Повествование от Вадима

Часть 20

Глава 20

Mгновения из встреч с Учителем одиннадцатого и четырнадцатого июля.

2. «Учитель, нормально ли, если 17 августа в День благодарения земли молитвенное обращение к земле мы проведём в виде общего пения, подобно литургии? Например, будет звучать: «Земле-матушке воздадим поклон…»», – задал вопрос священник Сергей и спел фразу.

3. «Всё, что связано с таинством, похожим на литургию, здесь допустимо. Но это и должно быть какое-то сформировано таинство. Оно, естественно, должно быть с каким-то пением, это красиво и уместно. Иначе как вы будете молча выражать? Это будет не совсем достаточно. Хотя тоже возможно.

4. Но когда голосовые выражения идут благодарности, славления, это лучше позволяет вам быть в единстве. Слыша голос, проговаривая самостоятельно в одном таком дыхании… это, конечно, интересно. Но так и должно быть – всё направлено на одно – как таинство благодарения».

5. «А при этом можно ли сопровождать пение движениями, которые как бы усиливают это?»

6. «Возможно».

7. «Поклониться, например…»

8. «Возможно».

9. «И если это действие мы будем делать, то нормально ли музыкой естественной (ну, флейты, например, лёгким звучанием гитары) подзвучить это пение? Или лучше голосами?»

10. «Тут уже осторожнее надо подойти. Возможен только тот инструмент, который максимально может подходить для этого таинства. Флейта (из перечисленного сравнения) вместе с гитарой неоднозначно в этом случае могут участвовать. Флейта больше похожа на допустимый предмет, чем гитара».

11. «А скрипка?»

12. «Скрипка? Может быть, но… это у вас должно отличаться от обычного концерта. Есть ещё стереотип восприятия музыки какой-то, звучания чего-то распространённого, что уже звучит на разный лад, и чего-то, что редко слышится.

13. То, что редко слышится, как-то более удачно, может, получится вам включить в такое таинство, чем то, что часто слышится и на разный лад. Оно уже будет немного мешать восприятию психологически».

14. «Тогда это больше какие-то, может быть, народные инструменты: рожок, свирель?»

15. «Что-то такое. Но особенно увлекаться не надо. Чтоб не оркестр какой-то получился там».

16. «Может быть, лучше просто голоса одни?»

17. «Может быть».

18. «Хорошо».

19. «Это в какой-то мере должно стать традиционным. И пока вы живёте, вы всегда сможете сделать это независимо от того, попадёт в руки ваши какой-то инструмент или не попадёт, испортится он или не испортится. Таинство, какая-то основная, особенная часть, всегда с вами. Пока вы живы, вы всегда это сможете исполнить».

20. «А вот ещё момент. Правильно ли понимание, что фонограмму в этом случае лучше не использовать, вообще электронное вот это звучание? Или допустимо?»

21. «Электронное, в принципе, как может звучать в таком таинстве?»

22. «Можно записать рожок, свирель».

23. «Да нет, нет, нет».

24. «И ещё один вопрос. Вот в данном случае уместно ли участие в таинствах людей, которые здесь находятся в это время, помогают Городу в подготовке к Празднику, если будут все в одном потоке, подготовившись заранее, выучив слова, участвовать в этом деле?»

25. «Подготовиться… Это уже начинается сейчас не тот подход… через эти слова. Подготовиться к концерту можно. А подготовиться к выражению благодарности земле, с которой не контактируешь (только ногами ходишь по ней), – к этому как подготовиться? Выражают благодарность те, кто живёт этой землёй, общается с этой землёй. Это нормально. Для других это игра. Им нечего выражать, они не живут этим.

26. Поэтому, прежде всего, таинство – это часть жизни вашей, жизненное таинство. Для всех остальных, если они как-то, каким-то боком пожелают рядышком побыть и как-то попробовать поучаствовать, – пожалуйста. Но это не надо готовить. Это таинство делают те, кто этим живёт. Они просто это делают как свою естественную, внутреннюю, сердечную потребность и не втягивают туда никого».

27. «И если люди из других деревень будут здесь, их подготовить (это я имел в виду), чтобы они, по крайней мере, слова знали».

28. «Такое возможно, да».

