Повествование от Вадима

Часть 22

Глава 31

Ещё весной из Эстонии в Гуляевку приехал кинодокументалист по имени Арбо. Он приехал в Сибирь вместе со своей семьёй: женой Туули, телеведущей популярной в Эстонии программы, и двумя трёхлетними сыновьями.

2. Арбо планировал вместе с семьёй погрузиться на год в жизнь сибирской деревни, большую часть жителей которой составляют общинники, и снимать фильм об общине Виссариона и о детях, живущих в ней.

3. Проект этот финансировался государственными программами Эстонии, показ будущего фильма планировался на международном фестивале документального кино.

4. Третьего января в доме Вадима Арбо задал Учителю свои вопросы.

5. «Учитель, с какого возраста ребёнка можно приучать к молитве и к ритуалу и как это делать?»

6. «Правильным знаниям об окружающем мире лучше обучать как можно с более раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. Но это должен быть другой ряд образов, не как у взрослых.

7. Ведь в данном случае, если говорить о законах духовных, это значит – в какой-то мере рассказать о реально существующем окружающем мире, о реальности, основанной на законах Мироздания. То есть это то, к чему и наука должна прикасаться. Но одно дело – прикасается взрослый человек, используя разные сложные термины, другое дело – нужно донести ребёнку. Здесь нужен другой ряд образов.

8. Всё зависит от того, в какой среде находятся дети, как смогут родители подобрать эти образы, насколько сами родители верят во что-то и понимают что-то.

9. Но если дети с самого начала правильно постигают окружающую реальность, то их уже сложно отклонить в сторону какими-то побочными негативными движениями. У них есть основа, они могут сравнить всё поступающее к ним извне с той основой, которая уже начинает формироваться внутри, им легче делать выбор правильный. Поэтому, конечно, сделать это лучше раньше.

10. Но хорошо бы это делать в кругу сверстников, чтобы такие же дети, с которыми этот малыш играет, тоже постигали этот мир так же. Тогда в общении друг с другом у них это будет закрепляться лучше, они будут чувствовать себя комфортнее.

11. Если в одной семье им будут рассказывать одно, а придёт ребёнок в другой коллектив – над ним начнут смеяться и рассказывать совсем другое, это сложнее будет. Тут уже большое испытание для ребёнка будет, и непросто тогда будет уже эту тему решать».

12. «Спасибо. Как без отрицательных аспектов объяснить историю человечества? Как можно объяснить такие события из официальной истории, принадлежащей к государственной программе, как вторая мировая война, например? Какими словами можно её объяснить?»

13. «На самом деле, большим заблуждением является понимание, что люди должны изучать подробно все те глупости, войны, которые происходили в истории.

14. Этих глупостей, неприятных событий было очень много, так как человек начинает формироваться на Земле, начиная от какой-то слабой величины, и постепенно приобретает всё большую силу, развиваясь. Но начинает он с какой-то слабой величины, находясь на низком уровне.

15. Низкий уровень развития человека подразумевает очень сильные эгоистические проявления. Эгоистическое проявление замыкает человека на самом себе. Он смотрит, насколько окружающий мир выгоден для него. Не насколько он сам может быть удобен и полезен окружающим, а насколько окружающие могут быть выгодны для него.

16. Такой взгляд подразумевает очень агрессивное отношение к окружающей реальности. То есть человек отворачивается от другого человека, если он не выгоден ему. Это большая слабость у человека, и она масштабно проявлена во всём мире.

17. Поэтому, если учить человека подробностям того негатива, какой был в истории, при этом низком уровне, на котором пока ещё пребывает человек, он легко обращает внимание на эти подробности, он их сильнее запоминает. Он лучше обращает на них внимание, чем на то, что связано с искусством, с развитием, с достижениями, потому что опыт созидания очень маленький у человека.

18. На самом деле изучение дат и подробностей того негативного, что происходило, никоим образом не учит человека чему-то положительному. Он просто набирается опыта негативных свершений в этом случае.

