Повествование от Вадима

Часть 23

Глава 13

75. «Учитель, жена мне сообщила, что по поводу моих действий двухмесячной давности у кого-то в Семье смущения. С чего мне начать разговор с этим человеком, который по каким-то причинам не мог вовремя со мной поговорить? Меня смущает, что он так долго не разговаривал. Но, с другой стороны, я знаю, что нужно заботу проявить, чтобы смущения убрать и первому шаг сделать. С чего мне начать нужно? Коснуться этой ситуации или начать со своего смущения?»

76. «Да просто спроси, что смущает его в твоих действиях».

77. «То есть в первую очередь я спрашиваю, что тогда его смутило?»

78. «Да. До тебя дошла информация, пришло понимание, что, оказывается, как будто бы у него есть к тебе какие-то смущения, то есть он смущён какими-то твоими действиями, и так как ты это узнал и видишь, что он сам не подходит, то ты сам беспокоишься.

79. Прежде всего не только даже о нём, а о том, чтобы самому не делать шагов, которые могут приводить других в смущение и якобы могут быть неправильными. Ты ведь беспокоишься о чистоте своих поступков, поэтому ты и спрашиваешь у него для себя мудрости (что же, на его взгляд, в тебе неправильно, что ты делаешь неправильно), чтобы осмыслить и что-то поменять в себе.

80. Ты для себя и просишь эту мудрость. Не с такой подачи, что «ты спрашивай, ведь это ж для тебя правильный шаг, ты должен его и сделать», как бы подталкивая его учиться. Не с этой позиции.

81. Оттенок немножко поменять надо – что ты в данном случае узнал об обстоятельстве, что как будто бы ты что-то делаешь неправильное и ближний твой это подметил, засмущался. Вот ты и торопишься взять для себя мудрости (что же именно ты всё-таки делаешь неправильно), потому что ты очень хочешь себя изменить и выправить какие-то свои шаги, если они действительно неправильные. Пусть он тебе поможет понять твои неправильные действия (возможно, неправильные)».

82. «А в этой ситуации неправильно будет обращать его внимание на то, что он эту ситуацию как-то не вовремя поднял?»

83. «Это будет больше поучение. Это уже на собрании возможно такое, когда кто-то может сказать: «А почему это смущение ты сейчас выражаешь, говоришь про действия, которые были давно? Это уже нарушение закона идёт, потому что верующий человек должен сразу пробовать это решить».

84. Ведь если вы подметили, что ближний делает что-то неправильно (значит, вероятно, падает, что-то неправильно делая, усложняет свою жизнь), то ваше беспокойство в этом и проявляется, что вы пробуете коснуться этой темы, что вас смутила.

85. Прежде всего вы беспокоитесь по поводу действий другого с той позиции, что, может быть, вы сами неправильно воспринимаете действия этого человека; может быть, он вполне правильно всё делает, но вы неправильно это воспринимаете. И уже в этом случае вы для себя пробуете мудрость взять.

86. Не подсказать другому, а для себя выяснить, насколько вы правильно сами воспринимаете то, что происходило там. Вас смутило, и вы хотите уточнить: «А правильно ли я понимаю, что ты вот это сделал потому, что вот так-то?.. Поясни мне, пожалуйста, а то у меня в голове какой-то «таракан» завёлся. Меня смущает, я не пойму, в чём моя нечистота в восприятии твоего действия?»

87. То есть каждый из вас должен эту ситуацию рассматривать с позиции – найти мудрость для себя, а не для того, чтобы подтолкнуть ближнего к тому, чтобы стать лучше».

88. «Можно ли использовать на слиянии нешуршащий новый пакетик для несения подушки? Мне сказали, что нужна сумочка, сшитая специально для этой подушечки. А у меня жены нет, вот пакетик пришлось приобретать…»

89. «На слиянии? Не пойму, в смущение-то других людей вводит что именно? Что в период слияния, когда все затихли, ты начинаешь вытаскивать подушечку?»