29. «Учитель, так получилось, что я попала в очень непростую ситуацию, но очень забавную и смешную. Я очень хочу найти выход. Три года назад я здесь, на Горе, встретила мужчину, которому очень понравилась. И он стал проявляться. Я доверилась ему, как человеку верующему, как устремлённому. Но у него оказались особенности, связанные с психикой, и он на тот момент как бы забыл, что он женат, у него дочка, семья…»

30. «А поточнее вопрос. Не описывай ситуацию. Особенности психические у вас у всех есть, и они неповторимы. Поэтому подчёркивать это не надо, подразумевая, что человек немножко нездоровый.

31. Нездоровы вы все. Но просто все с такими разными «взбрыками», что непросто тут уладить. И согласовать ваши «взбрыки» между собой – это тоже большую проблему создаёт. Поэтому так лучше не трогать. Вот что конкретно тебе не удаётся со своей стороны правильно решить?»

32. «Мне не удаётся правильно решить, надо ли мне продолжать быть рядом с ним…»

33. «Если он не хочет, к примеру, да? Либо если он хочет? Либо в случае, если вот так-то и так-то… Нужно дополнение сразу простое и ясное».

34. «Он любит, очень нежен и заботлив. И в то же время у него такие проявления, что он начинает испытывать меня, насколько я верующая, насколько я обижусь, бьёт меня…»

35. «Ты дальше смотришь: он есть данность. Просто данность уникальная, по-своему неповторимая… но вот к тебе так проявляется. Ты либо это принимаешь и миришься с этим, либо не принимаешь. Это уже твоё решение должно быть без всякой внутренней потребности поменять его. «Вот я сейчас сойдусь с ним, и мы его поменяем!» – чтоб этого внутри не было.

36. Он будет таким, какой есть. И может быть, тебе до конца надо будет с этим смириться.

37. То есть не ставь эту задачу перед собой. Потому что на самом деле поменяться этот человек (и любой из вас) может только в зависимости от того, насколько сам человек осознаёт свои недостатки и желает (и даже не только желает, а и готов) сделать правильные усилия.

38. Ведь одного желания мало. Вы, бывает, не готовы это сделать. Вроде бы понимаете, что надо, а сил не хватает. Умения достаточно правильно оценить тоже не хватает. Очень часто путаетесь и допускаете немало ошибок.

39. То есть здесь серия таких нюансов, от которых зависит, насколько человек действительно зрел для того, чтобы решать эту проблему. Либо оставшаяся его жизнь этого воплощения ещё пока подразумевает его несостоятельность справиться именно с данной особенностью. У него и помимо других будет ещё немало работ, которые надо будет над собой сделать, а с этим он может даже и не справиться.

40. Поэтому, если выбираете кого-то, с кем-то хотите рядом стать, принимайте человека таким, какой он есть. Не вменяйте ему в вину то, что у него есть.

41. Поэтому Я и прошу вас: не торопитесь какие-то шаги делать, познакомьтесь друг с другом. У каждого здесь есть какой-то, грубо говоря, прибабах. Ну, попробуйте его выявить как-нибудь и дальше уже решите: готовы согласиться – ну, согласитесь. Улыбнитесь, мирно отнеситесь к этим его появлениям. Не нагружайтесь ими, не претыкайтесь на них.

42. А то вы идеализируете человека… Перед этим ты говоришь: «Я вот решилась, я знаю, он верующий», и ты начинаешь как бы перечислять какие-то качества, за которыми надо усмотреть какого-то идеального человека. И неожиданно – бах! – а как же так! – а он это делает, а он то делает…

43. Но тут нет у вас идеальных людей. Что вам делать рядом со Мной – идеалам? Мне и учить-то вас нечему будет тогда. Вы пришли, потому что имеете много всего того, от чего хотели бы избавиться.

44. Ну и пришли, и стукаетесь этими повозками с каким-то нагромождением, которое тащите по своей жизни, и всё никак не отвяжетесь. Оно гремит сзади, а дорого, всё-таки своё. И тянете… Там пылища такая – самим задохнуться уже впору, а бросить жалко: вдруг что-то…

45. Но так вот, ты решаешь… Есть конкретный человек, и как будто бы всё к этому располагает – быть рядом. Либо ты его принимаешь какой он есть и мирно ко всему относишься, либо видишь, что не готова, – ну нет так нет».