19. То есть он проходит школу негативных проявлений. И не для того, чтобы отвернуться от них. Он становится более сведущим в этих вопросах, у него есть база, от чего он может оттолкнуться, чтобы сделать что-то подобное, но в ещё более извращённом виде. У него есть основа, от которой он может оттолкнуться, чтобы сделать нечто большее, но в этом же духе.

20. Поэтому лучше такому не учить детей. Лучше их сразу приучать ценить всю ту информацию, которая связана с созиданием, с достижениями в искусстве. Этого же тоже немало, но только эта область как-то уж слишком в стороне находится.

21. Очень много дат в истории с негативными проявлениями. Зачем их учить? Этого не стоит делать. Пусть, если уж требуется как-то упомянуть, будут упомянуты какие-то даты: вот в такой-то период люди повздорили друг с другом, испортили друг другу костюмы, ругались очень много, вот у них тут что-то не получилось…

22. В таком игровом, шутливом варианте можно это рассмотреть. Ну, правители этих стран просто оказались глупыми в этот момент, натворили много неприятностей. Им люди доверяли, но они вот тут натворили… так как они духовно тоже малоразвиты (потому что такие глупости можно сделать только будучи духовно малоразвитым).

23. Ты можешь быть хорошим политиком, решать какие-то задачи в экономике, в хозяйстве, но это не означает высокое развитие духовности, вовсе не означает. А именно от отсутствия духовной образованности, развитости как раз беды на Земле и происходят.

24. Люди могут быть очень умными, могут окончить много учебных заведений престижных, но, если они духовно так и не воспитали себя, они неизбежно будут творить беды. Неизбежно. Они не смогут по-другому. И вокруг них неизбежно будет формироваться коллектив точно такой же.

25. Поэтому при том подходе к построению жизнеустройства, который существует на Земле, последствия в качестве горя, каких-то больших бедствий становятся естественными. Просто естественными.

26. Если не хотите этого горя, поменяйте саму суть построения своего жизнеустройства. Нельзя так строить, как сейчас это сделано, беды будут неизбежно.

27. И демонстрациями это всё не решается. Это такая несерьёзная игра, которая ничего в принципе не меняет. Всё равно всё пойдёт в одном русле. Как шло, так и пойдёт. Оно и идёт так уже тысячи лет.

28. Поэтому надо, конечно же, в воспитание детей, начиная менять будущее своё, уже закладывать именно созидательную основу. Думать только о созидании, а не о том, кто кому порвал воротник и кто как сильно ругался.

29. Нужно другое поведение человека. Было бы очень хорошо, чтобы это поведение началось у тех, кто очень много показывается на телеэкранах. Но, к сожалению, приходится видеть какое-то другое, совершенно противоположное поведение, что лучше бы спрятать подальше и не показывать детям. Но этого очень много на экране».

30. «А как тогда, какими словами, например, объяснить вторую мировую войну?»

31. «А зачем? Если ребёнок спрашивает (а спросить он может, только если он к чему-то прикоснулся и где-то извлёк какую-то информацию), тогда можно ему что-то поправить. Если он не спрашивает, а зачем она ему вообще?»

32. «В школьной программе всё-таки это…»

33. «Вот получается некоторая неизбежность, что дома можно дать одно, но он приходит в другое место и получает другое. И тогда возникает некий конфликт, когда надо умудряться что-то дополнительно объяснить.

34. Ну, тут уже очень непросто будет дать какое-то правильное объяснение. Его тем более будет сложно дать, потому что существует очень много разной информации, которая как весомая информация начинает появляться в книгах, в разных высказываниях, и молодой человек начнёт путаться в этой информации.

35. Будет очень горько, если в информации, которую дают родители (дают хорошую информацию), он начнёт сомневаться. Ему покажется, что папа или мама, может быть, не всё знают, а вот люди, находящиеся на очень высоком посту, очень известные, которые говорят совсем другое, наверное, говорят правильней.

