Повествование от Вадима

Часть 24

Глава 32

301. «Правильно ли я считаю, что делать что-нибудь с удовольствием – это женское качество? А если на волевом усилии делать, это ближе к мужскому?»

302. «Это правильно. Но (мы как-то уже эту тему оговорили) любое исполнение законов Истины будет на волевом усилии неизбежно. Всё, что Я вам рассказываю, как правило, придётся делать волевым усилием».

303. «Получается, что я живу в экстремальных условиях бытовых, где сложно с удовольствием что-то делать».

304. «Надо настроиться. Другого же варианта нет».

305. «Я делаю на волевом усилии и от этого удовольствие испытываю, когда я уже сделала. Либо вначале надо себя настроить на удовольствие?»

306. «Ты убралась, навела порядок и получила удовольствие, что дома стало чисто, да?»

307. «Да».

308. «А перед этим, значит, было настолько грязно?»

309. «Бывает так».

310. «А если каждый день ты каждую мелочь, которая как отклонение проявляется, вовремя ставишь на место, получается, особых усилий не потребуется, а удовольствие будет постоянное.

311. Или запускаешь какой-то процесс, а потом генеральная уборка?»

312. «Запускаю, когда урожай собираем. Получается, мы всё вносим в дом…»

313. «Когда наводишь порядок, конечно, психологический настрой у тебя должен быть. Надо научиться видеть в этом очень важное таинство: в этот момент ты как бы весь мир чистишь. Когда каждую мелочь ты очищаешь, во всём мире становится чище. Не только этот пятачок, полочка, стол, но и жизнь становится чище.

314. Ты попробуй немножко глобальней на это посмотреть, интересней, фантазийно как-то, сказочно на это глянуть. Потому что на самом деле всё это так и есть – по-сказочному масштабно.

315. Это просто привычка видеть слишком узко, серо как-то, неинтересно, хотя всё очень интересно происходит. И вот это «интересно» надо научиться видеть просто лишь.

316. Заходишь – грязно всё. Так, интересно… И ты начинаешь решать. Ты напеваешь песню, ты в хорошем настроении просто наводишь порядок. Может быть, ты даже не будешь думать о том, что ты наводишь порядок. Просто хорошую песню поёшь, у тебя какая-то череда образов красивых идёт, смешных, радостных, что-то светлое. Этого достаточно, это то, что и нужно».

317. «В том, что касается дома, я выруливаю как-то, всё хорошо. А вот, например, идти к козе, которая находится вообще в лесу… Мне каждый вечер, независимо от погодных условий, надо одеваться и идти. Я себя настраиваю. Но потом, когда прихожу, я испытываю удовольствие, что я это сделала. Либо мне вначале в себе надо что-то настроить, чтоб с удовольствием идти?»

318. «Как можно больше положительных образов.

319. Я понимаю, что сейчас условия не совсем гармоничные и интересные, слишком много накладок. Накладки все с какими-то дополнительными усилиями связаны, будет требоваться усилия прилагать.

320. Поэтому мы не всё и сможем так оговорить: вот Я обозначил – и вам осталось только пойти и сделать. Нет. Просто на этом Пути всегда надо больше стараться находиться в положительных образах. Прежде всего положительный образ.

321. Ведь это удовольствие, какие-то ощущения интересные, они же зависят от чувственного мира. Более правильно он сформирован – проще это будет проявлять.

322. Если мир освободить от страхов, комплексов, радость будет больше проявляться: ничего не пугает, не смущает. То есть как можно больше надо освободиться от лишнего внутри. А это задачи, которые мы вам во множестве определяем. Их надо решать, это идёт освобождение.

323. Поэтому ты стараешься думать о чём-то хорошем и, освобождаясь какими-то усилиями от внутренних комплексов, позволяешь своему внутреннему ещё больше включаться во что-то светлое и интересное. И в целом начинает формироваться вот это хорошее в чувственном мире, и проявлять это будет удовольствием.

