Повествование от Вадима

Часть 20

Глава 6

88. «А если я буду зарабатывать, например, я же буду разрушать ещё больше семью? То есть он же будет недоволен этим моим действием».

89. «Ну, ты ускоришь просто развитие события, которое уже начало развиваться.

90. Но если ты этого делать и не будешь, событие уже развивается. Уже развивается. Ты не остановишь это развитие, потому что оно делается другим человеком (развитие этих обстоятельств, которые раскалывают вашу семью). И это уже не от тебя зависит, это от него зависит – как он это понимает и насколько быстро он остановится в своих действиях. Но ты либо ускоришь этот раскол, либо он продолжит всё равно развиваться».

91. «Ещё один вопрос меня мучает. Я делаю всё по хозяйству, готовлю в основном на силе воли, потому что это надо. Радости у меня мало. Всё делаю, делаю годами уже и всё жду, когда же радость у меня появится. Что-то, может быть, я не так делаю?»

92. «Это конкретный вопрос?»

93. «То есть мне продолжать стараться?»

94. «Ты действительно хочешь спросить это – надо ли тебе продолжать стараться или не надо? или пора уже на всё плюнуть?»

95. «Ну, когда-нибудь радость появится?»

96. «Ты эту цель преследуешь?»

97. «Да».

98. «А Я вас учу служить друг другу, а не устремляться в поисках радости. Служить! Служение ближним – это и есть главные ценности.

99. Если вы преследуете радость, то вы легко соблазнитесь на глупости, которые могут приносить временную радость, иллюзию радости создавать. Но это не будет радовать ваше сердце, и вы будете много терпеть горя от этого устремления, оно неизбежно будет с этим связано.

100. Радость от возможности служить должна у вас выработаться.

101. А вы хотите найти ту радость, где кто-то должен вас радовать. Кто-то. Ваша радость зависит от других людей, от их воли, желаний. А у них постоянно настроение испорчено – и вы лишены радости. И остаётся только обижаться на них, что они вас никак не порадуют: «А, не понравился… ну никак не порадует меня. Давай я другого поищу. Может, он порадует».

102. Пока не соединяетесь уже окончательно, у вас иллюзии: «Да, ух он тут здорово – цветы подарил! Видимо, радовать будет всю жизнь вот так». Бах – начинаете жить, а он не приходит, не приносит цветы каждый день. Всё, перестаёт радовать.

103. То есть вы всё время ждёте радость ненормальную какую-то. Это не то, это пустое, поверхностное. Вы как в кино ходите: пришли в кино, чтобы вам показали что-то и порадовали вас, посмешили вас, – вам радостно… Но вы зависите от того, чтобы кто-то вас радовал.

104. Если вы научитесь радоваться от возможности служить ближним, то, пока есть рядом люди живые, радостью вы обеспечены. Потому что хоть чуть-чуть, но у вас есть возможность что-то для другого сделать. Всё, радость у вас есть».

105. «Так вот я переживаю, что у меня нет этой радости от служения».

106. «Значит, ты не умеешь пока служить, наверное. Больше ждёшь, чтоб тебе дали. Видишь, ты же говоришь даже про обиду (что тебе денег не дают и обида).

107. А обида – это уже агрессия, это уже другой человек как враг. Это только врага хочется ударить. Обида – это уже удар, по сути. Потому что вы уже негодуете на человека, вы на него уже внутренне, психологически посылаете массу стрел, которые будут ранить его. Даже если он будет не осознавать этого, но это будет бить его.

108. Обида – это уже агрессия, это, по сути, нападение, которое вы, может быть, активно и не выражаете, но вы уже атакуете человека, обидевшись. Он денег не дал – ну и получи. Ох и любовь! Это, конечно, не может иметь отношения к служению.

109. Поэтому, видите, вот эти нюансы… мы их постоянно и касаемся. Это то, что вам мешает по-нормальному научиться радоваться, ценить истинные качества, которые призваны действительно человека показать (что он уникален во Вселенной, удивительное существо).