36. То есть такая примитивная особенность может подвигнуть к тому, что ребёнок больше начнёт доверять уже совершенно иной информации – негативного характера.

37. Ну, тут уже ничего не сделаешь. Он находится в кругу большого обилия разной информации, и ему придётся что-то выбирать. Но независимо от того, какой этот круг, всё равно тот, кто знает правильное, должен терпеливо стараться продолжать доносить это правильное.

38. Эта информация не исчезнет из сознания ребёнка, и по мере формирования его, набирания мудрости по жизни эти слова где-то начнут всплывать в его сознании, и он начнёт понимать разницу между одной информацией и другой. То есть жизненный опыт будет помогать ему сделать правильный выбор.

39. Ему будет с чем сравнивать (с той информацией, которую мог бы дать родитель). А сам ребёнок пока из окружающего пространства её мог бы не почерпнуть. Поэтому, если родитель может давать хорошую, правильную информацию, надо давать её».

40. «Спасибо. И следующий вопрос, очень личный для меня. В детстве, когда, я думаю, мне было лет шесть, я спросил у моей бабушки (она революционерка была, атеистка): что будет после смерти? Она мне ответила: «Пустота». Я продолжил спрашивать: что там, в космосе? что значит бесконечность? Она опять сказала, что там ничего нет, только пустота. Это оставило в моей душе такую рану, что до сих пор, когда я порой не могу заснуть, мне становится страшно.

41. Я не хочу повторить эту ошибку, потому что я понимаю, что нельзя давать такие ответы ребёнку. И у меня такой вопрос… Когда я говорил моим детям, что после смерти наши души продолжают существовать, что там есть Бог, который создал наш мир, моя жена (она неверующая) смеётся надо мной и говорит: «Папа врёт. Бога нет, это всё только сказка». Как мне действовать и как объяснить детям эти вопросы? Договориться с женой, чтобы она так не говорила, невозможно, она продолжает».

42. «Как будут позволять обстоятельства, так можно и разговаривать. Если жена остро реагирует на такое общение папы со своими детьми, то в её присутствии, конечно, лучше такое не говорить, чтобы не провоцировать это раздражение и негативные высказывания. Пробовать отдельно тогда объяснять. Но если возможность объяснять есть, то лучше объяснять…

43. Когда мама говорит о том, что Бога нет, она ведь какого-то Бога подразумевает в своём сознании. Но такого Бога, которого она подразумевает, рисует в своём сознании, действительно нет.

44. Очень многие люди представляют того Бога, которого не существует и никогда не было. То есть, конечно же, если представлять дедушку, который где-то сидит на облаке, – его нет. Такого Бога и не было никогда.

45. Поэтому, когда люди отрицают что-то, они порой отрицают достаточно справедливо. Здесь правильней посмотреть прежде всего, а что они подразумевают в своём сознании, отрицая что-то. Если в сознание человека заглянуть, можно увидеть, что он вполне справедливо это отрицает. Он просто не знает, что же на самом деле есть и в каком виде это находится. Это отсутствие знаний.

46. Но недалёк час, Я уверен, когда люди поймут, осмыслят эти вопросы уже грамотно, и уйдёт этот конфликт. Но просто надо детям прямо показать – мама пока ещё не склонна в это верить, не склонна это осмысливать, пока просто эти понятия её пугают, она их боится.

47. Ведь эти понятия вынуждают человека принять другую ответственность, и она намного больше, это ответственность за жизнь. Мама пока не склонна эту ответственность нести.

48. Если человек не склонен нести какую-то ответственность повышенную, он обязательно будет отрицать всю информацию, связанную с этой ответственностью. Он неизбежно будет отрицать, он должен её отрицать. Он не должен брать то, что ему непосильно, иначе он упадёт. А он должен идти.

