Повествование от Вадима

Часть 19

Глава 28

189. «Правильно ли, что самая сильная молитва та, где больше всего упоминается имя Бога? И как понимать фразу: «Не поминай Бога всуе»?»

190. «Нет, так нельзя будет сказать, что сила молитвы сильнее от большего упоминания имён Бога.

191. Молитва – это таинство вашего условного общения с Богом. Но оно условное.

192. Тем более с позиций того, что Я сейчас вам всё больше открываю об Отце, вы можете увидеть некоторую интересную странность: вы как будто бы к Богу обращаетесь в молитве, а в то же время Я говорю: «Вам нет смысла у Него просить, потому что это Он всё даёт. И даст вам независимо от того, будете вы просить или нет».

193. Потому что, если подразумевается, что Бога надо попросить, иначе Он не даст, – это очень странное отношение к Богу. Очень странное. Но если Он всё знает, зачем просить? То есть у вас как бы такой должен естественный вопрос внутри возникать.

194. Но в то же время Я вам пояснял: на самом деле молитва нужна вам. Вы должны настроиться на что-то Божье, что как-то уже вами фиксируется внутри себя, что-то ценное, что вы как будто бы можете где-то и определить в себе, хотя, может быть, смутно. Но чтоб вы начали концентрироваться на чём-то, что связано с Отцом вашим.

195. Даже если вы не будете знать некоторых точных ориентиров, в этой попытке вы будете делать правильные движения. Они нужны. И в этой молитве очень важна ваша искренность, потому что в молитве вы просите о людях, не себе.

196. На самом деле молитва – это ваше пожелание к людям, к какому-то конкретному человеку (укрепить его силы, чтобы как-то легче стало на Земле, чтобы меньше было чего-то нехорошего). То есть вы выражаете своё пожелание в качестве такой своеобразной просьбы. Где очень важно, чтоб вы себя ещё и слышали. Тоже немаловажный психологический аспект этого вопроса.

197. Но это на самом деле не Отцу нужно, это нужно вам.

198. Но упоминание Бога важно, чтоб вы лучше настраивались на Божье. Оно помогает вам удерживаться в нужной границе, а не просто сесть и попросить: «Ну, пусть будет хорошо ему». Как-то это будет… ну, не поэтично. Вы же всё-таки поэзии должны учиться, чему-то красивому, образному, это же очень важно.

199. Поэтому не надо упрощать. А то это такая нехорошая тенденция – всё попроще… пойти прямо. Если надо дорожку сделать под девяносто градусов, то обязательно почему-то все так по прямой её срезают, тропинку топчут (далеко идти, так вот выгодно). И всё рисуется слишком странно, становится очень некрасивым, скудным, бедным.

200. А для души это неблагоприятно. Надо, чтоб было красиво, поэтично. Это должно воспеваться в любом вашем действии.

201. Поэтому молитва тоже должна строиться по определённому правилу, здесь важны вот эти построения фраз, которые вам даются. Тем более что они не только вас внутренне должны на нужный лад настроить, но и между собой вас связать.

202. Потому что, когда творится одна молитва, люди настраиваются на одну вибрационную основу, которую задаёт молитва. Тогда все, кто в данный момент её творит, сливаются в одно. Где бы они ни находились, мгновенно идёт слияние и усиливается ток этой молитвы, которую вы куда-то направляете.

203. Это таинство совершенно естественное, простое. И вам надо им просто правильно пользоваться».

204. «Учитель, Отец Небесный равномерно источает Свою Благодать по всей Вселенной или она пока направлена только к человеку?»

205. «Нет, равномерно.

206. Но есть связь с душой. Это немножко другой нюанс, потому что таких нитей, которые направлены к душе человека, нет, они в другие стороны не идут, только к душе.

207. Вот где душа (так образно сразу можете представить) – потянулась ниточка к Отцу от неё. От этой искорки к солнцу потянулась ниточка, как лучик. Где бы человек ни был, везде от его души тянется ниточка. Такая мелкая искорка и большое Солнце (если нужен образ для какого-то сравнения)… Вот так эта ниточка и тянется.

