Повествование от Вадима

Часть 22

Глава 4

93. «Физически – да. Физически можно принести вред. Если уж не трогать, допустим, какую-то физическую расправу, физическое насилие, есть немножко другой род воздействия негативного, который может сказываться усталостью.

94. Когда происходит негативное воздействие, то, как бы сильный человек ни пробовал правильно к нему относиться, это всё равно будет ложиться тяжестью определённой. И если этой тяжести накапливается много, возникает психологическая усталость.

95. И даже если ты хорошо ко всему относишься, правильно, усталость может накапливаться. И это может уже потихонечку сказываться на физическом здоровье, то есть это трудно будет обойти.

96. Это можно обойти, только если ты полностью отрешишься от мира, перестаёшь в нём существовать чувственно. То есть ты переходишь к упражнениям определённого рода и постоянно как бы зависаешь в какой-то бездонности, безграничности, но где нет людей. Ты просто с чем-то вечным соединяешься и находишься в этом всегда или большую часть какого-то жизненного времени.

97. То есть ты не чувствуешь окружающих, ты чувствами не проникаешь к окружающим, ты просто от них отрезался, оторвался таким образом. Тогда да, тогда такие негативные воздействия посторонние, которые могут к тебе идти в этот момент, когда ты пребываешь в такого рода медитации, не будут на тебя влиять негативно. Но это не то.

98. Это как раз не то для верующего человека, нормально, правильно движущегося по пути развития. Потому что для человека важно чувственно быть в мире.

99. А вот быть чувственно в мире (в таком мире, какой сейчас он есть) – это очень непростая задача. Она неизбежно начинает сказываться. Неизбежно. Она неизбежно задаёт усталость. Эта усталость к каким-то нарушениям может привести. Может быть, не ярко выраженным, но это потихонечку начнёт подтачивать физическое здоровье. Это некоторая неизбежность в этом случае.

100. Поэтому вы можете замечать, и не раз Я слышал в ваших вопросах и подмечал по другим обстоятельствам (это легко можно увидеть), что, когда человек чувствительный такой, легко воспринимает мир, хорошо воспринимает мир, добрый, восприимчивый, отзывчивый, у него быстрее сдаёт сердце. То есть у него быстрее, разрушается здоровье, он быстрее умирает, потому что ему приходится много переживать. Он много боли берёт на себя, переживает эту боль, и это, конечно, неизбежно будет разрушать его здоровье.

101. Поэтому надо пробовать как можно больше нейтрализовать какое-то негативное воздействие от таких вот переживаний. Но полностью от этого уйти не удастся.

102. Так что в этом случае, да, он может разрушаться, но только оболочкой, а не духом. Здесь тоже немаловажно это не забывать.

103. Потому что духовно человек уронить может только сам себя. Можно разрушить его тело, но дух его так не разрушить, если он всё правильно делает. И вот о духовном прежде и нужно помнить. А остальное… к остальному отнестись с пониманием.

104. Но пока человек живёт в таком режиме, где нанести вред другому (телу своего друга, телу каких-то незнакомых, окружающих его людей) очень просто. Но это будет только вред телу. А для души… только сам себе человек может навредить, никто ему не может навредить».

105. «Понял. Спасибо большое».

106. «Здравствуй, Учитель. Я весной планирую в общину выезжать. Соответственно, я откладываю какие-то деньги на инструмент, на первое время для житья там. Допустимо ли в связи с этим временно не платить десятину? Или благоприятнее всё-таки её платить и откладывать уже с оставшейся суммы?»

107. «Десятина связана с заработком. Когда человек зарабатывает, он таким образом сглаживает свою зависимость от материальных ценностей.

108. Я бы хотел, чтоб вы как можно меньше пробовали здесь находить какие-то исключения. Очень опасны эти исключения. Если их начать находить, то можно один за другим пункты вводить, вводить в качестве исключения. Появится потом много разных правил уже, по которым это делать не надо. И в конечном итоге всё сведётся к тому, что это редко кто сможет делать. То есть лучше не торопиться так рассматривать.