110. Но это надо проявить. Надо уйти от этих иллюзий поиска радости, счастья, которые зависят только от других людей, от их воли, желания, настроения. Так не должно быть».

111. «Учитель, я не испытываю радости. Вот я встаю утром, надо пойти приготовить завтрак, и я чувствую: ой, как не хочется! И я начинаю себя ругать за то, что мне не хочется, что у меня нет никак вот этой заботы…»

112. «Как это – не хочется? Улыбнись, пошути над собой. Не ругай себя. «Как это – не хочется? Ну-ка, подъём! Надо, надо!» – взбадривай с улыбкой».

113. «Так вот, всё время «надо»».

114. «Конечно, надо. Надо, вы учитесь делать».

115. «Без радости».

116. «А ты пробуй находить радостные образы в этот момент. Ну, ищи положительное.

117. Голова у человека – удивительное явление, ты сможешь миллионы образов находить. Главное – учиться искать эти образы, создавать; учиться радовать себя, находить, извлекать то положительное, что в этом случае действительно существует.

118. В мире масса примеров таких обстоятельств, где человек, находясь в очень трудных условиях, учится находить что-то, что подвигает его улыбнуться, порадоваться тому, о чём другие только и привыкли переживать нехорошо.

119. То есть можно найти во всём этом положительное. Его только надо учиться вырабатывать в себе, оно само не проявится. Это только когда хорошее настроение у вас, это у вас легко получается. Но делать добро надо каждый день, а не по настроению.

120. А каждый день, как правило, у вас в основном сложное состояние: усталости много, переживаний разных много. И вот как раз в этих каждых днях надо учиться делать это положительное. Как бы трудно ни было, заставить себя быть с улыбкой, шутить над собой. Пошутить, не ругать (ругать себя – это ещё хуже сделать себе настроение), а именно пошутить, взбодрить попробовать себя, подумать о чём-то хорошем, но пойти сделать. То есть вы учитесь делать добро.

121. А учитесь потому, что вам приходится преодолевать эгоизм, который не призван делать добро сам по себе, у него другие функции. Его особенность – это заставить тело ваше, организм ваш выжить, поэтому должно быть всё для вас, выбираться удобное, выгодное для вас. Только тогда организм выживает, когда он цепляется за удобное, выгодное, которое помогает ему лучше выживать.

122. А добро с этим не связано, это другой принцип жизни.

123. И так как у вас этот эгоизм по природе очень велик, силён изначально, вам приходится учиться делать добро, которое присуще вашему сердцу (так, условно говоря), то есть вашей душе. Это ваше естество – душа, она легко призвана это делать.

124. Но вы призваны это делать только посредством биологического организма, основанного на эгоизме, на инстинктах. И получается, вам надо переучить этот организм. И то, что вам легко присуще должно быть, должно стать присущим после очень тяжёлой, сложной, длительной работы именно по переделыванию своего биологического организма.

125. Поэтому вам надо учиться это делать. Как бы трудно ни было, надо упорно стараться делать. Без настроения – взбадривайте, ищите какие-то светлые образы, что-то вспоминайте, что может вам помочь улыбнуться. Шутки вспоминайте, но старайтесь цепляться за положительное – и вперёд, дальше делать.

126. Но это сила воли должна проявляться у вас, где в то же время и сама сила воли должна развиваться. Она не может так сама по себе развиться, её развивают.

127. Поэтому это ваша работа. Это и есть праведный труд, самый сложный на Земле труд, самый трудный. Это очень непростое дело, чему надо учиться. Учиться. И прежде научиться видеть в этом что-то самое ценное в своей жизни. То есть найти некоторую заинтересованность в этом, иначе сделать это очень будет непросто.

128. Вот почему и проходят века, тысячелетия, а всё никак. Всё решаются, пробуют делать, но быстро отступают, потому что не всегда хорошее настроение. А на это не надо смотреть. Не надо ждать, как кто-то думает, что надо в молитвах дождаться, чтоб Волею Бога всё-таки вас осенило, наполнило, и тогда вам проще было бы всё это сделать.