46. «Ну да, вот сейчас опять-таки из-за меня, как говорится, из-за любви рубил деревья там, где нельзя…»

47. «Ну, видишь. Мало ли что он ещё порубит из-за любви. Ну, такой вот… Теперь ты должна быть готова. Но если он тебе скажет: «Если ты всё-таки не будешь рядом со мной, я ещё больше вырублю деревьев там, где нельзя», то это не значит, что ты: «А, ну только не руби деревья! Я буду с тобой, только не руби деревья». Чтоб вот этого у тебя не было. «Ну, порубишь, – скажешь, – ну, посадим тебя, ничего»».

48. «Учитель, изучаю Писание Твоё, двигаюсь за Тобой насколько у меня есть возможность, но у меня вопросов нет, а есть понимание, что не хватает сил для исполнения того, что я понимаю. Но, с другой стороны, я знаю, что ученик должен спрашивать в движении своём за живым Учителем. А у меня их на протяжении нескольких лет нет. Возникает переживание – нет ли здесь какого-то отклонения?»

49. «Может быть, оно и есть. Но при таких обстоятельствах трудно будет определять на самом деле, какое отклонение допустимо получилось в этом случае с твоей стороны. А может быть, его и действительно нет.

50. Это ещё может зависеть от того, насколько активно рядом с тобой жизнь протекает среди верующих, насколько активно вы решаете вместе одни и те же задачи.

51. Потому что, когда вы правильно, активно всё это решаете и член Семьи неизбежно становится участником проблем многих его ближних, вы начинаете погружаться в огромный объём разнообразных проблем, связанных с психикой человека, с его неправильными взглядами, отношением к жизни, эти проблемы начнут выходить.

52. И тогда, соприкасаясь с ними, тебе легче посмотреть: а ты-то правильно понимаешь? Потому что, если ты не спросил, спросил кто-то другой. Но ты можешь неожиданно увидеть, что проблема, которую затрагивает другой человек, как будто бы и у тебя есть, но ты как будто бы знаешь, как правильно решать. Но ты не задаёшь вопрос, а задал тот человек.

53. И когда тот человек получил ответ уже на конкретную проблему, в которой он уже начинает разбираться, ты можешь сравнить для себя: а ты действительно так же понимал, как в том ответе, который получил этот человек?

54. То есть в этом случае, при таком активном рассмотрении разных задач, есть хорошая возможность увидеть какие-то заблуждения, которые могут подразумеваться внутри.

55. Но если активной жизни нет, то ситуация, которую ты описываешь, вполне может быть такая. И тут будет очень трудно определить сразу, с ходу, а где идёт отклонение».

56. «Учитель, ситуация такая… Муж приехал (он спускался на несколько дней и поднялся) и как обычно захотел меня обнять, проявил нежность. Обнял, поцеловал меня. Но у меня возник такой дискомфорт, что я ему не могу ответить тем же. Было ли моей ошибкой, что я его попросила, чтобы он проявлялся ко мне, как брат?»

57. «Ну и пусть проявляет, ну и что ж. С друзьями бывает – похлопали друг друга по плечам. Мужчины же тоже, бывает, долго не виделись – встретились, обнялись. Ну, нормально. Это же дружеское отношение».

58. «А если он хочет поцеловать?»

59. «Ну, если уже целоваться, тут уже… Если он поцеловал в щёчку, это нормально. Есть же ведь традиции: встретились – троекратно поцеловались. Это тоже как-то естественно. И мужчины так – раз – поцеловались… Тоже традиционные такие есть приветствия, они допустимы.

60. Но если подразумевается что-то сексуальное, что-то интимное, которое подразумевается между влюблёнными мужчиной и женщиной, тут да. Тогда уже ответный шаг, если он от тебя ожидается и если это психологически становится проблемой, сделать будет трудно.

61. Ну, эту тему тогда, конечно, вам как-то надо будет оговаривать. Но не упрощённо. Потому что, если хочет к тебе выразить свою радость, какую-то нежность, ну это ж нормально. Зачем запрещать?