109. Это такая часть, где духовным законом Я тоже не могу это назвать, это не относится к духовным ценностям. Но это определённый вспомогательный такой рычажок, которым было бы благоприятно, было бы вам полезно пользоваться. Мне бы хотелось, чтоб вы не старались его обходить.

110. А дальше всё, что вы начнёте приводить в качестве исключения, – это как будто бы вы будете спрашивать: а можно ли не пользоваться полезным, ради того чтоб вот то-то и то-то успеть ещё сделать? Но при этом вы спрашиваете, можно ли не пользоваться полезным.

111. Ведь если такая идея у вас проявилась, значит, Я её как-то одобрил, сказал, что хорошо. Если это сказал Я, значит, она действительно вам полезна. Поэтому любая попытка сделать это исключение (вы не забудьте) – это как будто бы вы спрашиваете, можно ли в этом случае полезным не пользоваться».

112. «Спасибо. И ещё вопрос. Я откладываю деньги на переезд, может, в какой-то степени в ущерб семье. Нет ли в этом моей ошибки? Мне иногда жена задаёт вопрос: «Вот ты как эгоист откладываешь. А что ты семье оставишь?» Благоприятно ли ту сумму, которая у меня, допустим, накопится к моменту переезда, отдать жене и ребёнку, которые здесь останутся, или всё-таки можно с собой взять?»

113. «Ну, тут ты горячий вопрос затрагиваешь. Тут Я ничего не могу сказать. Это тебе надо грамотно попробовать взвесить, что у вас за зависимость, с чем люди остаются, почему они остаются. То есть тут внимательно на всё нужно было бы посмотреть».

114. «Но если я вижу, что она останется и не будет здесь в нищете, что есть кому позаботиться и с финансовой стороны будет всё нормально, можно тогда?»

115. «Ты только грамотно должен взвесить здесь. Именно грамотно. Где ты беспокоишься, но не впустую беспокоишься. Бывает и такая забота, когда человек беспокоится и готов всё отдавать, отдавать… Просто возникает внутренняя такая зависимость от беспокойства, и он уже лишнее начинает давать. Но, тем не менее, он беспокоится и даёт. А уже начинает вредить этим даванием. Бывает и такое.

116. Поэтому здесь нельзя дать какую-то одну простую подсказку. Это ты должен по совести грамотно взвесить всё, «за» и «против» посмотреть. В то же время ты беспокоишься, не просто забыл о ближних, а ты помнишь о них. Ты оцениваешь и то, что им нужно, чего им не хватает, и в связи с этим дальше смотришь, можешь ли ты в этом поучаствовать (или не видишь смысла: там на самом деле никакой утраты нет). Но это ты должен грамотно взвесить сам».

117. «Просто мой переезд заранее был виден, и я жене неоднократно говорил, что она должна сама предпринять какие-то шаги к обеспечению себя. В принципе, было время. А так она на моих доходах, получается… и как бы спустя рукава…»

118. «Реши сам. Ты можешь решить это».

119. «Учитель, я живу в коммунальной квартире. И у нас появилась новая соседка, она одержимая. И вот я терпела со смирением всё, что она делала. Пока я лежала в больнице, соседи приняли решение написать на неё в милицию, в суд подать. Я сказала, что не буду это подписывать. Вчера сказала. А сегодня задумалась… Если подпишу заявление, это не будет духовным падением?»

120. «Если вы делаете действие какое-то, которое несёт некую специфичность какого-то насильственного воздействия на кого-то, вы должны просто быть внимательными в суждениях своих, должны всесторонне осмыслить, что вы делаете. И если видите, что в данном случае это неизбежно, это будет благом, тогда этот шаг делайте.

121. То есть сейчас нельзя так обобщённо спросить. Ведь какое-то физическое насилие, воздействие на кого-то тоже может быть допустимо с духовных позиций, если видится, что таким образом будут предотвращены гораздо большие неприятности.