49. Поэтому на Земле, кто бы какую деятельность ни вёл, на самом деле он делает нужное дело.

50. Просто это порой трудно оценить человеку, потому что человек субъективно оценивает ситуацию и, как правило, прежде всего эгоистически. Именно только со своей точки зрения – насколько ему это может быть опасно, насколько опасно его близким. Вот с этой позиции он начинает оценивать окружающую реальность.

51. Но он не может посмотреть, а насколько вообще, в принципе это благоприятно для всего человечества. Это оценить он не может. А именно с этих позиций всё в мире и строится. Это же общий Закон, един для всех. И хотел бы человек или не хотел правильно постигать этот Закон, он зависит от этого Закона.

52. И единственное, что в этом случае для человека определяется, – это то, что чем быстрее он начнёт постигать эти законы, тем гармоничней начнёт развиваться его жизнь. Будет упорствовать пока, настаивать на своём – неприятности неизбежны.

53. Вот в этом человечество и барахтается уже тысячи лет. Но это всё решится…

54. Так что с детьми надо разговаривать, находить образы хорошие, правильные, чтобы не ругать, не унижать кого бы то ни было, а просто поправлять, находить правильные аргументы и слова».

55. «А какими словами я должен самого себя успокоить, когда мне трудно уснуть, потому что я боюсь?»

56. «Пустоты?»

57. «Да».

58. «Да тут слова уже не будут какую-то особенную роль играть. Человек не сможет принимать, как Я уже сейчас сказал, повышенную ответственность, нечто, относящееся уже к следующему шагу его развития, если он сам внутри недостаточно к этому дозрел.

59. Поэтому веру нельзя пропагандировать агрессивно, как это делается сейчас и всегда делалось. Пытались донести людям Истину, приводя те аргументы, которые прежде должны были запугать человека. И у него как будто бы не оставалось выбора. Иначе он где-то серьёзно проиграет, чего-то ему не достанется, и он должен обязательно креститься или что-то ещё делать.

60. Это огромная ошибка, этого делать нельзя. Потому что таким образом верующим не становятся. Можно стать фанатиком очень агрессивным и опасным, но на самом деле нормальным верующим так стать нельзя.

61. Вера – это определённая степень зрелости. Человек созрел и начинает сомневаться в том, что он до сих пор считал правильным. То есть он начинает догадываться до чего-то другого, но пока ещё не осмысливая его в полной мере.

62. Вот тогда, когда это новое к нему приближается, он может, прикоснувшись к этому новому, почувствовать что-то, что ему стало дорого. И он тогда начинает отдаваться этому новому, доверяясь и постигая своим сознанием всё то, что он будет потом получать. Но к этому нужно дозревать.

63. Поэтому на самом деле непросто многие элементарные вещи донести до разных людей. Один быстро смекает, что да, верно, он где-то догадывался уже, но не мог сформировать это в своём сознании. Другой скажет: «Да ну, что вы! Хватит вам говорить всякие глупости». То есть он даже и осмысливать не готов, он сразу будет это отрицать. Ну, это особенность человека. Этого пока не избежать.

64. Просто надо стараться, конечно, верить в хорошее, понимая, что всё происходит не просто так, у всего есть смысл, в существовании человека есть смысл. И если за всем этим есть какой-то единый Закон, этот Закон не может быть ничем кроме как Законом Гармонии. Закон дисгармонии – он другого рода.

65. В основе жизни человека лежит Закон Гармонии. Только поэтому человек всё ещё живёт, несмотря на то что он стремится разрушать вокруг всё. И вот этот Закон постепенно приведёт человека к нормальному, гармоничному развитию.

66. Вот прежде всего понимать нужно, что за жизнью человека лежит Закон Гармонии. Он обязательно будет вести к развитию и подталкивать к развитию. И развитие мало-помалу, но всё-таки происходит.