129. Нет, это как раз надо самому и победить, перестроить самого себя, научить себя делать это доброе и учиться понимать: если есть возможность хоть кому-то помогать, – всё, вы живёте, у вас уникальные обстоятельства (у вас есть всё-таки возможность кому-то помогать).

130. Если б были на необитаемом острове, то, как бы он ни был наполнен всевозможными сокровищами какими-то, которые лишают вас возможности и необходимости что-то зарабатывать, добывать, приготавливать (бананы падают вам в рот… кисельные берега… молочные реки текут), вы с ума сойдёте в одиночку на этом острове, хотя всё есть.

131. Потому что вы не рождены так просто быть, вы рождены быть вместе. Поэтому посели вас так – всё, вам конец. Первое время вы порадуетесь, конечно. Сейчас кого-нибудь из вас посели – он там заорёт: «А-а! Ну да, счастье привалило!» День, два пройдёт, три, неделя… потом всё, он уже и видеть этого не может. Ему бы людей, да чтоб подраться где-нибудь, хоть кто-то ущипнул бы, это будет казаться таким родным, чем-то желанным…

132. Поэтому надо научиться главную ценность видеть… вот эту радость, когда вы видите ближних и, значит, вы имеете возможность быть им полезными, хоть чуть-чуть полезными. Помолились о них – вы уже принесли им помощь; подумали что-то хорошее, пожелали хорошего (здоровья, счастья) – вы уже принесли им помощь, потому что это реально действует, оно уже проявляется.

133. Значит, если кто-то живёт под одной крышей, что-то почистить, что-то подать, приготовить, хоть как-то внести частицу радости – вы уже ему помогаете.

134. Пусть ворчит, кривляется, пузыри пускает, но внутри-то человек может сказать: «Ох, ёлки, вкусно ведь приготовила! Ох, она такая нехорошая». Ругается сидит, ворчит, а внутри-то получает удовольствие, ведь ест же. Не было бы приятно – не ел бы, а ведь ест. Значит, уже радость приносится. Хоть какая-то где-то там светящаяся искра попадает и уже освещает темноту в его внутреннем мире – всё, уже польза.

135. А вы думаете: «Вот ест, неблагодарный, хоть бы улыбнулся». Тогда чего ж вы делаете? Вы служите или заставляете его служить себе?

136. То есть вы сделали что-то, и якобы после этого он должен расплыться, дарить вам цветы, радоваться, выражать радость вам, носить на руках, и вы тогда счастливыми становитесь. Нет, это не служение другому человеку. Это когда вы пробуете его подкупить чем-то, чтоб он начал вам служить и приносить вам радость. Нет, это не дело доброе.

137. Вот это доброе настоящее и надо научиться делать, о чём мы так много говорим, много упоминаем, где много приходится разъяснять для вас. Ну, это то самое важное, что и является главной ценностью на Земле для человека.

138. Так что учитесь делать доброе дело. Говорить о нём просто – «добро»… А сделать доброе (и чтоб это по-настоящему было доброе, а не какая-то выгодная сделка) – это надо умудриться, тут нужна мудрость.

139. Потому что по инерции вы, как правило, сделки пробуете делать выгодные для себя, а к добру это не относится. Но это у вас пока легко так получается, потому что слишком большой негативный опыт наработанный. Ложные усилия получаются очень просто, а добрые – надо научиться делать.

140. Так что уж побеждайте сами себя. Победить себя – это значит победить мир (так, образно).

141. Всё. Давайте на этом остановимся. Потому что это очень важный акцент, и Я бы хотел, чтоб он у вас был последним, чтоб это лучше запомнилось. Это очень важно.

142. А проблема всё ещё очень активна, она проявляется до сих пор у вас и долго ещё может проявляться.

143. Но это решить надо, иначе семьи не будет. Вы будете вместе, но по-настоящему семьи вам сделать не удастся. Это будет только временное соединение. Вы будете опять разбегаться, опять соединяться, разбегаться, но настоящего единения не произойдёт без того познания, о котором Я сейчас вам сказал (познания истины в отношении того, как правильно сделать добро).

144. Счастья вам, радости! До встречи. Учитесь служить друг другу».