122. Если явно видны уже эти неприятности, где много горя может произойти, тогда к тому источнику, который может нести такую угрозу, может быть определённый род насилия применён, чтобы удержать от всего этого.

123. Поэтому, если приходится подразумевать какое-то воздействие, надо грамотно попробовать взвесить, насколько в данном случае это действительно будет благоприятным.

124. Смотрите по обстоятельствам, какие проблемы, какого рода трудности возникают у вас и ориентировочно к чему приведёт то, что вы делаете. Вы должны дальше посмотреть, а уместно ли это; достаточно ли того, что вы сделаете; нормально ли это будет; не слишком ли вы перегибаете, так что результат ваших усилий будет иметь гораздо большую цену, чем то, что происходило».

125. «И ещё я подумала, не пойти ли мне в церковь, там одержателей могут изгнать. Хотя это не моё».

126. «Можешь попробовать, конечно. Если человек вменяем и готов попробовать опереться на такую помощь, такое возможно, конечно».

127. «Нет, это без её ведома. Это я приду, скажу, что у нас такое…»

128. «Да, и что дальше будет делаться? Священник пойдёт искать, ловить, вылавливать человека?»

129. «Нет, это наша соседка».

130. «Да, но она должна пожелать этого. Она может не открыть ему дверь – и закончится на этом всё изгнание. Не будет же священник за дверью стоять и проводить ритуал».

131. «Поняла. Всё, спасибо».

132. «Учитель, я намереваюсь переехать в общину, но вижу, что там есть необходимость поддерживать себя максимально в отрыве от денежной системы и, соответственно, владеть каким-то мастерством. Правильно ли мне будет сначала, может быть, что-то собрать здесь, хотя бы мастерскую какую-то, чтоб переехать туда уже с инструментами? Либо (была подсказка – «торопитесь»), может быть, уже нужно ехать, всё бросив, а там уже постигать это всё на месте?»

133. «Ты затрагиваешь часть вопроса, на которую Я не могу однозначно дать ответ. Конечно, было бы хорошо, если у тебя что-то ещё будет. А вдруг ты не успеешь? И вот это то, где Я не могу ничего сказать. Может быть, и не успеешь, а может быть, успеешь. А как это у тебя будет получаться?

134. Ведь порой человек может задаться такой целью, но пройдут многие годы, а он всё пытается реализовать эту цель.

135. У нас есть примеры таких ребят, которые готовы были бы сделать шаги, но сказали: «Мы сейчас вот это, вот это поправим… Это будет очень благоприятно и для переезда, и для общины». И проходят годы, а у них порой проблемы ещё больше становятся, и это никак не может решиться. А жизнь идёт.

136. Ты говоришь хорошую вещь… Ну конечно, было бы удобней. Но как это будет у тебя получаться, сколько на это потребуется времени, что осталось на самом деле – это вопрос закрытый. Ты должен это всё сам почувствовать. Не просто грамотно взвесить, но ещё и почувствовать».

137. «Спасибо».

138. «Учитель, в 2005 году я была в долине слияния и задавала Тебе вопрос. Я хочу переехать в общину, а муж против, он неверующий. Ты сказал, чтобы я служила мужу и периодически приезжала в Сибирь набираться сил, но если будут создаваться условия невыносимые со стороны мужа, я должна его оставить. Как мне быть сейчас: служить дальше или переезжать?»

139. «Я же не знаю, что у тебя происходит. Ты сейчас привела некоторые нюансы и следом задаёшь вопрос, который непонятно уже в связи с чем задаётся. В связи с пониманием, что Я знаю, что у тебя происходит в семье, или что?»

140. «Я подумала, что Ты сказал тогда, что до конца дней я должна служить мужу в миру».

141. «А сейчас ты засомневалась: а вдруг не до конца дней, да?»

142. «Да».

