Повествование от Вадима

Часть 21

Глава 10

Девятнадцатое июня. Долина слияния. Встреча с Учителем, на которой в первую очередь прозвучали вопросы от учеников общинной школы «Истоки».

2. «Если ученик часто допускает себе высмеивать недостатки окружающих, то будет ли помощью ему от сверстников каждый раз поправлять его, предлагая свои образы?»

3. «Попробовать можно. Но дальше надо посмотреть на то, а желает ли он эти подсказки слышать, помогают ли они ему сориентироваться или он их воспринимает как некий пустой звук: вошло в одно ухо (такое есть выражение), вышло в другое ухо и ничего в голове по-прежнему не осталось. Поэтому тут надо посмотреть на обстоятельства. Не обязательно постоянно одно и то же пробовать кому-то наговаривать».

4. «Учитель, если я дружу с неверующим мальчиком, а мальчики нашей школы, беспокоясь обо мне, отговаривают меня с ним общаться, применяя обидные выражения о нём, правильно ли я поступаю, что стараюсь не обращать на это внимания, хотя это сложно, или нужно с ними поговорить, чтобы они успокоились?»

5. «Правильно, конечно, не обращать на это внимания. Но если где-то есть возможность что-то пояснить, конечно, можно и пояснить.

6. Но то, что ты дружишь с мальчиком, который по-иному воспринимает реальность, – ничего страшного в этом нет. Конечно, это возможно.

7. Но по жизни, конечно, это будет играть роль. Потому что если вы полнее начнёте как-то соединять свою жизнь, то кто-то за кем-то должен будет пойти.

8. У вас не получится по-разному удовлетворять какие-то внутренние потребности в одном доме, что-то придётся делать одинаково. А значит, кому-то придётся отказаться от своих ценностей и перенять ценности другого. Вот это может быть серьёзным камнем преткновения. Но до этого ещё, может быть, немало времени, и всё может измениться.

9. Поэтому дружить – как нечто, связанное с общением с человеком, когда ты проявляешь готовность помогать ему, вы делитесь какими-то трудностями и радостями, – это в принципе само по себе хорошее действие. Его нельзя ограничивать какими-то такими условностями: кто из вас какой взгляд на реальность имеет. Это будет какая-то глупость тогда уже.

10. Это человек. Человек, у которого сегодня один взгляд, завтра может быть другой взгляд, послезавтра ещё может сильно измениться взгляд. Он живёт, он развивается. Дружить надо уметь со всеми.

11. Способность дружить – это вообще качество внутреннее. Потому что, может быть, вы и говорите про дружбу, но если внутренних качеств у вас нет соответствующих, то ваши действия, которые вы лично видите и оцениваете как дружбу, на самом деле, может, к дружбе вообще не относятся.

12. Это может относиться к чему-то очень примитивному, далёкому от дружбы. Но так как у вас нет опыта, вы пробуете это как-то по-своему оценить, провести какие-то свои параллели и наделить какое-то своё усилие пониманием, что это относится к дружбе, что вы поступаете как друг, хотя это может вообще не относиться к дружбе. Но это всё приобретается со временем.

13. Поэтому сказать: «Дружите друг с другом» – это вовсе не подразумевает, что вы тут же услышали, сказали: «Хорошо, всё, теперь нам понятно, что надо действительно дружить» и тут же вышли и стали дружить. Не получится.

14. Это всё зависит от внутренней зрелости, опыта, мудрости. Это то, что нарабатывается со временем, приобретается вами. Постигая законы, вы это всё, конечно, будете учиться делать.

15. Поэтому (если говорим о дружбе) да пожалуйста – со всеми надо учиться дружить. Хочется дружить – замечательно, дружи.

16. Но когда однажды захочется рассматривать вероятность какого-то составления семьи, что вполне для вас нормально и естественно, то вот эти нюансы (когда вы по-разному видите мир и ценности у вас разные), конечно, начинают играть роль.

17. Мне уже на практике приходится сталкиваться с этими проблемами. Я их отмечаю и поэтому и говорю, исходя из реальности. У вас это есть. И проблемы возникают очень серьёзные».

18. «Спасибо. И ещё один вопрос. Если есть правило урока – не списывать друг у друга, а я вижу, что у меня периодически списывают, то нужно ли мне закрывать рукой тетрадь, чтобы исполнялось правило, если после этого сверстник обычно перестаёт со мной общаться, будет недоволен?»