62. А вот если говорит: «А почему ты меня не целуешь?» – тогда скажешь: «Ну, что-то у меня не получается. Как-то сводит у меня губы почему-то». И вы начнёте что-то обсуждать уже… Это отдельная будет беседа. Но если он от тебя требует, как-то просит от тебя, ждёт.

63. А если сам просто проявляет (поцеловал – ну, нормально), не надо запрещать это делать, тут не надо стену ставить.

64. Если б разбойник пришёл какой-то к тебе, а у тебя столько в памяти негативного, и он к тебе прикасается, у тебя уже всё сжимается, пугаешься, – ну, тогда да. Тогда такие ассоциации какие-то негативные могут поставить стену между тобой и этим человеком, тебе даже больно будет ощущать его прикосновения, потому что они ассоциируются с какими-то очень негативными явлениями. Но в данном-то случае нет такого».

65. «У меня нет такого, что мне неприятно. Просто дискомфорт, что я не могу ответить ему никак».

66. «Это уже немножко другое. Это уже в голове неверные акценты. Ну, не можешь ответить – так не ответишь.

67. Но в данном случае он проявляет, может быть, просто свою радость, не ожидая от тебя ничего. Ну, это ж хорошее побуждение. Ну и ладно».

68. «Да, хорошо. Спасибо большое».

69. «Учитель, возникла необходимость уточнения одной детали. Во время собрания было произнесено в адрес брата при оценке его действия слово «симулянт». И вот на оценке этого слова произошло небольшое разделение в Семье. Одни считают, что это недопустимое выражение, через которое унижается собрат. А человек, выразивший это слово, говорит, что это нормально, допустимо и точно характеризует его действия».

70. «Нет, не надо. Это к осуждению относится. Когда вы говорите о человеке, обозначая, что он нехороший, это уже к осуждению приближается.

71. Правильней говорить, что он нехорошо поступает. Вот разница – «ты нехороший» или «ты нехорошо поступаешь». Это два разных обстоятельства.

72. Поэтому не надо человека обозначать чем-то нехорошим. Он хороший, но в данном случае, видимо, что-то допустил не так, недопонял».

73. «То есть слово «симулянт» употреблять нельзя?»

74. «Это же что-то негативное. Вы говорите о человеке, что это он такой человек… негативный. Вы не подразумеваете, получается, что он хороший, но просто ошибся и допустил какое-то негативное действие. Вы его обозначили негативным.

75. Если он в данном случае симулировал, то вы так и говорите, что в данном случае его действие связано с симуляцией оказалось по каким-то обстоятельствам. Вы проаргументировали, почему в данном случае оно как раз попадает под то, что он симулировал. Но он не симулянт».

76. «В разговоре с женой я произнёс, что не могу дать ей гарантии, что никогда ни при каких условиях не вступлю в близость с другой женщиной (при этом я не считаю это правильным и к этому не стремлюсь). Была ли в этой моей фразе ошибка?»

77. «Что не можешь дать гарантию?»

78. «Да».

79. «Ну, гарантию действительно тут трудно дать. Ты же не знаешь, что с тобой будет дальше. А голову потеряешь – как проконтролируешь ситуацию? Потом скажешь: «О! Ничего себе, вот это да!» Пришёл в себя: «Что я наделал?»

80. Это она уже должна принять тебя таким, какой ты есть. Тут действительно, если голову потерял, как с тебя спросить это? Гарантию тут нельзя дать, конечно.

81. Да вообще никакой гарантии вы дать не можете. Не надо давать никаких гарантий. Это всё равно что дать клятву какую-то.

82. Ты можешь, конечно, выразить не клятву, а такой, знаешь, игровой оборот словесный, что ты на данный момент видишь, что не будет для тебя это приятным и благоприятным, ты не видишь это правильным. Но ты выражаешь на сегодняшний день свою точку зрения, оценивая сегодняшнюю ситуацию, ну и по-человечески пробуешь это наперёд всё сказать, на будущее.

83. На самом деле правильно, грамотно – рассматривать такие обещания именно высказыванием на сегодняшний день. Ведь завтра может так много измениться, и ты вполне благоприятным увидишь сделать что-то по-другому. И это может оказаться вполне уместным, потому что завтра что-то другое принесёт тебе и в корне что-то придётся пересмотреть. Нельзя будет в данном случае уже опираться на что-то, сказанное однажды».