143. «Такие вещи, подобного рода вопросы Я не могу оговорить однозначно. Это во многом должно решаться вами. Потому что нет однозначного решения – либо ты должен до конца рядом с кем-то стоять, либо не должен. В какой-то момент надо стоять рядом, а в какой-то момент это может оказаться бессмысленным. И эти нюансы прежде всего должны вами осмысливаться, вы должны пробовать делать какие-то шаги.

144. Делая их, никогда не рвите навсегда что-то. Если вы видите, что в данный момент вам хочется сделать какой-то шаг, можете его пробовать делать. Ну и другой человек, который рядом с вами был, тоже может понимать, что вы пробуете сделать что-то, что на сегодня видите нужным вам. Но завтра может что-то измениться. Может быть, завтра всё у вас поменяется – и решение изменится.

145. То есть если сегодня видите необходимость что-то сделать, вы делаете и ближнего предупреждаете: «Вижу благоприятным сейчас сделать вот так. На сегодня я вижу это нужным, мне нужным, чувствую в этом потребность жизненную». Пожалуйста. Ты тогда пробуешь делать шаг.

146. Но переезд – это не выход к соседу через дорогу, где в любое мгновение вернулся и опять зашёл домой, переезд – это очень серьёзное событие. Он требует серьёзного понимания, для чего ты едешь, какими возможностями обладаешь.

147. Потому что ты приезжаешь не на поруки, а к таким же людям, которые вокруг находятся и которые имеют много слабостей. Кто-то всё-таки и силу имеет, и с этим можно соприкоснуться, и будет приятное впечатление. Ну, всего много…

148. Поэтому, делая шаг, прежде всего надо думать, насколько ты сможешь жить в этих условиях. Но это же непростые условия, Сибирь. Заготавливать дрова, возделывать землю, очень непростую поначалу, если это новая земля…

149. То есть масса проблем. Это и дом построить…Если и удастся приобрести дом у кого-то, он может быть настолько испорченный, что легче сделать новый, чем ремонтировать старый. Но это целый ряд вопросов, которые нужно грамотно, практично оценивать.

150. Вы не в Индии находитесь, где Я бы сказал: «Ну хотите – приезжайте. Ставьте палатку и живите сколько захотите». И всё ограничится палаткой: всё нормально, вам тепло, вы даже в палатке проживёте много лет. Но это Сибирь.

151. Конечно, всё может измениться и за короткий период времени, и очень сильно. Но мы не можем на это рассчитывать наперёд. Мы живём сегодня, и сегодня нужно быть готовыми выдерживать те условия, в которых приходится находиться.

152. Тут лишь нужен трезвый взгляд, практичный взгляд. И тут Я не могу сказать кому-то: езжай (или не езжай). Это очень большая ответственность.

153. Это очень большая ноша. Если уж вы её берёте, вы должны хорошо осознавать, что вы берёте, и понимать, что это взяли вы. И если уж взяли, тогда несите достойно дальше, не пытаясь кого-то обвинить в чём-то. Это ваш выбор должен быть, обязательно именно лично ваш.

154. Насколько вы видите благоприятным пребывать в каком-то месте – оцените сами. Потому что такого рода шаги должны быть не просто как любопытство, а как жизненная потребность. Жизненная потребность.

155. А жизненная потребность – это что? Это когда всё иное как будто бы не даёт вам жить и у вас просто возникает потребность именно это делать.

156. Ну а раз это делается (конечно, если правильно всё взято), какие бы сложности ни были, человек воспринимает это нормально. Это же жизненная потребность! Это сложно, да, но всё другое будет хуже. Поэтому он эту трудность преодолевает с улыбкой, по крайней мере пробует преодолеть. А трудности немаленькие».

157. «При моём служении брату не является ли нарушением духовных законов то обстоятельство, что из-за тесноты в комнате мы с ним спим на одной кровати как брат и сестра. Но при этом у меня к нему есть природное чувство любви. Не будет ли это рождать надежду на взаимное чувство? Это первый вопрос».

158. «У него?»

159. «У меня. У меня чувство любви».

160. «Если чувственно вы привязаны к кому-то, любое действие, которое вас хоть как-то сближает между собой, всегда будет давать надежду.