19. «К закону это, конечно, не относится (к закону Последнего Завета). Если в школе принято правило у вас, это учитель придумывает правило, чтобы как бы так подстегнуть к тому, чтобы ученик пробовал всё-таки учить уроки.

20. Но заставить учить уроки того, кто не хочет их учить и кому не интересно, очень сложно. И тогда этот человек, как бы его ни подстёгивали, начинает всячески «ужом виться», но искать, как и где это легко почерпнуть, где эту информацию взять.

21. Такого закона (ещё раз повторюсь) нет, поэтому Я не могу дать категоричный ответ. Как хочешь, как сама чувствуешь. Даёшь списать – ну конечно, он споткнётся, он на этом начинает расслабляться. Не дашь списать – другой соблазн подставишь: он начинает злиться. По сути, любое твоё усилие ведёт к негативу, – засмеялся Учитель, – и «да», и «нет».

22. Поэтому нельзя так на самом деле, конечно же, помочь человеку. Если сам человек не предпримет нужных усилий, ему невозможно помочь, любое действие со стороны становится ему во вред».

23. «Учитель, если мне нравится слушать рэп, а педагоги нашей школы говорят, что лучше этого не делать, могу ли я продолжить слушать по причине того, что это мне нравится? Я не вижу той опасности, о которой педагоги говорят».

24. «Ну конечно, в Последнем Завете запрета на это не может быть. Ты сейчас упомянул: педагоги рекомендуют что-то. Но это не закон, конечно. Запретить – они не могут этого делать. Ну конечно, если тебе очень хочется, ты можешь это слушать.

25. Но ты в конце упомянул очень важный момент, очень ценный: что ты не видишь опасности. Эта деталь имеет очень глубокий смысл.

26. Почему в естественной природе взрослый воспитывает детей и призван это делать? Потому что взрослый, проходя путь с детства, становится знаком со многими характерными особенностями, касающимися детства, юности. То есть ему многое видится уже по-другому. Будучи взрослым, он на многое из юности, из детства смотрит по-другому.

27. Поэтому когда он встречает что-то в детях (юношах или более младшего какого-то возраста), ему многие вещи понятны. То есть истинная ценность ему виднее, чем тому, кто в данном случае является ребёнком и задаёт какую-то тему, для него по-своему видимую, но которую он ещё не видит полноценно. Это естественно. Поэтому говорить: «Я не вижу вреда и поэтому буду делать» – не совсем правильно.

28. Ты, конечно, можешь не видеть вреда, ты можешь это увидеть впоследствии. Но пока ты увидишь, ты наделаешь каких-то шагов, о которых можно потом сожалеть. Но они уже сделаны и будут помниться всю жизнь потом. Могут червячком грызть потом долгие годы.

29. Где-то, конечно, взрослый может и неправильно оценить ситуацию; тоже возможно, что он ошибётся, сделав оценку. Но не торопись думать только с такой позиции, что, если ты видишь – вреда нет, значит, всё нормально. Ты можешь здорово ошибиться.

30. Это вот общая такая тема. Я сейчас тронул именно касающееся вот этой очень важной детали: «Я вижу, что вреда нет».

31. Тем более, когда говоришь о музыке, о каких-то произведениях искусства, не всё сразу легко можно оценить. Потому что ты воспитываешься в определённой среде и энергийный отпечаток, информация этой среды по-своему на тебя влияет. Незримо, но влияет, ты поддаёшься ей.

32. И у молодого человека возникает особое ощущение, особое рвение, особая какая-то возбудимость, характерная этому времени и характерная тем сверстникам, которые вокруг есть. То есть он легко на них может настраиваться и перенимать что-то, что кому-то характерно.

33. Но это Я сейчас трогаю очень кратко большой закон. И конечно, так непросто будет это всё глубоко пояснить. Это целую тему надо трогать и большую лекцию читать.

34. Я просто лишь опять, отклонившись и возвращаясь, повторяю: будь осторожен с этим выражением: «Я не вижу вреда». Потому что, если взрослый что-то советует, что-то он подразумевает, и вполне может быть, что то, что он советует, действительно связано с какой-то реальной ценностью и можно было бы прислушаться. Но это опять же обобщая Я говорю.

35. А то, что непосредственно музыки касается такой, о которой ты говоришь, – это характерная этому времени особенность. Конечно, к искусству это не относится, но к самовыражению относится.

36. Самовыражаться сейчас очень модно, и многие стремятся это делать, особенно молодёжь. У них потребность природная самовыразиться, утвердиться в жизни. Вот на что все и поддаются легко».

