То есть, если ученик пытается доказать всем, что он всё знает, его учить сложно. Он сам начинает вести себя подобно профессору, хотя он ничего не знает. Но и вы так же себя ведёте.

75. Чтоб вам научиться развиваться, вам надо признать малость. По крайней мере, признавая малость, вы как бы тем самым проговариваете, что вы хотите учиться: вы маленький, но вы хотите учиться.

76. Ну если вы хотите учиться, учитесь. Школа открыта – учитесь. Но будьте учениками там, а не учителями. Не лезьте туда, хватаясь за указку, за какой-нибудь портфель старшего. Заходите учениками и скромно учитесь. Всё у вас получится.

77. Учиться не значит поучать. А значит, избегайте любой возможности давать подсказки, если вас не спрашивают. Если человек действительно дозрел изменять что-то в себе, он сам поинтересуется.

78. Но он должен попросить. Иначе бестолковое это дело – учить того, кто уверен, что он сам призван учить других. Это вообще просто потеря времени ни на что.

79. Если трубочист, так чисти трубы с наслаждением, пусть они блестят. Пусть это не видит никто, но ты будешь видеть и понимать, что ты вложил всю свою душу и они блестят настолько, насколько ты в состоянии был позволить этим трубам блестеть.

80. Мир от этого станет только лучше, независимо от того как другие на это отреагируют. Но мир точно станет лучше от этого, и ты станешь лучше. Так это же главная твоя цель – учиться и становиться лучше».

81. «Подожду лет пять, хорошо?»

82. «Да какие пять лет! Давай лет пятьсот ещё. Замахивайся на Вечность!»

83. «Умеешь Ты успокоить».

84. «Не живи этой жизнью одной. Это тоже одна из ошибок. Вы, когда живёте одной жизнью, пытаетесь успеть всё, и когда теряете что-то, вам кажется, что вы потеряли это навсегда. И вас гложет внутри страх. Вы теряете как будто навсегда, и вам хочется наверстать, а никак не удаётся. Вы начинаете впадать в переживания совершенно вам не нужные, которые вам мешают жить.

85. Живите вечностью, а не сиюминутностью. Хотя на самом деле есть другая позиция (но это совмещаться должно у вас) – вы должны жить сегодняшним временем. То есть не завтрашним, не прошлым, а сегодняшним.

86. Вот вы проснулись – вы выразили благодарность, что у вас всё-таки есть очередная возможность что-то сделать интересное в этой жизни. Делайте, воспользуйтесь этим. Не переживайте, не перемалывайте какие-то гадости из своего прошлого, потому что тогда вы начинаете жить прошлым, которого уже нет.

87. И не стройте какие-то страхи наперёд, потому что их нет. А вы начинаете уже ими жить. И получается, вы живёте и прошлым, и будущим, а сегодня – нет. А в конце жизни не поймёте, что вы делали на этой Земле, как-то странно жизнь у вас прошла.

88. Так вы и не жили в ней: вы жили собственными страхами, но не реальностью, которая вам давалась. То есть вы должны уметь эту реальность ценить. И в то же время не пугайтесь, что вы что-то не успеваете.

89. Если вы что-то не успеваете, вы однажды это успеете. Вы просто поверьте: у вас всё равно это всё будет, и во множестве вариантов ещё, как угодно. Потому что это всё ваше и вы будете рождать бесконечно всё, что способны рождать в разных вариантах. Вы этим будете пользоваться вечно.

90. Вы будете менять тела, но вы этой жизнью будете жить всегда, от неё вы не уйдёте никуда. Не бойтесь что-то потерять. Если потеряете, значит, вам это просто сегодня не нужно. Однажды, когда станет нужно, вы будете это иметь.

91. Но если сейчас не нужно вам, зачем вы за это цепляетесь? Оно просто вам не нужно сейчас, оно вам навредит. То есть не всё (даже, казалось бы, блестящее, интересное) на самом деле вам может быть полезно в данный момент времени.

92. Но так как вы не знаете, с какими неприятностями это может быть связано, вы начинаете сожалеть, что вот этого блестящего вам не дали: «Вот этим дали, а мне не дали». И вы такие страдальцы: вам блестящего не дали. И грустно, и смешно.