145. Мгновения из встречи с Учителем в долине слияния двадцать первого марта.

146. «Я спросила бывшую жену моего мужа (она с нами живёт), что её напрягает и приводит к срыву. Она ответила, что напрягаю я её тем, что я есть. И вот сейчас я попросила её уехать. А можно ли снова её к нам приглашать, если она в таком сложном состоянии постоянно находится?»

147. «Если она этого хочет и хочет справиться с собой, стать другой, то, конечно, можно».

148. «Несмотря на её такие слова?»

149. «Так какую цель преследует она, ты, когда в таком случае шагаешь ей навстречу?»

150. «Чтоб её ребёнка вместе воспитывать».

151. «Ну так и смотрите, что происходит в этом случае: становится ли хуже? или действительно хоть как-то с трудом, но всё-таки лучше становится? как в воспитании на ребёнке отражается? Взвешивать эту ситуацию нужно внимательно.

152. То есть сам факт того, что человеку трудно, не значит, что ему что-то нельзя давать, от чего ему трудно. Вы же все стараетесь победить себя, по большому счёту. А получается, это вам трудно. Так если вам трудно, вам что, это не надо давать? Вы же хотите победить, значит, вам надо дать этот урок, который вы будете проходить и стараться сделать грамотно.

153. Так и здесь. Если она стремится к каким-то низменным, то есть каким-то очень узким, корыстным целям, ну тогда подумай, надо ли давать эту возможность, если это на самом деле не относится к нормальным ценностям. Либо человек старается всё-таки что-то очень важное достичь, но пока не справляется с какими-то нюансами своих переживаний, – ну, ничего страшного, он же старается сделать правильно».

154. «А нормально ли мне просить их, чтобы они в моё отсутствие не спали вместе, массажи друг другу не делали? Она говорит, что не хочет быть женой, и в то же время так проявляется именно в моё отсутствие. Нормально попросить это? Или это мой эгоизм?»

155. «Хорошо было бы, конечно, тебе не проявлять такие запреты. Тут очень важно было бы довериться мужчине, дать ему возможность определиться в каких-то действиях и решить, что правильнее было бы, а что было бы неблагоприятно.

156. Вообще, в своей инициативе по запрету, который вы хотите определить в отношении каких-то проявлений ближнего, надо быть посдержаннее вам, а по возможности вообще свести к нулю. Люди сами должны определиться вокруг вас, что для них те или иные ценности, чего они стараются достичь.

157. А когда вы запрещаете, на самом деле больше теряете вы, чем они приобретают от этого. Ведь они же не решают тогда, они зависят от ваших запретов каких-то, если всё-таки они могут зависеть в какой-то ситуации. Ведь есть ситуации, где они зависеть не могут, и они плюнут на ваш запрет и сделают так, как хотят. Если зависят, они сделают как вы скажете, но это не их собственное решение. И за какие-то последствия вы больше несёте ответственность, чем они, потому что вы осознанно поставили запрет, а они вынуждены ему следовать.

158. Ответственность больше на том, кто поставил те или иные условия. Так что будьте осторожнее с запретами.

159. Я понимаю, что таким образом как будто бы может развернуться такая условная вседозволенность для тех, кто послабее. Где-то они могут сразу: «А! Учитель сказал: уже не надо запрещать», и они сразу на себя посмотрят, что им никто запрещать не будет, и они готовы слабости свои удовлетворить. Конечно, это в какой-то мере соблазн для слабых.

160. Но не надо пугаться, вы всё равно их лучше не сделаете каким-то таким требовательным вмешательством в их жизнь.

161. Вам только лишь остаётся определиться, надо ли вам помогать человеку в данном случае, видите ли возможным оказывать помощь или не видите благоприятным это делать; и быть с ним рядом или не быть – вам это решать.

162. Но переделывать этого человека не надо. Он должен себя переделать. А вы определитесь, надо ли вам быть рядом и помогать ему или нет. Вот ваше прежде всего определение внутри вас должно быть. Где вы уже в меру своих возможностей сами оцениваете эту ситуацию и решаете, хотите ли, видите ли нужным помогать.