37. «Спасибо».

38. «Учитель, правильно ли будет не ходить на литургию, если я во время литургии не могу ощутить божественное состояние и после литургии ощущаю сильный отток сил?»

39. «Литургия – это хорошее явление. В литургии вы стремитесь выразить своё отношение к священным ценностям.

40. Это не когда вы собираетесь напиться чего-то, поесть чего-то, получить что-то… Вот собрались вместе – ага, ну вот сейчас вы и получите какую-то благодать! Вот вы собрались… начали петь – и на вас повалилось всё это хорошее.

41. Нет, вы не относитесь к литургии как потребители какие-то. Вы отдающие. Вы просто собрались вместе спеть хорошие песни о Боге. Литургия – ваше стремление выразить свои красивые чувства.

42. Поэтому что значит прийти на литургию и ничего не почувствовать? А вы и не должны стремиться идти что-то чувствовать, вы должны стремиться отдать своё. И чем красивее вы всё это начнёте отдавать, тем больше это между вами начнёт делиться. Это создаёт поле, в котором вы находитесь, очень красивое, самое лучшее, что вы вообще в состоянии сейчас в жизни сделать!

43. Ведь говоря о Боге, вы говорите о чём-то идеально замечательном, красивом. Если вы говорите грязными терминами, в состоянии так выразить, – пусть это хоть и грязное, но всё равно это самое лучшее, что у вас есть. Любая попытка ваша сказать что-то о Боге в хорошем смысле, в уважительном – это самое лучшее, что у вас есть. У вас больше ничего лучшего нет, это и есть самое ценное, что у вас есть.

44. И если, собравшись вместе, вы создаёте всё-таки ещё поле не очень интересное, ну и ладно, это всё равно самое лучшее, что у вас есть. И наверняка оно многим из вас уже помогает.

45. Потому что в данном случае там же есть и те люди, у кого это получается лучше выражать, чем у кого-то из вас. А значит, если они вносят свою лепту того, чего у вас лично нет и чего вы внести не можете, вы немного неизбежно это перенимаете на себя. Вы создаёте это поле вместе, значит, какое оно создаётся, оно на вас же прямо тут же и влияет.

46. Вот нужно правильно к этому отнестись. Если вы начнёте искать, чтобы что-то оттуда взять, тогда это неправильное отношение в корне, это большая ошибка. Поэтому просто одно запомните: литургия – это ваше стремление выразить свою любовь, уважение к священному.

47. Поэтому когда вы задаёте вопрос: а надо ли ходить? – это (в этой связи, как Я вам сейчас сказал) выглядит чрезвычайно странно. Что значит для верующего вопрос: а надо ли пойти и просто выразить свою любовь к Богу? Какие же вы, интересно, тогда верующие? Это что же у вас тогда за игра такая?

48. То есть это как неизбежность, получается. Это должно быть естественное стремление.

49. Но просто вы не бегаете в одиночку: там кто-то запел, там запел, там на свой лад запел, кто-то ещё какую-то песню запел, выражая любовь… так бегаете по улицам и все вразнобой что-то напеваете. Так тоже нормально, хорошо. Если радостно на душе, беги и распевай что-то красивое, пожалуйста.

50. Но когда вы вместе собираетесь, организуете таинство хваления, восславления Бога, это интересней получается. Потому что включается ваше творчество, вы находите что-то наилучшее, интересное, делаете слаженно, и получается красиво.

51. Но вы выражаете свою любовь, поэтому от этого никак не может быть плохо кому-то. Просто по существу дела, в принципе не может кому-то стать от этого плохо. Это никак не может повредить, потому что вы выражаете самое лучшее, что у вас есть».

52. «Благодарю».

53. «Здравствуй, Учитель. Правильно ли мне делать подсказки ученику моего класса о нарушении им правил школы (например, слушает в школе музыку по телефону, хотя есть правило телефонами в школе не пользоваться; на уроке жуёт жвачку), если в ответ он обычно говорит: «Не твоё дело, на себя посмотри»?»

54. «Каждый день и одно и то же повторять будет неправильно. Но если ты один раз напомнил и видишь, что это не играет никакой роли, ты можешь дальше не повторять, конечно же, это становится бестолковым.

55. Человек не хочет слушать тебя, поэтому, чтоб ты не выглядел просто попугаем, который одно и то же повторяет, это можно не делать. Потому что ты можешь вызвать только повышенное раздражение и озлобленность.