324. Женщине важно ощущать удовольствие, важно. Если она его не будет испытывать, то у неё внутренний мир будет скудеть.

325. Мужчина не совсем так удовольствие будет испытывать. Главное удовольствие у него в труде. Вот когда он включён в работу, и правильно включён, то от того, что у него ноют мышцы, он устал сильно и чувствует, что еле держится на ногах, он получает очень большой эмоциональный комфорт. Ощущение комфорта идёт.

326. Это мужское состояние. Хотя валишься, всё, кажется – упал, но ты чувствуешь, что столько удалось сделать, так здорово! И прямо такое удовольствие играет, а вымотан до предела. Это нормальное мужское состояние.

327. И вот мы и говорим о том, что надо в конечном итоге ещё создать такие условия. Вроде бы вы имеете ориентир, вы пробуете создавать, но ещё много-много чего надо доделать, чтобы в конечном итоге это приносило дополнительное что-то такое, чтоб вы удовольствие извлекали, находили его».

328. «Сегодня с мужем дрова складывали. Он складывал, чтобы их не засыпало снегом, и я вышла сама ему помогать. Получала удовольствие не от тяжёлой физически работы, а от того, что ему легче».

329. «Это тоже нормально, допустимо, это временная какая-то помощь. Если мужчина помоет посуду, это не значит, что он потеряет что-то мужское. Нет конечно».

330. «Учитель, но невозможно одновременно получать чувство удовольствия и делать сознательно-волевое усилие. Это же несовместимые вещи?»

331. «Волевое усилие не связано с удовольствием. Там, где вы испытываете удовольствие, не требуется делать волевое усилие. Это то, что соответствует чему-то внутри вас.

332. Поэтому, чем более интересное удовольствие получаешь, тем больше должно соответствие к этому раскрываться. То есть вы, развиваясь, начинаете быть предрасположены ко всё более интересному удовольствию. Чувственный мир меняется, другие запросы появляются, какие-то ожидания другие проявляются.

333. Что-то меняться должно у вас в отношении к окружающему миру, и соответственно мир начинает на вас откликаться, на ваши изменения. Но так как накладок много, то на всё, что у вас может быть хорошим ожиданием, вы можете получить что-то не совсем соответствующее ожиданиям. Это нормально.

334. То есть к этому надо тоже относиться благодарно: ну, так получилось, это нормально. Значит, это вам нужно для внутреннего какого-то укрепления, для работы внутренней, которую надо проводить, надо учиться быть смиренней».

335. «Для меня удовольствие – это после всех моих забот сесть вечерком и покушать что-то вкусненькое. Женственно ли с целью поддерживания фигуры, хорошего сна и здоровья применять сознательно-волевые усилия, чтобы не кушать после шести часов?»

336. «Про шесть часов Я ничего не могу сказать. Лучше, конечно, не кушать вечером поздно. Наверное, лучше. Но ведь Я не изучал физиологию, Я не залезал в желудки, не смотрел, как там происходит у вас процесс переваривания, куда идёт отложение чего-то, каких-то элементов, Я не отслеживал.

337. Но Мне думается, что лучше, конечно, не увлекаться вечером едой. Лучше, конечно, быть внимательней, потому что порой вы увлекаетесь какой-то глупостью и перегиб может начаться.

338. Если порой хочется соблазниться какой-то мелочью, конечно, лучше победить себя. Но порою может хотеться очень сильно кушать, тогда можно сказать: да лучше покушай, чем будешь ходить и урчать животом весь вечер, а то ещё и ночью.

339. Это та часть, где надо обдуманно подходить. Но если мы говорим о победе над собой, то волевое усилие неизбежно подразумевается.

340. Поэтому тут сказать, что, если волевое усилие такое будет прилагаться, можно потерять женственность, – неверно, это всё относится к категории «воспитать себя». Просто самовоспитание. Это нормально».