161. Ты так задаёшь вопрос, как будто бы появление надежды – это что-то ненормальное, что-то, чего надо бояться и избегать. Надежду это, конечно, будет давать, ну и ладно. Если тебя это не страшит и в панику не ввергает, ну и пожалуйста, пускай будет надежда».

162. «А не есть ли это нарушение духовных законов?»

163. «Если бы это было что-то категорично неправильное, тогда Я бы, конечно, сказал. Но поэтому Я и начал разворачивать свой ответ несколько иначе, что как будто бы ты представляешь в этом какой-то негатив. Негатива в этом нет.

164. Если у тебя есть к кому-то чувство (или у любого другого из вас есть чувство к кому-то) и если сами реальные обстоятельства вас как-то сближают между собой, где уже предполагается и видится возможность ваша пребывания рядом чуть больше, чем ранее это было, – это, естественно, будет рождать надежду, что это ещё более как-то усилится и улучшится. Ну и ладно. То есть появление надежды – это нормальное явление в этом случае, оно совершенно естественно.

165. А вот когда появилась надежда, что дальше человек пожелает сделать – вот тут уже надо быть внимательным. Имея надежду, допустимо ли делать… И начинается какой-то перечень вопросов, где уже можно посмотреть, допустимо ли то или иное практическое усилие».

166. «Я кажусь себе лучше, чем вижу на фотографии или на видеозаписи. Это неприятие себя или самокритика?»

167. Вопрос мужчины был встречен общим смехом.

168. «Смотря на что ты обращаешь внимание. Может, у тебя чубчик сбился и ты смотришь… Фотография, бывает, запечатлевает не всегда то, что есть внутри. Бывает, очень мимолётно выхватывается мгновение, которое у тебя было не основным, а каким-то переходным из одного состояния в другое. И вот это промежуточное состояние может зафиксироваться в этот момент на фотографии, и оно будет неудачным, конечно же. То есть оно действительно может не передавать то, что с тобой связано.

169. Правильно сфотографировать человека – это нужно уметь. Надо сделать много фотографий и потом выбрать из них какую-то одну, где наиболее точно передаётся состояние человека.

170. То есть, как и написать портрет, фотографировать тоже  надо уметь. А когда просто щёлкают (попросили улыбнуться – щёлкнули) – это всё неправильное состояние, это не передаёт состояние человека».

171. «А в голосе я могу слышать фальшь, какие-то эгоистические интонации, которые я во время произношения предложения не различаю? Когда прослушиваю свой голос, мне он очень не нравится».

172. «Ну, просто нужно, чтобы в такой момент тебе чаще кто-то подсказывал какие-то смущения, которые у него могут возникать. То есть в таких случаях, когда ты начинаешь общаться с кем-то, будь очень внимателен к критике, которая может поступать со стороны, чтобы её проанализировать.

173. Именно проанализировать. Потому что отразится в восприятии людей как раз то, что ты реально проявляешь. То есть они могут зафиксировать это. Может быть, они неточно это передадут, но им действительно будет виднее. В таком случае совершенно уместно сказать: со стороны виднее.

174. И когда вы больше интересуетесь мнением людей (как они вас воспринимают; смущают ли их ваши поступки какие-то или слова, выражения, почему смущают; в чём они видят ваши ошибки) и вы сами пытаетесь в этом разобраться, чтобы исправить свои ошибки, это очень полезное и очень нужное дело.

175. Вот поэтому в общине, как правило, и должны все учиться это делать. Но делать правильно. Не пытаться забить друг друга критикой, потому что на это все легки, а правильно подсказать, помочь.

176. Когда друг с другом такой тесный контакт идёт, можно о себе очень много узнать интересного, что самому сложно будет увидеть. Если будете правильно общаться, то вы друг другу хорошо поможете.

177. Но главное – быть внимательным. Ребята, запомните: обычно самый ответственный момент наступает в вашей жизни, когда задевается ваш жизненный интерес. Запомните это!