208. Но она не может тянуться туда, где нет души. Только к человеку. Поэтому, естественно, в этом случае такой поток более активен».

209. «Дорогой Учитель, в нашей семье я работаю одна, муж уже больше месяца сидит дома. Могу я рассчитывать на его помощь по хозяйству? В частности, в его понимании (он верующий) приготовление пищи – это обязанность жены вне зависимости от обстоятельств. И он остаётся недоволен, если я приготовлю недостаточно разнообразный и вкусный ужин».

210. «Что такое «рассчитывать»? Вот тут надо быть внимательным – что такое «рассчитывать». Требовать от него помощи? В этом вопросе как бы это подразумевается. Просто ожидать помощи – да пожалуйста, хоть сто лет ожидайте. (Смех зала.) То есть запретить-то нельзя. Ну, ждите.

211. А вот требовать нельзя. Если вы начали ждать, потом на другой день: «Ой, не оказывает помощь. Так, ладно, подожду ещё разочек. Так… Ух, опять не оказал помощь. Ну знаешь!.. Ладно, ещё подожду», – если так ждёте, это требование.

212. Тут ни в коем случае так нельзя делать, потому что вы расстроитесь, вы взорвётесь, вы его побьёте. Он, может быть, даже соберётся помочь вам, придёт: «Ну что, помочь?» – «А-а!..» И вы на него налетите, побьёте. Как он помогать будет? Он ошеломлённый отойдёт, не поймёт. Вроде бы решил помочь… Скажет: «Что это с ней происходит?»

213. А вы сорвались, потому что слишком много ненормальных требований поставили и не выдержали нагрузки от этих требований.

214. Поэтому, если просто вы подразумеваете «ждать», конечно, вы можете ждать, что появится возможность – поможет. Но вы тогда ищите оправдания.

215. Если видите благоприятным (и хотите, и стремитесь ещё быть полезным) находиться рядом с этим человеком, не видите пока какой-то другой реальности, нужности какой-то другой, – да помогайте смело. Ну не помогает так не помогает. Главное, вы стремитесь вложить что-то хорошее, что вы имеете.

216. Но будьте осторожны с ожиданием благодарности. Это всё с эгоизмом прежде связано, с опасной чертой эгоизма – ожидать награду, чтоб вам медаль повесили, на доску почёта… «О, хорошая кухарка! Смотрите, все посмотрите, вот видите!» Зачем вам это нужно?

217. Скромно, смиренно готовите. Понравилось – замечательно. Не понравилось… ну, если вы вложили всё хорошее, поверьте, ему полезно это было. Ну, дайте ему поворчать. Ну, хочет.

218. Но внутри он наверняка думает: «Ох и вкусно же сготовила!» И начнёт… Ему просто надо, по его статусу, порычать немножко так. Пока ещё у него больше что-то природное преобладает. Ну, нормально.

219. Явление нормальное, обычное, естественное. Примите это тоже по-хорошему и по-нормальному. Не ругайтесь на него. Продолжайте помогать и не требуйте от него чего-то большего. Потому что с таким требованием вы всё сломаете.

220. А их именно в этих областях взаимоотношений очень много. Как с одной стороны, так и с другой. Это такая картина страшная, которую надо срочно править. Но в эту область духовная сфера, как правило, особо не вмешивалась. Но теперь уже надо вмешаться».

221. «Учитель, подскажи по такому вопросу, пожалуйста. Если постоянно потакать человеку, в нём нарастает, получается…»

222. «Потакать – это смотря что. Если ты как хозяин дома делаешь какую-то работу для дома, для живущих в доме, то тут тогда будь внимательным, что такое «потакать». Есть просто естественная твоя обязанность как хозяина, а есть потакание (ты знаешь, что человек тебя что-то просит бестолковое, и ты, чтобы его не расстроить, бежишь делать). «Потакание» – это больше в эту область начнёт стекать».