163. Или, если вы видите, что это уже несерьёзно будет, отойдёте в сторону, дадите человеку возможность, попав в условия, которые сам строил этот человек, лучше разобраться в последствиях всего того, что он сам предпринял, и дальше взвесить, найти какую-то мудрость для себя и поменять линию своего поведения. То есть предоставить это тому человеку решить.

164. А вы ломаетесь часто, как правило, на том, что ставите требования другим. Мучаетесь, бьётесь, подгоняете человека под какие-то рамки. Он сопротивляется, обвиняет вас прежде всего, о себе мало задумывается, ему кажется, что это другие ему мешают сделать правильно всё.

165. А когда вы ничего не запрещаете, к вам потом на самом деле претензий-то никаких: вы не заставляли. Спросил бы человек – так подсказали бы. Но не спросил. Ну нет так нет. Чего ж молчал, чего не спрашивал?

166. Если потом будет претензия: «Ну что ж вы мне не подсказали? Вот я сейчас по пояс в какую-то дурно пахнущую жижу залез. Чего ж не сказали?» – вы скажете: «Так ты ж не спросил, ты туда ломился так упорно. Ну зачем тебя останавливать, если ты очень хочешь». Ну, нормально.

167. Но вы ж боитесь одинокими остаться – вот ещё одна заковырка. Поэтому хочется порой разными хитростями, какими-то условностями удержаться рядом, ухватить, сберечь. И ведь на самом деле беречь начинаете такую ерунду, которую бы выкинуть быстрей бы. А вы бережёте, надеясь, что ну хоть какое-то, но оно своё всё-таки. Не то это, не то. Не надо бояться.

168. Главное – человек на этой Земле… чтоб он был действительно человеком. Вот поэтому мы и говорим о самом главном.

169. И если у вас второстепенное (хотя тоже главное) как-то в интересах переплетается с самым главным – духовной вашей сущностью, то (так улыбнуться можно, определяя такие моменты) всё-таки самое главное должно победить, оно должно в приоритете быть. Потому что естество ваше духовное – это настоящая суть.

170. Если она формируется правильно, то всё остальное с вами неизбежно остаётся. И оно придёт в порядок, оно станет лучше просто лишь. Но исчезнуть оно не исчезнет, даже если по каким-то обстоятельствам вы долгое время не сможете это реализовать по вполне объективным причинам. Это не должно вас пугать, хотя это создаёт какие-то определённые сложности; может быть, даже создаёт какой-то не совсем радостный окрас вашей жизни, но не смотрите туда так внимательно, в эту сторону.

171. Главное – это духовное естество ваше, оно должно быть наиболее гармонично сформировано внутри вас. Вы не последнюю жизнь живёте, это всё с вами всегда останется. Но внутреннюю суть надо формировать, чтоб у вас была возможность и дальше жить.

172. Ведь от того, какой внутренний мир, какая духовная основа, может случиться так, что и возвращаться-то не будет смысла на Землю вновь. И всё, тогда придётся переработать вас, пустить на переработку и начинать новое что-то.

173. Не теряйте накопленное, потому что, как бы вы ни жили, вы имеете богатый опыт. Ваше тело несёт богатый опыт, знания о богатом опыте, приобретённом однажды. Вы несёте в себе информацию всей прошлой жизни (не только своей, но и других людей). Ваше тело это всё записывает, эти все данные, знания передаются всегда из поколения в поколение по родовой линии. Вы не можете ими пользоваться, но они передаются все, они хранятся у вас.

174. Главное – вам просто научиться быть человеком сейчас, чтобы ваше естество было правильным. И вы воспользуетесь этим опытом, но в нормальном смысле уже, впоследствии.

175. Поэтому не хотелось бы, чтобы вы теряли этот опыт и всё начиналось заново у новой рождающейся души, где нет никакого опыта совсем. Очень хорошо иметь опыт. Помимо сложного там есть всё-таки что-то положительное.