56. Но один раз напомнить ты, конечно, можешь. Если видишь, что, может быть, человек действительно не знает, упомянуть это можно».

57. «Здравствуй, Учитель. Если я с улыбкой говорю мальчику: «Вот, Серёга, ты ошибся в контрольной, я сделала правильно», то возвышаюсь ли я над ним? Является ли это провокацией, как считают мои одноклассники?»

58. «Ну ты похвалилась, конечно. Не надо говорить так: «У меня получилось – у тебя нет». Конечно, так можно соблазн принести, и он скажет: «Да ты… да то…», и он начнёт наговаривать что-нибудь. Тут ты лучше сделала, а в чём-то ты хуже делаешь, и он начнёт это вспоминать, ему же надо как-то тоже себя поднять в твоих глазах и в своих собственных подняться. Он будет искать твои недостатки и подчёркивать их.

59. То есть он начнёт тебе отвечать так, как ты к нему обратилась. На твоё неправильное он постарается сделать тоже неправильно. Получается, ты, сделав первый шаг нехороший, неправильный, начинаешь подталкивать его к тому, чтобы он тоже сделал такой же шаг.

60. Лучше успокоить его, скажи: «Не переживай. Что-то не получилось – ничего. Может быть, я тебе помогу что-то понять лучше, и в другой раз лучше получится у тебя сдать экзамен какой-то». Нужно что-то взбадривающее. Но в этот момент не надо говорить, что у тебя лучше получилось».

61. «Ещё один вопрос. Является ли шуткой то, что мальчики рассовали мои школьные принадлежности по портфелям других одноклассников? Мне воспринимать это как шутку?»

62. «Тебе, конечно, лучше воспринять как шутку. Тогда будет проще. Но шуткой это не является.

63. Шутка только тогда нормальная, когда от неё действительно можно посмеяться и становится смешно. Не когда ты стараешься смеяться, потому что как будто бы надо смеяться, а когда тебе смешно становится, ты и смеёшься. Вот шутка тогда удалась.

64. Если сделанное действие не вызывает улыбку, а вызывает какое-то расстройство, напряжение, волнение негативного характера, то это уже не шутка, это уже вред».

65. «Допустимо ли было на следующий день мне так же пошутить? Я поменяла ручки, тетради, карандаши на парте у своих одноклассников…»

66. «Стоп, стоп. Сейчас ты услышала ответ Мой? Тебе нужно задавать второй вопрос, если Я сказал, что это неправильно, это не шутка? И ты теперь дальше, как будто ничего не услышав, спрашиваешь: «А можно ли было мне так же пошутить?» Но Я же сказал, что это не шутка, это шуткой не является».

67. «Спасибо».

68. «Здравствуй, Учитель. Допустимо ли пнуть девочку ногой, после того как она, не поняв моей шутки со школьными принадлежностями, ударила меня пять раз по голове курткой с крупным железным замком на молнии?»

69. «Ты больше не шути так. Пинать не надо.

70. На самом деле ты спровоцировал агрессию, неправильным действием спровоцировал агрессию. К тебе эта агрессия полилась, и теперь ты спрашиваешь, можно ли агрессией ответить. Она же не полилась ни с того ни с сего. Видишь, ты, получилось, сам стал виновником того, что стало происходить.

71. Шутить можно. И является шуткой (ещё раз давайте повторим) только то действие, которое точно может вызвать улыбку. Значит, вы должны шутить осторожно, прежде всего с теми, кого вы уже хорошо знаете, и когда понимаете, что эти ваши действия действительно вызовут улыбку.

72. Но не разбрасывайтесь тем, что хотите назвать шуткой, среди людей, которые вполне могут этого не понять. Вы можете обидеть, вы можете сделать больно, вы можете спровоцировать агрессию очень легко. Но тогда заслуженно получите и то, что оттуда польётся. Но это уже будет заслуженно, на это уже не надо будет отвечать, вы получили то, что сами вызвали.

73. Поэтому надо учиться шутить, если хочешь, чтоб улыбнулись. Ведь если ты говоришь «шутка», значит, ты желаешь, чтоб улыбнулись.

74. Либо это какое-то пустое выражение: «Я хочу пошутить», а улыбку даже и не подразумеваешь на лице того, с кем пошутишь, предполагая, что тебе весело будет, а он расстроится. Главное, что тебе весело: вот как искали там! с ума сошли, бегали искали свои предметы! – ха-ха-ха! Ты сам для себя пошутил, получилось. Но это не шутка, это было нехорошо.