223. «Допустим, мужчина всегда ворчит. Можно не трогать его женщине, да? Пускай ворчит, всё делать… Разве это не является потаканием? А не проще ли с ним поговорить на эту тему?»

224. «Это уже другой вопрос. Конечно, хорошо было бы попробовать что-то понять, разобраться. Но это на самом деле подразумеваться должно изначально. Когда вы строите взаимоотношения друг с другом, то вы должны обязательно уметь общаться. Обязательно. Иначе как вы будете сближаться друг с другом?

225. Вам надо научиться друг в друге что-то принимать, понять какие-то особенности, которые присущи каждому из вас. Нужно общение обязательно.

226. Если вы просто соединились и не общаетесь, то наступит скоро такой момент, когда можно почувствовать какую-то ненормальность, когда вы делаете что-то, казалось бы, нормальное, но оно каким-то перестало быть нормальным. Что-то нехорошее в этом начинает проявляться (как то, что ты пытаешься спросить в отношении потакания).

227. То есть, бывает, уже помощь человеку начинает вредить в чём-то. Да, такое вполне может быть. Тогда надо остановиться.

228. Тогда надо опять пробовать решить эту задачу в общении, определиться вообще в отношении друг к другу: а надо ли вам быть рядом? а действительно ли человек хочет, чтоб ты была рядом? а хочет тогда в качестве кого с тобой рядом быть? И эту часть очень важно выяснять.

229. Вы же учитесь дружить, значит, надо открываться. И вот это общение призвано помочь вам понять друг друга и определиться, действительно вам надо быть вместе. То есть это такая хорошая тема, но тут надо много действительно разбираться, понимать друг друга.

230. Здесь уже не скажу вам, что, если вы взяли друг за друга ответственность, всё, что бы ни было, до конца, до смерти. Нет, такой задачи нет. Она будет глупая – такая задача.

231. Если вы перестали нуждаться друг в друге, действительно видите, что ваше пребывание совместное становится проблемой действительно серьёзной, тут можно посоветовать тогда: не надо жить вместе. Потому что, если будет ещё хуже, вы можете быть не в состоянии решить некоторые задачи. Вы просто сорвётесь… ну и быстрое падение произойдёт или трагедия ещё какая-то дополнительная. Лучше не доводить до трагедии».

232. «Виссарион, можно спросить? Вот вчера по пятому каналу показали наши ресурсы: как у нас земля истощилась (там двадцать сантиметров осталось вместо шестидесяти), как реки обмельчали. Через сто пятьдесят лет, говорят, когда совсем воды не будет, когда будет дороже золота стоить и земля тоже совсем истощится, песок вместо хлеба будет… В основном все помрут. Организм человека будет перестраиваться под…»

233. «Под песок, да? Чтоб есть песок и дышать песком, – улыбнулся Учитель. – Да доживём, посмотрим. Решать задачу надо, когда она появится, а не когда мы её нафантазируем и решаем.

234. Такие задачи можно преодолевать, только подойдя к ним. Но если вам действительно надо к этим подойти обстоятельствам, значит, всё необходимое для правильного преодоления этих препятствий вы будете иметь обязательно.

235. И от того, как вы будете относиться к каждой поступающей вам информации, намёкам, знакам, как вы ко всему будете относиться и реагировать, – от этого будет зависеть, насколько вы будете подготовлены к тому, что дальше придётся встретить.

236. Но все люди получают всё необходимое, чтобы благоприятно преодолеть то, что видно порой с самого рождения человека. Что его впереди ждёт – это видно. И подбираются таким образом обстоятельства, чтобы всё стало поучительным для него и помогло преодолеть эту преграду. Правильно взял всё – смог преодолеть, не взял – не преодолеет.