90. «Нет, нет. Служители, которые озвучивают правила в палаточном городке, достаточно ясно проговорили нам, что мы имеем право брать с собой пакетик, в котором несём принадлежности для таинства (например, подушечку). Получается, можно взять какой-нибудь пакетик, положить туда подушечку и принести её с собой, чтобы сесть на неё на слиянии».

91. «Все такие правила должны согласовываться с рациональным каким-то подходом. Если предлагается не использовать шуршащий пакетик, то, значит, это должно быть связано с какой-то проблемой конкретной.

92. Если людям приходится время от времени доставать подушечки в тот момент, когда все стараются в тишине пребывать, тогда уже уместно рассматривать, что, конечно же, неправильно будет в этот момент пакетик использовать.

93. Лучше тогда подойти как-то по-другому. Либо достать тогда уже заранее, если пакетики используются. Но если вы в момент слияния используете подушечку, уже не шурша пакетиком, так какая разница, в чём вы её принесли?

94. То есть тут нужно рационально посмотреть, где происходит накладка. Если утверждаются какие-то правила, они должны быть обдуманы. То есть они должны быть разумны, уместны и связаны с какими-то конкретными фактами. Не чтобы так, «от фонаря», вы – раз – и ввели какое-то правило и непонятно почему. Вы же учитесь размышлять, Я к этому вас призываю, и поэтому, размышляя, всегда будете приходить тогда к вопросу – а почему нельзя?»

95. «Можно ещё вопрос? Можно ли во время прослушивания пить чай или кушать, если не успел попить или покушать до прослушивания? У нас в палаточном городке прослушивание проходит в кухне».

96. «Если в коллективе, то нежелательно».

97. «Я понимаю, что нежелательно. Но если вдруг задержался, приходишь – слушают, а кушать хочется, то как лучше было бы сделать?»

98. «Тогда, может быть, не прослушать? Возьми покушать, выйди и покушай».

99. «То есть можно брать и идти туда, где я ночую, там покушать?»

100. «Ну, наверное. Тут Я уже сейчас не знаю, что за правила вы там ещё ввели. Мне сложно сразу сказать. А то Я скажу «можно», а вы там запретили всё напрочь».

101. «Всё, большое спасибо. А вот такая ситуация… Утром был дождик (а в сильный дождик мы не работаем), и полчаса, пока дождик был, мы не работали. А потом я ребятам предложил: давайте эти полчаса отработаем в обед…»

102. «Само по себе предложение хорошее».

103. «Понятно. Ещё вопрос. У меня была такая работа, что было два старших, один – по технической части, а другой, условно говоря, как стратег, который рисует план. Получается, главный старший обозначает какую-то работу, а другой уже непосредственно говорит, что делать, он планирует и выстраивает, как и что должно происходить (к примеру, взять ведро, отнести туда, забить там гвоздь, доски распилить). Ну, понятно, да, какая картина? И получается, что работа, обозначенная тем человеком, который непосредственно распределяет то, что каждый должен сделать на сегодня, откладывается».

104. «Так ты это и проговори. Когда начнут в следующий раз тебе стратегически прорисовывать «гениальный» план действий, ты проговори: «Это сделать не получится, потому что у меня есть старший и на практике показала ситуация, что будет отложена эта работа, будет мне предложено сделать что-то другое. И я буду вынужден сделать, потому что это непосредственно тот, кто находится рядом со мной». Пусть они потом между собой как-то договорятся».

105. «Они, может, и договорятся. Но я про себя спрашиваю».

106. «Ты слушаешься того, кто рядом стоит, старшего, и всё. А что ты спросить хочешь?»

107. «А если то один подходит, то другой…»

108. «Если видишь накладку, так и говори: «Я не могу сделать это, потому что сейчас вот этот человек скажет мне сделать другое. Вы между собой договоритесь, кого мне слушать-то».