176. А вы работаете сейчас над этим негативным, чтобы перерабатывать его, и добавляете положительное к тому, что уже имели (однажды приобрели) и ещё сохраняете пока. Но есть что-то, что пока мешает реализоваться в полной мере вашим положительным главным ценностям, и вы над этим работаете. Надо и дальше продолжать над этим работать.

177. А мужское и женское в полной мере реализуется обязательно впоследствии. Сейчас пока не удаётся – это нестрашно.

178. Главное ведь, чтобы человек сохранился на Земле, главное – чтобы он действительно приступил к тому, ради чего он создавался. И всё остальное – это уже… это Вечность. Вы реализовывать будете это вечно.

179. Поэтому сейчас не пугайтесь, будьте людьми. А значит, и задумывайтесь над этим. Не над тем, где вы можете утерять как женщина или как мужчина, а над тем, как всё-таки сохранить в себе духовные ценности и как бы поступил в том или ином случае человек Божий. При том что есть священное таинство – свобода выбора, и это тоже надо уметь правильно ценить.

180. Хотя с детьми несколько иначе идёт беседа: где-то приходится и настаивать, и применять какую-то строгость, подталкивать. Но это вполне естественно, потому что дети, как правило, когда ещё их душа не сможет взять контроль над своим телом, над своим сознанием, пока будут больше подчиняться инстинкту животного рода. А в силу того, что сознание у них не животное, они могут легко сделать серьёзные отклонения, опасные, и вы контролировать призваны. Поэтому где-то надо быть строгими и удерживать в каких-то границах.

181. Но и то, в дальнейшем это тоже очень сильно изменится, потому что вы утратите способность проявлять строгость. Развиваясь, вы это утратите, вы утратите способность наказывать. В любом виде вообще мысль наказать за что-то исчезнет у вас. Вы перерастёте это, вы станете неспособны это делать. И если проявите строгость, вам будет плохо от этого. Это всё будет впереди.

182. А значит, к тому часу качество ваших душ должно измениться так, чтобы именно уже отсутствие этой строгости не создало соблазна для развития чего-то очень негативного и опасного в обществе. То есть должно качество душ измениться, и очень сильно, и в лучшую сторону.

183. И тогда уже вы в полной мере сможете реализовывать полноту свободы выбора и не будете вмешиваться. Ну и не будет так опасно, как это опасно сейчас, если вам всем на Земле (в обществе, которое существует на этой Земле) сказать: «Да делайте что хотите, сами решайте». Так сделать – это будет очень опасно (создать условия очень опасные для самого человека).

184. Вот потому и существуют законы, хоть и дикие, придуманные людьми, которые сами же люди стараются нарушить, и применяется сила, удерживающая людей от нарушения этих законов. То есть это всё примитивные попытки как-то удержать порядок. И эта попытка по-своему естественна и нормальна для условий, в которых пока ещё склонен жить человек.

185. Но это всё должно уйти. Это на самом деле чрезвычайно примитивное явление, очень дикое и грубое. На нём не может основываться жизнь нормального человека. Но нормальным человеком надо стать. Вот вы и учитесь быть нормальным человеком.

186. Так что учитесь быть внимательными по отношению тому, когда вы подумываете вмешаться в жизнь какого-то человека, что-то ему запретить, прежде всего – запретить. Разрешить – это относится к свободе выбора. А вот запрет к свободе выбора не относится. Поэтому будьте внимательны, где что-то говорите.

187. Но и, главное, не бойтесь. Не бойтесь проиграть, не бойтесь, что вас обделят как-то и вы где-то останетесь на задворках. Вы не на задворках останетесь.

188. Если вы в таком именно случае останетесь как будто бы на задворках, это будет означать, что вас ещё так мало, тех, кто ближе к Богу. Ведь там, на задворках, будет Божие. Но если вы одиноки, там вас ещё мало просто.

189. Но в нормальных условиях на задворках останутся все, большая часть должна остаться. А одинокими должны быть те, кто, в общем-то, ещё пока рьяно пытается нарушать свободу выбора ближних, вмешиваться старается в их жизнь, что-то им доказать, утвердить, вынудить куда-то двигаться.