75. Шутка – это когда ты проявил что-то и вокруг тебя засмеялись, им действительно стало ве-се-ло. А не когда они смеются, а в этот момент у них слёзы льются от горя. Так что будь внимателен, учись шутить по-нормальному. А иначе это просто безобразие да и всё».

76. «Учитель, правильно ли мне делать подсказку однокласснице во время школьного завтрака, если я хочу, чтобы дети других классов услышали и тоже могли подсказать?»

77. «Если ты хочешь подсказать, то лучше сам от себя подсказывай, не для того, чтобы другие слышали и тоже во всё это включились.

78. Если ты действительно видишь, что хорошо бы что-то подсказать, то подскажи. Но старайся это делать аккуратно, бережно, не обидеть, чтоб твоя подсказка выглядела дружеской подсказкой, что ты как друг помогаешь, а не кто-то идёт мимо и поучает. Часто именно так, к сожалению, и происходит.

79. Вам (имеется в виду – и маленьким, и юношам, и взрослым), как правило, трудно это удаётся. Вы делаете подсказку, которая часто выглядит поучением. Вам надо попробовать сделать так, чтобы это не напрягало человека, как можно бережнее.

80. Вы должны понимать, что человек при подсказке может напрягаться. У него уже программа такая внутри, он будет бояться подсказки, он начнёт напрягаться. Вот вы, зная, понимая, что это вполне может быть, стараетесь сделать это бережней, чтобы по возможности выглядело просто как дружеская поддержка».

81. «Здравствуй, Учитель. Когда меня ругают, мне очень трудно послушаться и сделать то, что требуют. У меня проявляется упрямство, а мне хочется послушаться. Как это сделать?»

82. «Перебороть себя. Не обращай внимания, что тебя ругают, – тебе, главное, подсказывают что-то. Может быть, это грубо получается, как-то громко, с какими-то фразами резкими тебе подсказывают… Ты просто старайся смотреть на то, что тебе подсказывают. Не как подсказывают, а что подсказывают. Вот это очень-очень важно!

83. Представь такой простой случай. Вот кто-то пришёл и такими грязными-грязными руками тебе показывает на что-то для тебя очень важное. Ты будешь смотреть, куда показывают? Или посмотришь на то, какая грязная рука показывает, и не будешь поворачивать голову и смотреть туда, куда показывают?

84. Допустим, кто-то подсказывает: «Вон там тебя ждёт опасность» и показывает пальцем. А палец грязный-грязный, рука такая грязная вся. И ты увидел руку и не хочешь уже смотреть туда, куда показывают. Так ты будешь на руку смотреть или всё-таки посмотришь, куда показывают, говоря, что там тебя ждёт опасность?»

85. «Посмотрю».

86. «Посмотришь. Значит, ты не смотришь на руку.

87. Вот здесь, в этом случае, который ты привёл, точно так же. Тебе, может быть, кто-то очень грязно даёт подсказку, то есть грязно показывает тебе на какую-то слабость. Посмотри на подсказку, а не на то, как тебе подсказывают. Понял? Вот это очень важно.

88. Как только начнёшь на это правильно смотреть, всё, ты не будешь так сильно реагировать.

89. И скажу тебе, что у взрослых это тоже большая ошибка: когда им начинают что-то подсказывать, они смотрят, как это делается, начинают реагировать, нервничать: «На себя посмотри» и так далее.

90. Пример сейчас был приведён из школы, что у вас тоже могут сказать: «Ты на себя посмотри». У взрослых та же самая проблема. Тебе с этим надо учиться бороться. Надо смотреть на то, что подсказывают, а не на то, как это делают».

91. «Как мне отвлечься от компьютерных игр, если мне всё время хочется это делать?»

92. «Берёшь и отвлекаешься. Это уже от тебя зависит. Тебе надо вырабатывать силу воли.

93. Это очень важный элемент, без которого нельзя нормально развиваться. Это тот элемент, который ты должен сам развить в себе, его никак ниоткуда не возьмёшь.

94. Сила воли – это твоя способность (если ты хочешь чего-то, но понимаешь, что не надо, становится уже вредно) встать и пойти в другую сторону. Не делаешь то, что уже видишь как неправильное, – это и есть воспитание силы воли.

95. Очень важно это делать. И не теряй время. Это очень сильно тебе пригодится впоследствии».