178. Потому что, как только задеваются ваши жизненные интересы, у вас на защиту поднимается весь эгоизм, который вы имеете. Вы замыкаетесь мгновенно, вы переходите в атаку. Вы начинаете защищаться, атакуя. Вы перестаёте нормально рассуждать в этот момент, вы начинаете нести всякую ахинею, при этом порой умудряясь ещё прикрываться Последним Заветом. А это к Последнему Завету уже не имеет отношения.

179. То есть здесь надо быть очень внимательным. Как только вы в чём-то были заинтересованы, пытались реализовать себя, но вас тормознули и сказали что-то не так, – будьте особо внимательны. Вам надо проанализировать эту ситуацию. Где-то что-то действительно, может быть, вы перегибаете, не так делаете. Не защищайтесь ни в коем случае, тогда вы узнаете о себе много интересного и важного.

180. Будете закрываться, как обычный человек способен делать в минуту ущемления его интересов, – очень сложно помочь. Очень сложно. Он как упрётся, как забьётся в свою каморочку и начинает… Забившись между мешками с песком, амбразуру сделает себе и отстреливается оттуда. Но так не надо.

181. Поэтому будьте внимательны. Самое главное в вашей жизни решается, когда задевается ваш кровный интерес, жизненный. А это бывает, когда у вас бурный интерес к чему-то проявляется. И вот тут камни преткновения если возникают, будьте внимательны: это судьбоносные моменты».

182. «Что происходит с памятью? Часто стал забывать имена и названия. Опрос знакомых показал, что многие подтверждают такое же явление с ними: провалы в памяти на имена. Чем это вызвано?»

183. «Да много здесь может быть разных событий. Тут как бы не случилось так, что на краткое мгновенье вы вообще память потеряете», – улыбнулся Учитель.

184. «Нет, но Тебя-то мы помним». Общий смех встретил слова спрашивающего.

185. «Тогда есть надежда… – улыбнулся Учитель. –

186. Бывает, это уже естественная привычка человека на что-то не особо обращать внимания. Это зависит от того ещё, как активирован ваш мозг, как вы стараетесь обращать на что-то внимание, как вы фиксируете это в своём сознании.

187. Но с течением времени, уже начиная, может быть, с тридцати лет, в мозгу человека ежедневно отмирают десятки тысяч клеток. То есть немножко изменяются функции деятельности всей физиологии человека.

188. Поэтому либо вы что-то развиваете, удерживаете на каком-то уровне и улучшаете, либо, если не обращаете внимания, это начинает немножко атрофироваться, начинает что-то изменяться, теряться интерес к чему-то.

189. Хотя, если в суть заглянуть, фиксируется в любом случае всё, с чем вы соприкасаетесь. Просто вы к этой точке своей памяти, к этим полочкам теряете доступ, но у вас это хранится всё равно в любом случае.

190. Ну, это уже разный подход, разные люди, разные переживания, разное внимание… Тут много разных явлений играет роль. И играет роль, конечно же, то, что меняется магнитное поле Земли. Это играет роль тоже, но это не единственное.

191. Если что-то с магнитным полем резко может произойти (могут быть разные варианты развития событий), с памятью могут быть большие промахи, смотрите не потеряйтесь».

192. «Ты говорил, что верующий человек – это глубоко мыслящий человек. Для чего однажды была дана процедура в виде сажания морковки вверх ногами, ведь она относится не к мышлению, а к подчинению?»

193. «Она к смирению относится. К смирению. Если человек склонен прежде следовать за гордыней, за своей строптивостью, то ему полезно было бы дать такой урок. В качестве урока, а не постоянной деятельности.

194. То есть это же единичный случай, а не рекомендация. Весна наступает – и Учитель выступил: «Ребята, давайте-ка мы теперь всю морковку вверх ногами посадим». Нет, конечно же.

195. Это было конкретно связано с человеком, которому нужно было это пройти, и он сразу взбунтовался. То есть это просто наглядная картинка, простое упражнение».