67. Поэтому не надо пугаться, надо просто идти вперёд. Жизнь на самом деле вечна у человека, потому что душа неуничтожима. Это такой закон энергийных проявлений, субстанция такая специфическая, на которую не действуют законы старения, на эту энергию.

68. То есть это так же, как они не будут действовать на вибрации света. Свет передаётся, и нельзя сказать, что со временем этот свет стареет. Он не может стареть. Вот так и у души есть свои вибрационные особенности, которые не подвержены старению. Она соткана из этих частиц, из этих вибраций. В ней меняется только объём информации, который сказывается при рождении нового ребёнка.

69. А если утверждать, что душа не может рождаться вновь, тогда можно легко прийти к пониманию, что Бог как-то несправедлив. Одни дети рождаются больными, и сразу будет известно, что с рождения они так и не прикоснутся к Писанию, а значит, они обречены на гибель, получается. А кто-то рождён талантливым, ещё и верующим легко может стать. Как такое можно дать всем несправедливо? Но это всё не так.

70. Потому-то дети и рождаются разной талантливости, что сказывается жизненный опыт (его жизнь, которую он уже проживал).

71. Ну, Я думаю, немного будет времени впереди, чтобы это уже легко смогли понять все. До этого уже, Я думаю, хорошо догадываются многие. Это уже не будет долго тайной».

72. «Спасибо, Учитель. Ты сказал однажды, что родитель должен учиться у своих детей, потому что дети мудрее, чем взрослые. А что Ты имеешь в виду, говоря об этом?»

73. «Ну, скорее всего, не подразумевается мудрость, которую можно применить к взрослому. Потому что мудрость – это жизненный опыт. У ребёнка жизненного опыта нет. Если он и есть из его прошлой жизни, то сознание нового тела этот опыт помнить не будет. Он, естественно, формируется как бы с чистого листа, условно говоря.

74. Этот опыт не будет помниться, но он будет просто сказываться в тяготении ребёнка к чему-то, в предрасположенности к каким-то действиям, в усидчивости, кропотливости в работе, терпении. Это будет сказываться у ребёнка. А в сознании его этого не будет.

75. Мудрость – это прежде всего накопленный жизненный опыт (когда человек через переживания и осмысление приходит к правильным выводам), поэтому такого рода мудрость, конечно, не подразумевается.

76. У детей нужно учиться той простоте, непосредственности, с которой они воспринимают окружающую реальность, наивности, легко проявляемому воображению (когда ребёнок те обстоятельства, до которых не может дотянуться своим сознанием, воспринимает специфическими образами, игривыми образами).

77. И это очень полезно, что ребёнок так воспринимает этот мир. Вот если из этого исключить ещё негативную информацию, то картинки, которые будет рисовать ребёнок, будут очень интересные.

78. Человеку надо не забывать об этих качествах воображения, которым он наделяется с рождения. Это важные качества. А человеку, чем больше он растёт, тем больше кажется (ложно, конечно, кажется), что воображать – это уже как-то несолидно.

79. Но человек от этого становится только хуже. Он становится каким-то угловатым, и его внутренний мир становится невзрачным, прямолинейным каким-то, сероватым. Это не развивает человека, это, наоборот, его закомплексовывает.

80. Поэтому надо учиться у детей. Даже не учиться, а вспоминать через детей, вспоминать, от чего сами ушли, и не торопиться это отбрасывать. То, что в детях проявляется, часто очень полезно для взрослого. И взрослым хорошо бы это всё сохранять в себе, не бояться этого, не смущаться этого.

81. Ребёнок легче забывает какие-то неприятности, которые у него случаются в жизни. Он легко может переключиться на какую-то другую игру, если устал от одной или эта игра как-то его расстроила. Он отойдёт, немножко похмурившись, но легко включится в другую игру и будет радоваться так, как будто бы перед этим неприятности у него не было.

82. У взрослого уже так не получается. Неприятность, которая случилась в его жизни, он может в себе прокручивать не только месяцами, но и годами может крутить и ходить хмурым постоянно.