84. «Но она горит как бы на этом».

85. «Ну и замечательно. Это же нормально. Тут как ты будешь обещать? Как можно успокоить человека? «Ты знаешь, да не гори ни в чём. Всё будет вообще замечательно. Я всё сделаю правильно всегда. Я никогда не сделаю ошибки. Не переживай вообще!» И всё равно будет гореть. Она будет гореть и думать: «А вдруг ты всё-таки ошибёшься?» И вообще, получается, тогда не жить, что ли, или как?

86. Никто таких гарантий не сможет дать. Это неправильно будет. Поэтому ты так и объясни: «Ну, как я смогу? На сегодня я не вижу это благоприятным. Сегодня я не хочу никуда идти ни к кому от тебя. Ты мне дорога, я хочу быть с тобой». Всё. Если это так, ты так и скажешь. «Ну а как завтра будет – что ж я могу сказать? Это же и от тебя тоже зависит». Не только от мужчины, и от женщины тоже зависит, как вы сможете крепко жить вместе.

87. А то порою легко все срываются: «А это он виноват!» или «А это во всём она виновата!» Нет. Может и так быть – кто-то один виноват, но можете и вдвоём виноваты быть. Разные могут быть обстоятельства.

88. А может быть, вы потеряли что-то очень интересное, потому что слабы оказались. Может быть, перешли уже на другую ступень и от чего-то старого надо вам отказаться… Настолько много за этим всем скрывается разных таинств, где это никак нельзя наперёд определять чем-то однозначным. Всё может быть впереди. И вы просто завтра посмотрите. Но сегодня… сегодня надо уметь этим днём жить.

89. И можешь не загружаться, как убрать, погасить огонь, который в данном случае у неё горит по поводу будущего (неизвестного будущего, получается). Человек переживает о неизвестном будущем – ну как его успокоить?»

90. «Правильно ли будет мне искренне отвечать на вопрос жены: «Какие женщины тебе нравятся и почему (в том числе пофамильно)?»» (Прозвучавший вопрос был встречен смехом слушающих.)

91. «Нет, пофамильно можно не говорить. А сказать какие-то качества, какие нравятся, – ну да, можно.

92. Скажи: «Но ты же не забывай, я же ещё могу на всё это смотреть в силу своей испорченности. Я же всё-таки меняюсь. Сегодня нравится – завтра вдруг перестанет нравиться. Так что ты уж будь осторожна, а то ты устремишься к какому-то моменту, которого у тебя пока нет, достигнешь его в себе, а я скажу, что мне теперь это уже не нравится. Чтобы так не было».

93. Надо жить сегодняшним днём и извлекать радость из того, что есть. Но если вы о чём-то действительно хорошем говорите, если ты говоришь: «Мне нравятся женщины, которые вкусно готовят», ну, это хорошее такое пожелание. Действительно стоит этому уделить внимание.

94. Для мужчины немаловажно не просто накидать туда в рот что-нибудь, а получить ту энергию, которую может женщина вложить из любви, из заботы своей. И она очень хорошо даст силы, очень большие силы даёт. Хоть и примитивная энергия, простая и грубая, но она важная. Для вас пока это большую роль играет».

95. «Эта тема больная для неё, и не получается эти разговоры вести. То есть трогается какая-то тема вроде бы нейтрально, а потом начинаются вопросы: «А зачем ты со мной живёшь? А почему ты на ней не женишься?»».

96. «Ну да, это проблемно, конечно. Это проблемно. Но будь терпеливым. Много комплексов у женщины в данном случае. Она боится, что ты разлюбишь. И конечно, это будет рождать вот такие разбирательства бесконечные.

97. Тут можно пожелать ей, конечно, этого не делать. Потому что чем активнее женщина так действует, тем быстрее она уничтожает хорошее отношение к себе со стороны мужчины. Для него станет потом в нагрузку такое общение, потом начнёт раздражать, он начнёт уставать от него.

98. То есть она, боясь потерять мужчину, начинает делать шаги, чтобы его потерять, начинает активно его отталкивать. И получается какой-то абсурд. Тут только можно пожелать ей этого не делать. Так неправильно разбираться».