341. «Учитель, вот уже около двадцати лет живу в общине. И все годы мы учились реальность принимать с благодарностью. И кажется, что научились довольствоваться малым. И сейчас мне для какого-то счастья не нужно ни романтики, ни косметики, ни вина, ни поездки к морю, нет никаких желаний. Может, я уже превратилась в мужика, волевые качества сильно наработала? Может научиться желать чего-то?»

342. «Нет такой подсказки – научитесь желать. Так нельзя спросить. Ты сразу пытаешься затронуть вообще весь свой внутренний мир, одним вопросом – сразу всё.

343. Может быть, что-то ты и наработала. Но Я не знаю, что ты делаешь, как ты прилагаешь усилия, какие усилия ты прилагаешь, с чем тебе приходится каждый день сталкиваться, как ты реагируешь на это всё. Это же всё играет роль, но Я-то не знаю, Я ж не слежу за тобой.

344. И так просто взять про весь мир внутренний спросить нельзя. По-разному может у тебя быть. Это очень большая тема, от разного зависит всё.

345. Человек в депрессии тоже ничего не хочет. Но это уже определённая психологическая перегрузка у человека. Истощение нервное или ещё какое-то состояние может тоже аналогичный дать эффект. Но это всё разное. И что-то можно решить, а что-то нельзя решить».

346. «Никуда ехать не хочется отдыхать…»

347. «Смотря от чего это идёт. Это нельзя так спросить. Может быть, ты съездишь, отдохнёшь и потом появится желание как раз то, которого не было. Такое тоже может быть.

348. Бывает, усталость накапливается, и в серые краски положен окружающий мир этой усталостью. А потом где-то как-то удастся переключиться интересно – и начали эти краски, оказывается, появляться. Они, оказывается, ещё есть, человек всё ещё способен видеть эти краски. Но нужно будет какое-то время отдохнуть. Это всё может быть в жизни».

349. «Возможно ли присутствие мужа на родах, если у него нет какого-то неприятия этого таинства, отторжения?»

350. «Можно ли опираться на помощь мужчины?»

351. «Нет, просто присутствие…»

352. «Попросить присутствовать? Или он хочет присутствовать, и ты не знаешь, разрешить или не разрешить? Откуда идёт это присутствие?»

353. «Мне бы хотелось, чтобы он был рядом. Мне спокойней так».

354. «Если он не против?»

355. «Да, если у него нет отторжения».

356. «Пожалуйста».

357. «А вот это само таинство, может, например, у женщины какие-то комплексы убрать, помочь быть ей более открытой?»

358. «Может».

359. «А мужчине может помочь быть более мягким к жене после этого?»

360. «Может. Может и так быть. А может он не ожидать чего-то и напугаться, он потом долго будет переживать какой-то испуг или страх. Это всё может быть.

361. Это для мужчины слишком необычно, экстремальные условия, и поэтому что будет – это надо посмотреть. Там может быть разное. Может, он в обморок упадёт, тебе придётся и рожать, и его ещё вытаскивать».

362. «Я просто спросила. Мы-то уже пять родов пережили».

363. «Тут нет такого, что надо сказать, что это будет благоприятно. Так нельзя сказать, разное может быть. Это не противоречит закону, но…»

364. «Это от состояния мужчины зависит?»

365. «Да, конечно. Мужчина порой, капельку крови увидит – брык и готов. Какое там присутствие на родах…»

366. «Верны ли мои ощущения, что в родовспоможении благоприятно участвовать женщине?»

367. «Прежде всего, можно сказать, да. Но всё зависит от условий, в какие приходится попадать. И дальше от того, кто в каком состоянии окажется. Но нельзя тут какую-то однозначную оценку сделать.

368. Мужчина не часто в таком может быть. Либо это врач, либо мужчина в каком-то внутреннем состоянии, которое к этому располагает. Но это такое единичное явление. И поэтому всё зависит от обстоятельств.

369. Если есть женщины и есть мужчины – кого из них позвать в помощь? Лучше женщину позвать. А там в зависимости от необходимости уже можно посмотреть».