237. Но человек порой начинает просить помощи, как раз когда уже стукнулся об эту преграду. Ищет быстрое решение, а его нет. Это решение было, в течение нескольких лет формировалось до этого через разные подсказки, которые надо было вовремя принять, начать делать, потом приступить к следующему чему-то, что потом как подсказка появится.

238. И в конечном итоге, подходя к преграде, становится уже способным преодолевать или, по крайней мере, гораздо более благоприятно пройти какую-то сложность на своём жизненном пути. Нельзя этот опыт какой-то нужный, помощь получить в конце, когда уже попал в эту трудность.

239. Порой вы, бывает, задаёте вопросы: «А как вот, что мне теперь делать? Такая вот страшная картина…» А от чего? Терпеливо теперь уже идти дальше, это уже не решить. Вы уже к этому подошли, отказавшись от подсказок, которые раньше были даны. Ну, теперь… А что теперь? Теперь давайте терпеливо принимайте что заслужили, вы выбрали сами.

240. Вот поэтому всегда надо быть внимательным ко всему, что в жизни даётся. Учиться анализировать, благодарно к этому относиться, пробовать понять.

241. Ведь если вам даётся, значит, для чего-то вам даётся. Пробуйте из этого извлечь мудрость и воспользоваться. Тогда всё, что нужно для вас, всегда будет проходить в наиболее благоприятном режиме для вас, потому что вы благодарны оказались тому, что вам в помощь дано. Отвернулись – ну так что ж потом?»

242. «Виссарион, почему Вы говорите сегодня о душе, о поведении, проявлении плоти и ничего о Духе Святом?»

243. «Я не призван говорить о том, что люди придумали (Я имею в виду те образы, которые они придумали к чему-то, что есть в реальности).

244. На самом деле Я и говорил о Нём. Но Я говорил так, как есть в реальности.

245. А до этого времени вы привыкли слушать очень многое о чём-то прекрасном, но посредством неграмотных образов, которые создавались на Земле человеком (потом эта созданная человеком фантазия начинала утверждаться в качестве канона, становилась традицией, но ценность она как имела несерьёзную, так и продолжает иметь дальше, это просто фантазия, не соответствующая реальности).

246. Дух Святой – это сила, идущая от Отца и поддерживающая вашу душу, о которой Я и говорил. Эта ниточка – это сила, которая источает Отца, она всегда питает душу человека. Это и есть Святой Дух. Это сила, идущая от Отца, которая всегда с вами.

247. А чтоб вам, как образно говорят, накапливать, стяжать Дух Святой… это не значит собирать Дух Святой и у вас Его больше будет. Нет, это опять неправильный взгляд.

248. Ваша душа, когда проходила процесс уплотнения, она ведь уплотнялась, начиная от силы Отца. То есть в процессе уплотнения уменьшалась сила, потому что в процессе уплотнения идёт огрубление своеобразное, она не может повторить силу Отца. Она становилась слабее, но она искусственно уменьшалась.

249. А значит, вам не предназначено, думая о духовном развитии, увеличивать эту силу. Её нельзя увеличивать. Она уплотнена была оптимально и такой должна быть у вас вечно, всегда.

250. Поэтому духовное развитие – это опыт, который вы приобретаете, накапливаете, и посредством этого опыта начинаете активно, созидательно воздействовать на окружающий мир. Но в душе вы имеете нужную силу, и она с вами пребудет вечно. Она равная у всех, оптимально великая, какая допустима была при этом уплотнении дозированном, которое претерпела душа.

251. И вот то, что идёт к вам от Отца, – это и есть Дух Святой.

252. Что к этому ещё удалось придумать – ну, это уже Мне нет смысла комментировать, подтверждать. Я призван рассказать, что есть в реальности, а не продолжить увеличивать объёмы фантазий, которые уже достаточно активно сформировались на Земле и утвердились традиционно».

253. «Учитель, дочка с четырёх лет болеет сахарным диабетом, сейчас ей одиннадцать. Причину заболевания как определить?»