83. Вот это его неумение правильно реагировать на происходящее, конечно, серьёзно искажает его развитие, и человек становится, можно так прямо сказать, психически нездоровым.

84. А нездоровье такого рода, психическое, сейчас становится повальным, это уже как чума нового времени. Потому что очень много негатива, переживаний и обид хранит в себе человек и продолжает это всё внутри развивать, уже включая своё воображение. Но включает воображение не для того, чтобы вывести себя из этого негатива, а чтобы ещё более усугубить его.

85. То есть он дорисовывает краски, которых нет в реальности, но он создаёт их в своём сознании и ещё больше начинает переживать уже о том, чего, в принципе, никогда не было. То есть он, дорисовывая, легко рисует фальшивую картину.

86. Именно так часто и случается: конфликты в семьях между людьми, когда кто-то обижается на другого человека, додумав то, чего не было. И вместо того чтобы уточнить, он уже начинает переживать, обвинять и носится с этой неприятностью в себе очень долгое время. От этого будет страдать его физиология и психика, это очень серьёзно».

87. «Спасибо. Зачем и как защищать своих детей от так называемых «ценностей» капитализма?»

88. «Вначале мы уже упомянули о том, что жизнеустройство, по которому сформировались человеческие общества на Земле, в принципе неправильное. Оно искажает восприятие окружающей реальности и неизбежно задаёт ложную логику поведения, то есть выстраивает поведение своё человек так, что он не сможет при этом поведении развиваться нормально.

89. Поэтому, если говорить о нормальном развитии, нужно в принципе рассмотреть совершенно другую картину, основу, от которой нужно оттолкнуться в своём развитии.

90. А то, что сейчас существует… Люди как живые ценности, красивые, неповторимые, отсутствуют в этом мире. Есть рабочая сила – выгодная или невыгодная. Нет человека. Человек как уникальный цветок, как уникальное явление Природы, неповторимое, – такого не существует.

91. Есть нечто, что должно быть уравнено с другими в какой-то массе, приведено к какому-то одному порядку, чтоб оно шагало в ногу, разворачивалось по команде, это безликое серое вещество.

92. Вот то, к чему сейчас  подводит развитие существующего мира, вернее, того мировоззрения, которое в мире существует и долгое время укрепляется, расширяется в сознаниях людей разными деталями. Но это болезнь. Опасная, смертельно опасная болезнь.

93. Поэтому, если говорить о спасении людей, надо построить совсем другое общество, совсем на других ценностях. А всё это уже обречено, и время, думаю, достаточно красноречиво показывает, что при таких ценностях жить нормально не получится. И видно, что многие умные люди это очень хорошо понимают, замечают, что происходит вокруг.

94. И это не исправить (ещё раз повторюсь) никакими демонстрациями, никакими лозунгами это исправить нельзя. Слишком большая машина выстроилась в этой связи в качестве государственного аппарата. Очень много наработано опыта соответствующего, и людям это сломать не получится, тем, кто зависит от этого опыта.

95. Ведь те люди, кто идут на демонстрации, пользуются всеми благами именно этой же системы. Поэтому их выступления против этой системы – это как выхлопной газ для машины: ну, гудит, где-то там дымит, но машина работает и едет, и ей всё равно, сколько газа она выпустила.

96. Поэтому должно обязательно произойти нечто, что остановит такое явление. И будет другое…

97. Но это не связано с карой Бога. Тут тоже будет ложно подразумевать, что это кара Божья. Нет. Бог никогда никого не наказывал, Он в принципе это не умеет делать.

98. Но нужно было учесть определённый род развития обстоятельств, связанных с Землёй, с её геофизическими особенностями, с космическими проявлениями, когда определённое стечение обстоятельств сломает то, что неправильно сформировалось на Земле. Не человек будет ломать это существующее и не Бог. Ну, это уже другая тема…»