370. «Я очень люблю литургии и наполняюсь от них, хожу наверх при любых погодных условиях и в любом состоянии, если только не лежу больная. Но в последнее время, особенно когда начались женские встречи, вдруг ощутила себя служителем, наработала за эти годы вот это мужское качество воли. И у меня вдруг внутри пошёл такой протест, захотелось делать неприсущее, например не пойти на литургию. Могу ли я себе позволить…»

371. «Очень долгий вопрос, очень много описаний, где хочется зацепиться за разные детали. Попробуй заново спросить попроще».

372. «Могу ли я себе позволить, как женщина, не идти наверх на литургию?»

373. «Нормально ли женщине не ходить наверх на литургию, чтобы не стать мужчиной?»

374. «Нет. Например, вот в такой ситуации…»

375. «Но это же исходит из того, что ты проговорила про мужское? Ты же проговорила до этого, что ты замечаешь, что ты служитель. Ты уже проговорила, что у тебя такое ощущение, что ты становишься мужчиной. А потом ты уже спрашиваешь, нормально ли не ходить тогда.

376. Так сначала вопрос должен быть уточняющий: является ли ненормальным для женщины желание быть на литургии?»

377. «Я знаю, что это нормально. Но нормально ли ходить, несмотря на самочувствие, например?»

378. «Можно ли не ходить наверх, если плохо себя чувствуешь? Можно. Мужчинам тоже можно».

379. «Иногда, например, просто какой-то дискомфорт…»

380. «Слово «дискомфорт» ни о чём не говорит. Поточнее спроси, ещё точнее нужно, чтоб не путаться нам…»

381. «Например, у меня болезненные ощущения во время месячных, но я не падаю в обморок…»

382. «Если плохо себя чувствуешь, чувствуешь, что тебе трудно сходить наверх, можно ли не ходить наверх? Можно. И мужчинам тоже можно».

383. «То есть не надо прилагать усилий волевых, чтобы пойти?»

384. «Нет такого. Я никому не говорил, чтоб на волевом усилии. Мужчина ползёт уже, скрипит (он же служитель!), хотя уже не работает ни нога, ни рука, он уже непонятно на чём держится… Нет такого.

385. Но если болезненное состояние, зачем туда идти, и переживать, и морщиться от какой-то боли, от каких-то неприятных ощущений? Тогда ведь гармония будет всё равно нарушаться неизбежно. Вы же не создаёте благостность только своим присутствием на литургии, количеством присутствующих, а состоянием вы создаёте гармонию.

386. Значит, если есть какие-то болезненные переживания, неудобства, что вызывает у тебя внутри ощущение дискомфорта, будет нарушаться пространство. Ты неизбежно будешь нарушать. Поэтому, конечно, лучше не пойти».

387. «На литургию я иду всегда, не прислушиваясь к своим желаниям, зная, что это благоприятно. Может остановить только болезнь. А иногда хочется остаться дома одной, пересмотреть свой гардероб, например, что-то примерить…»

388. «Прежде всего, литургия – это не танцы. Литургией вы пробуете формировать особое пространство священное, духовное на этой Земле, тем самым помогая всей Земле и всем людям на Земле. То есть вы пытаетесь Славить Бога. Не просто прийти и получить от Него удовольствие, а вы пытаетесь выразить Ему свою благодарность.

389. Поэтому одно дело – вы не ощущаете этой благодарности по каким-то своим качествам внутри. Это одна часть работы какой-то. Из этого уже дальше надо посмотреть, почему не хочется выражать эту благодарность, если есть эта  возможность».

390. «Мне просто иногда хочется остаться одной, пересмотреть свой гардероб, что-то примерить. У меня почему-то не получается найти время для этого…»

391. «Только в воскресенье?»

392. «Ну да. Я не смотрю на это желание, иду…»

393. «Можно ли не смотреть на это желание и всё-таки поучаствовать в стремлении (не просто походить там, потолкаться и посудачить о чём-нибудь) выразить свою благодарность, насколько ты будешь в силах? Тогда нормально, конечно.