93. Но это потому, что вы живёте, слишком узко наблюдая происходящие события и очень эгоистически. Опять же все эти переживания: ему дали, а вам нет. Ущемлён эгоизм.

94. Не мудрость ваша ущемлена, а эгоистическая часть. Так её бы и желательно побольше пощипать, чтоб вы побольше от неё отказались и начали понимать, что не в этой природной особенности эгоистической ваше истинное «я», а совсем в другом, гораздо более ценном, интересном.

95. Так что, Серёж, Я очень желаю, чтоб у тебя всё нормализовалось. Не переживай, всё нормально идёт».

96. «Спасибо, спасибо, Учитель. Маленький момент ещё… Вот смотри, есть люди, которые постоянно ведут собрания. Один приходит такой: «Ну что, начали». Театр одного актёра. Я говорю: “Давайте все по очереди. А то ты один что-то начинаешь…”».

97. «Ты, наоборот, подчеркни: «Давай, вот сейчас очень хочу тебя послушать. Мне очень нравится, как ты выражаешь свои мысли». Ну поддержи его, скажи: «У тебя так здорово это получается, вырази посочнее. Очень хочу послушать».

98. Только не смейся над ним, а как бы в поддержку попробуй выразить искренно, насколько можно».

99. «Попробую».

100. «Вот это будет очень важно и очень полезно. Но не начинай сопротивляться. А то ты сразу: «Театр одного актёра… вышли тут выпендриться», и всё, и начал себя выставлять. Ты-то, оказывается, невыпендрёжный, ты-то скромняга-парень. Ты не выступаешь, не лезешь наперёд. Поучаешь только, но не лезешь ведь наперёд, – улыбнулся Учитель. –

101. Как только ты говоришь: «Вот театр одного актёра, вот он вылез тут… давайте все вместе…» (как будто ты вот рубаха-парень, а тут он вышел), ты уже противопоставил себя в лучшей позиции. Это уже к скромности и смирению не имеет отношения. Запоминай, Серёж, запоминай сравнения, на что тебе надо опираться каждый день».

102. «Запомню. Но ещё нюансик вот какой… Мы же должны все научиться вести собрания, правильно? Каждый мужчина, я думаю, должен».

103. «А зачем всем вести-то?»

104. «Мало ли какие ситуации бывают».

105. «Зачем вести-то всем? Если кому-то хочется, пусть ведёт».

106. «Я бы хотел научиться».

107. «Да зачем, Серёга? Ты же скромняга. Чего ты будешь там плести ерунду всякую? Слова не умеешь складывать ещё – ну чего тебе там позориться? Да пусть ведут, а ты учишься у них. Ты будешь прислушиваться.

108. Вот когда к тебе подойдут, скажут: «Серёжа, выступи, пожалуйста, расскажи», когда тебе скажут так, тогда это другое дело. Скажут: «Серёга, я вот знаю, ты между делом выражаешь очень интересные мысли. Выскажи сейчас нам. Я хочу, чтоб и друзья мои послушали. Выскажи», тогда ты скажешь: «Да ладно, ребята, чего вы, чего уж глупости какие-то слушать». Вот они пусть тебя уговорят, ты выйдешь, попробуешь что-то сложить. Это другое дело».

109. «Ну хорошо, попробую. Завтра же».

110. «А то говоришь: «Я хочу тоже учиться быть ведущим». Ни с того ни с сего. Хотя перед этим должен был признать, что не умеешь вообще выражать мысли (со стороны скромности).

111. А скромность и значимость… видишь, как они друг друга исключают, их нельзя совместить. Ты либо выберешь значимость, либо скромность, но не выберешь и то и другое сразу».

112. «Ну всё, я выбрал уже».

113. «Хорошо, Серёж, всё. Ты же очень скромен и не хочешь сбивать людей и занимать их время. Завершим.

114.  Я бы очень хотел, чтобы вы все эти шутки, улыбки, которые сейчас были, не упустили. Они для вас очень важны. Вы больны очень сильно. Выздоравливайте. Берите эти «таблетки», употребляйте правильно.

115. Всё. Счастья вам. До встречи».