109. А так… делай всё. Этот говорит: «Неси ведро» – ты взял, понёс. Тот встал: «Ты что, ты же должен пойти туда» – ты ставишь ведро, пошёл туда. И ты сделаешь правильно. И тот, и этот если старшим обозначен, ты делаешь и то, и другое. А там они увидят уже накладку: «Странно, почему ты не сделал?» Скажи: “А я исполнял волю старшего”».

110. «Ясно. Вопрос к простому сводим: могу ли я, видя то, что я не понимаю, что делать, просто отказаться от работы? Не будет ли здесь моей духовной потери?»

111. «Я рассказывал, рассказывал, как правильно сделать, а ты подвёл Меня совсем к другому вопросу: “Можно ли вообще ничего не делать в том случае, если я ничего не понимаю?”».

112. «Можно ли уйти, отказаться, сказать: «Ребята, я не понимаю, что надо делать»? Или просто без всяких аргументов пойти и сказать, что я не буду это делать, что не хочу…»

113. «Но Я же подсказал уже, как правильно тебе сделать».

114. «Понятно. Но есть какие-то дополнительные детали… Ну, вот смотри… могу ли я отказаться от какой-то работы непосредственной, когда я пришёл, посмотрел – и не знаю, как делать?»

115. «Ты просто спрашиваешь: “Я не знаю, как делать. Объясните подробнее”».

116. «Мне вроде как показали».

117. «Пока ты не понимаешь, что сделать, ещё переспрашивай: «А вот тут как взять – я не понял; а куда пихнуть вот это – я не понял; каким пальцем надо ткнуть – не понимаю…» Пусть тебе подробно объясняют, пока не скажут: «Слушай, иди отсюда, ты вообще ничего не соображаешь».

118. Тогда можешь не ходить на труд, если ты видишь, что ничего не можешь понять из того, что тут говорят. Но ты приложил все усилия, чтобы понять. Но если до конца ничего не понял и они уже не выдержали…»

119. «Я просто говорю: «Ребята, я, наверное, пойду. Вы кого-нибудь другого попросите»?»

120. «Пока ты не уточнишь, что надо сделать, уходить нельзя».

121. «Реальная ситуация – по пятнадцать, по двадцать раз спрашиваешь одно и то же… одному, другому рассказываешь, что один сказал, что другой, что третий… Такая суета… вот десять раз одно и то же повторить одному, другому, третьему…»

122. «Ну, нормально. Вы же учитесь общаться. Это Школа, не забывай. Всё, что вы здесь делаете, – это относится к Школе, к урокам.

123. Вы почему-то отбрасываете многие явления, считая, что они какая-то шелуха, помеха, не дающая вам нормально духовно развиваться. Это огромнейшая ошибка. Я уже неоднократно говорил: всё, что здесь происходит между вами, – это всё относится к урокам Школы, вы учитесь общаться.

124. Если требуется, кто-то сто раз просит помочь ему, объяснить, – объясняйте сто раз одно и то же, ищите как, творчески подходите. Ваша задача – донести человеку, чтобы ему стало понятно. Может, он действительно никак не может понять. Значит, это не в нём вина, это в том вина, что вы не умеете правильно объяснять.

125. И вы учитесь искать варианты, творчески к этому подходите. Не просто – топнете ногой: ах ты, глупый, ничего не понимаешь! – и ушли, психанули. Это неправильно, это уже нерешённая задача, неправильно пройденный урок».

126. «Получается, если я предлагаю какому-то другому человеку, более способному, решать этот вопрос и ухожу, то это уже моя потеря?»

127. «Конечно. Ты ушёл – и что? Ну, ушёл, стоишь в стороне, ждёшь…»

128. «Да нет, много другой работы. Я просто на другую работу пошёл».

129. «А как на другую? Тебя же туда не приглашали, там никто не ждёт тебя».

130. «Мне и то, и это обозначили сделать».

131. «Если тебе предоставили выбор, конечно, ты сам можешь выбрать то, что наиболее благоприятно, где понятно тебе и посильно».