394. Не каждый день вы это делаете в этом таинстве. Вместе собираясь, вы создаёте большую силу, очень важную, очень сильно изменяете пространство вокруг. Это важно для всей Земли.

395. Сейчас очень всё трясёт и лихорадит, поэтому ваше участие большую роль играет. Как бы священный такой подвиг, труд. Может быть, где-то внутри ещё не хватает каких-то качеств, чтобы ощутить его интересно. Но вы преодолеваете себя, трудитесь, вы отдаёте свою силу, умение своё, стремление своё вкладываете, чтобы изменить окружающий мир.

396. Поэтому тут, естественно, не всегда может ощутиться какое-то удовольствие. Тем более, внутренние качества не всегда ещё в достаточной мере сформировались.

397. Поэтому, когда порой Меня спрашивали об этом, у Меня некоторое замешательство. Я не хотел бы как-то вас заставить делать что-то, что вы будете делать так: «Учитель сказал… да не хочется…» Мне неприятно ощущать вообще эту картину.

398. Если Я говорю, Я как будто бы подразумеваю, что вы стремитесь, вы хотите этого, у вас внутри желание есть, готовность это сделать. Поэтому Мне интересно подсказать и посмотреть, как вы с готовностью это делаете.

399. А когда начинают искать варианты, как этого не делать, это начинает Меня настораживать. Потому что это как будто бы самое большое у человека, для него данное, что помогает ему развиваться, сформироваться в этом мире, других спасти, детям выжить. И как от этого пытаться уйти?

400. Если говорить о болезни, конечно, лучше не пойти, потому что всё равно не получится создать нужную атмосферу, когда человек морщится, побеждает себя и пытается подняться. Конечно ни к чему. Лучше это сделать в хорошем порыве, в возвышенном состоянии, в настроении. Это интересней будет.

401. А вот всё другое… Тут уже начинает смущение возникать: что человеком движет? Как у верующего, устремлённого, у него должна быть жажда вот это сделать, просто внутри готовность вот это сделать. Пусть, может быть, не сильное ощущение, желание у него, но он понимает, и у него это как неизбежность, как естество должно быть какое-то проявлено, потребность такая внутри это сделать. Это как мера ответственности какой-то».

402. «Учитель, я всё это понимаю и следую этому, то есть я свои желания просто не рассматриваю. У меня был вопрос: теряю ли я свою женственность?»

403. «В этом случае нет. Видишь, есть мужское и женское, а есть общечеловеческое: сохраниться человеком на Земле. Мужское хорошо смотреть, женское хорошо смотреть, но надо же быть человеком, не животным – человеком. То есть это нечто большее, где всё это объединено.

404. Поэтому есть стержневая основа, которая должна быть у всех одинаково уважаема, одинаково ценима, к чему все возможности и силы прикладывает и та и другая сторона».

405. «Было ли правильно послушать мужа в следующей ситуации? Вечером он, собираясь на литургию, говорит: «Сейчас пойдём». А я хотела остаться дома, потому что были у меня какие-то причины. Он выслушал и говорит: «Нет, всё-таки пойдём на литургию». Я говорю: «Ну хорошо», и мы пошли на литургию. Но при этом у меня всё-таки осталось недовольство тем, что он меня как бы принудил, настоял, чтобы я это сделала, потому что он так хотел».

406. «Это относится к той теме, о которой Я сейчас говорил. Мне сложно слышать, когда человек не хочет идти на литургию. Почему не хотелось пойти на литургию?»

407. «Я себя не очень хорошо чувствовала, и у меня ещё были дела какие-то».

408. «Про дела вообще не может быть речи. Если ребёнок не накормлен и его надо было накормить, чтобы не остался голодным, это другое дело, понимаю. Надо, чтоб всегда дети были сыты и у них всё было хорошо.