190. Вот они должны остаться в одиночестве и почувствовать себя на задворках, а не те, кого отпихнут в сторону Бога по грубости и по невежеству своему. Эти люди на самом деле не на задворках, они как раз попадают в самый настоящий двор Божий, их туда выпихивают.

191. Поэтому не надо смущаться, пугаться. Сохраняйте в себе человеческое, истинное. Поэтому и смотрите очень внимательно в том случае, когда что-то пытаетесь кому-то навязать, упорно убедить в чём-то.

192. Но это Я говорю к тому, что, когда именно к вам кто-то проявляет какую-то убеждённость, не пытайтесь переубедить человека. Это не к тому, чтобы вы других могли остановить, когда они вас убеждают; чтобы вы говорили: «Вот, Учитель сказал: не надо никого убеждать».

193. Будьте внимательны в применении того, что Я говорю. Потому что все Мои обращения – к тем, кто стремится быть скромным и смиренным, а не к тем, кто пытается над ними довлеть и как-то ими управлять. Моё обращение не к ним относится, а к тем, кто по-настоящему хочет быть достойным чадом Бога. Поэтому и не надо никого поучать. Разрешайте и доверяйте.

194. Доверяйте не в том смысле, когда вы заранее устанавливаете какую-то норму (вы доверили и уже сразу какую-то картину нарисовали – этот человек не нарушит того, во что вы поверили в отношении его). Нет, вы просто доверили ему. Где вы понимаете, что он не будет стараться сделать во зло, но он будет стараться сделать так, как умеет, и это хорошо. Это и есть хорошо.

195. Пускай сделает как умеет. Не получится – ну, это не получится пока. Значит, не умеет, и он будет учиться. Получится у него, но попозже. Но вы доверили ему делать самостоятельно что-то.

196. Как ребёнку что-то доверяете самостоятельно сделать – вы доверяете с надеждой, что он всё-таки уже как-то постарается сделать правильно. Не как-то идеально, а постарается сделать правильно, где вполне, может быть, у него что-то ещё и не получится.

197. Но вы же не можете доверить инструмент какой-то ребёнку только на условии, что он теперь уже мастер. Потому что как он мастером станет, если ему инструмент не доверяют? Он не станет им. Значит, надо где-то раньше ему его доверить.

198. Но раньше он не бывает мастером, он только будет мастерству учиться. А значит, он инструмент может сломать, он что-то может поранить, он что-то может разрушить. Но вы всё-таки доверяете ему учиться, даёте ему этот инструмент.

199. Так и здесь. Когда выражаете доверие ближним, это подразумевать не должно, что вы уже поставили условие для себя – веру в то, что он вообще не ошибётся, вот как было в Писании, как есть Истина, он точно по Истине сделает. Нет, он может ошибиться. Он вполне может поступить совершенно никак не согласованно с Истиной, может даже очень сильно нарушить Истину. Но вы доверяете ему, что всё-таки он не враг, он тот, кто хочет учиться.

200. Но хотеть учиться и уметь – не одно и то же. Он будет стараться сделать как лучше, но он и ошибётся, он наделает ошибки, потом будет каяться, извиняться. Опять будет устремляться, опять вы будете доверять… он опять ошибётся.

201. Но вы не будете говорить: «Вот, я знала (или я знал), что тебе нельзя доверять». Ни в коем случае чтобы так не говорили! Доверяйте.

202. Доверяли и будете доверять в будущем, доверять тому, что человек хочет научиться и будет стараться обязательно.

203. По-разному это может проявляться у каждого, но он неизбежно будет стараться. Он всё равно будет познавать что-то, что он делал до сих пор: если это неправильное, то оно какое-то нехорошее, неприятно от этого. Он всё равно будет учиться и менять себя.

204. Не так быстро, как вам бы, может, хотелось, но это нормально. Это всё зависит от его возможностей. Если они малы, он понемножку это и будет делать. Но чем больше будет сил, тем быстрее он будет набираться мудрости, он быстрее будет оценивать события и делать быстрее правильные решения. Но это со временем.

205. Так вот тут будьте особо внимательными».