132. «Там куча работы…»

133. «Тогда решай сам, тогда выбирай сам. Но не торопись сбегать с места, где требуется что-то сделать правильнее, не торопись быстро отказаться от чего-то, попробуй выяснить.

134. Ты же общаешься, ты учишься налаживать контакт с ближним своим. Ты и ему помогаешь что-то лучше и глубже понять, и сам для себя стараешься понять что-то, что он тебе пробует донести.

135. Но когда ты задаёшь ему больше наводящих вопросов, он тоже учится рассуждать точнее. Он начинает понимать, что он недоговорил, он учитывает твои суждения, какие-то твои взгляды, он пробует чётче обозначить какую-то свою идею. То есть он тоже учится размышлять. Это же процесс развития идёт, поэтому торопиться убегать нельзя».

136. «Хорошо, спасибо. Значит, нужно как бы по максимуму стараться сделать, всем всё рассказать, всё договорить, объяснить».

137. «Да, верно. А потом, если действительно видишь, что тупиковая немножко ситуация, тогда извинись, скажи: «Ну извини. Я просто туповат настолько, что никак не могу въехать, что ты пробуешь мне дать. Я уж лучше пойду поколю дрова, там всё равно надо чьё-то участие, а тут я не соображаю».

138. Но не обвини его, что он тупой и никак донести тебе не может мысль. Главное – не сделай эту ошибку. Ты отходишь только потому, что ты оказался тупым».

139. «Учитель, нормально ли положить как символ веры книгу Последнего Завета на алтарь часовни и не брать её для чтения?»

140. «Не брать?»

141. «Да, с алтаря».

142. «Можно. Можно и так. Если вы такое правило обозначите, то можно так сделать, такой шаг допустим. Если это единственная Книга и больше читать нигде не взять, тогда это будет неверный шаг.

143. Это своеобразная психологическая игра, которая в данном случае допустима. Но, как Я уже поправил, она тоже должна быть связана с каким-то разумным подходом. Чтоб не было каким-то неудобством дополнительным уже для верующих самих, что они создают символ какой-то и самим неудобно от этого стало: читать теперь негде».

144. «А если человек имеет понимание, что он в любом месте в любое время может взять Последний Завет и читать, то не приносим ли мы ему соблазн нарушить порядок алтарный?»

145. «Ну, в любом месте – это так тоже своеобразно… У вас много разных условностей. Так человек шёл-шёл мимо, зашёл в чей-то дом, взял Книгу, пошёл читать. А это тоже относится к выражению «любое место».

146. То есть зашёл без спроса, просто так, не предупредив, взял со стола Книгу (увидел Последний Завет или покопался, поискал – ага, вот она) и пошёл в другое место читать её. Это тоже относится к выражению «любое место». Поэтому, если так задаётся вопрос, он неверен сам по себе.

147. Тогда уточнять надо для него, что он подразумевает под «любым местом». Либо тогда просто конкретизировать: можно ли зайти взять в храме Книгу, которая там положена просто как своеобразный символ только? Тогда нельзя. Если правило принято, то нельзя. Если вы договорились, определили некоторую условность, которая на самом деле не ведёт к какой-то накладке для верующих, не мешает им, не препятствует им постигать Завет, – ну, нормально, правило такое допустимо».

148. «Хорошо. Ещё один вопрос. Нормально ли разрешать фотографироваться на фоне алтарной части в часовне?»

149. «Благоприятнее не делать этого. Это носит некоторый негативный характер для самого человека. Его желание сфотографироваться на фоне алтаря не носит положительный характер на самом деле. Оно несёт оттенок, который неблагоприятен.

150. В любом случае многие действия вы же осмысливаете: для чего, почему вы это делаете. И когда вы начнёте это объяснять, то положительного вывода вы не найдёте.

151. Если это неизбежность оказалась, даже не знали – сфотографировались (захотелось на этом месте, а неожиданно сами для себя открыли – о! получилось на фоне алтаря, оказывается), – это другое дело. А тому, что вы хотите у алтаря сфотографироваться, вы не найдёте положительного объяснения».