409. Что такое – маленькое недомогание? Ну, какое-то такое настроение… Это тоже несерьёзно, можно преодолеть это.

410. Вот если болит что-то, действительно какая-то физиологическая накладка, которая вызывает болезненные ощущения, которые неизбежно будут вызывать у тебя какую-то гримасу, переживания болезненные, где будет сложно  улыбнуться, выразить какую-то чистоту свою, что-то интересное, тут другое дело.

411. Поэтому насколько внутреннее настроение, состояние было соответствующим литургии – Мне сейчас трудно сказать. Это тебе надо определить».

412. «У меня вопрос: хорошо, что в этом случае мужа надо слушаться?»

413. «Хорошо ли слушать мужчину, когда он просит пойти на литургию? Немножко странный будет вопрос.

414. Всё. На сегодня закончим. Посмеялись, порадовались. Ладно. Желаю вам счастья. Радоваться, процветать дальше».

415. «Будут ещё встречи?»

416. «Я подозреваю, знаешь, что они будут. Не заканчиваются вопросы. Мне кажется, их ещё немало. Если пока это ещё как-то помогает, тогда надо будет делать. Мне даже уже общие вопросы перестали быть интересными. Там мало интересного уже. Уже трудно выделить интересное из всего, что там спрашивается.

417. А вот то, что здесь… получается, такое поле непаханое оказалось. Столько всех деталей… Но ведь от них действительно ваше настроение зависит. А от этого зависит настроение мужчин.

418. Получается такой комплекс событий и обстоятельств, в которых вы так много переживаете. И совершенно на какой-то ерунде переживаете и не знаете, как правильно оценить.

419. Но находитесь в этих ситуациях, в какой-то мере продолжаете держаться, а они не приносят удовольствия. Они приносят напряжение, и неизбежно всё время это увеличивает какой-то разлад. То есть от этого очень много чего зависит в жизни человека.

420. Получается, мы сейчас вторглись в самое-самое сокровенное. Ну, условно сокровенное. Духовное, конечно, самое сокровенное. Но о духовном как-то чаще могут говорить, как-то общепринято чаще говорить, а залезть в семейные ценности, особенно в «кроватные» дела, когда всё было закрыто, заперто…»

421. «Но у мужчин меньше проблем, чем у нас?»

422. «У них проще, конечно. Поэтому Я с ними почти не встречаюсь теперь, редко. Им с трудом удаётся вопросы нагрести.

423. Или они только сейчас начинают прозревать, пробуждаться, может быть даже смелее становиться. Сейчас посмотрим, как дальше будет.

424. Но у вас интересней пока это всё. Женская жизнь, то, что мы трогаем, – это не мужская жизнь.

425. У мужчин – мужская жизнь, это творчество, это работа, производство. А тут такая область, ваша жизнь… она ещё, оказывается, и не обдумана, и не  обустроена правильно, не расставлено там всё по местам, всё такой кучей навалено.

426. Мужчина же обычно строит мир, общество. Обычно всё создаётся мужчинами, законы создают мужчины. И получается, есть область, куда мужчина никогда не входил, но всё оговорил законами. А вообще не понимает в этом ничего.

427. И всё выстроилось таким образом, что эта тема женская оказалась вообще  всерьёз не затронута. А она огромная, она больше, чем у мужчины, эта тема. И это огромное нетронуто, и получилось всё смято, перемешано. Конечно, это всё важно обязательно расставить по местам.

428. Получается, у вас неизбежно должно быть больше вопросов, больше заинтересованности. Поэтому всё сдвинулось таким образом, чтоб акцент был на женскую сторону, не на мужскую. На мужской – проще всё. А от этой темы очень многое зависит, сильно зависит.

429. Ощущение от Города очень сильно изменилось. Я такое никогда и не ощущал: какой-то уют сразу… Вроде бы Я никуда и не хожу, а общее ощущение какого-то уюта начинает создаваться.

430. То есть информационное поле начинает меняться, оно интересней становится. Так что всё здорово».