254. «Не надо причины. Причины не нужны. Ваша задача – помогать так, как вы видите благоприятным. Все болезни, какие вы имеете, на самом деле очень важные. Это не означает, что от них не надо избавляться. Но от них вы должны избавляться, применяя те силы, какими вы обладаете.

255. Создавать нужно атмосферу – ваши мысли о человеке, молитвы своеобразные… то есть ваше поведение. Насколько вы правильней сами ведёте себя рядом с этим человеком, настолько вы неизменно влияете на его структуру энергийную.

256. Но благополучно измениться он должен, поменяв свои собственные действия в правильном направлении. Если он этого делать не будет, у него не должно измениться что-то так, как вам бы хотелось, потому что это его испытание, он его должен проходить.

257. Поэтому таким образом, когда вас обстоятельства жизненные вынуждают терпеть какие-то неудобства и боль, просто вынуждают (не которые вы внезапно где-то приобрели, ошибившись, где-то упав с лестницы, а бывает, от рождения даются и так серьёзно проявляются в вашем теле), – это порой то, что блокирует негативное, уже сильно преобладающее внутри вашей души, то есть в качестве опыта.

258. Боль начинает блокировать тяготение, которое может стать очень опасным. Если эту боль убрать, вы неизбежно сделаете что-то, что ещё сильней ухудшит состояние души и приведёт к тому, что ей нельзя будет воплощаться больше никогда (этой индивидуальности).

259. Индивидуальность формируется опытом вашим. И если этот опыт по негативным качествам превзойдёт определённую норму, появится обстоятельство, когда, сколько бы раз ни давать дальше воплощаться душе, она не сможет созидать. Опыт не позволит созидательную деятельность вести, хорошую, положительную. То есть бессмысленно будет воплощать эту душу.

260. Тогда нужно информацию будет стереть накопленную, подвергнуть своеобразной смерти второй эту информацию. И она будет просто стёрта определённым образом. И будет чистая, как и вначале, когда впервые рождённая душа воплощается впервые в новое тело. Тогда будет вот это новое воплощение.

261. Поэтому, видите, разные эти обстоятельства порой играют очень важную роль и сразу ставят перед собой цель. Избавить человека от этой задачи далеко не всегда на самом деле хорошо. Это даже ещё и вредно для него может быть.

262. Но вы этого не знаете и на самом деле не должны знать, потому что с вас требуется та помощь, которую вы по-человечески, душевно, в желании помочь ближнему должны пробовать оказывать. Вот и старайтесь её сделать так. Не ищите какие-то чудесные особые способы. Это ненормальный поиск.

263. Ваша атмосфера, которую вы задаёте рядом (атмосфера тех, с кем приходится контактировать человеку, то есть вся в целом атмосфера), и призвана быть исцеляющей, задавать тот ритм, который полезен.

264. Ну а дальше… вот тут уже смотрите, что вы ещё будете решать, прибегать к чему. Но эта область такая… она особенная. Где надо и целить, но надо уметь это и принимать».

265. «Человек не хочет дружить со мной. Он хочет близости и сразу составить семью. Правильно ли вообще прекратить общаться с человеком, если просто общение и дружба не получаются? Человек как бы соблазняет составить семью, а я его не люблю».

266. «Нет, так, конечно, не надо составлять семью. Но прекращать общение, просто так хлопнуть дверью и как-то уйти и больше не общаться – тоже неверно. Любое общение не предполагает однозначного какого-то впоследствии решения, которого трудно будет избежать. Нет, выбор будет всегда оставаться.

267. Поэтому общаться можно, пробовать как-то определять ценности, которые вам дороги, дороги другому человеку. Если вам что-то не нравится, вы можете смело об этом сказать, то есть проговорить. Но это нужно всё равно общение, конечно же.

268. Если оно обретёт какую-то форму абсурдности, то есть где уже вас не слушают, у вас нет возможности общаться, а любой контакт приводит к одному и тому же соблазну, который вам контролировать сложно становится, то, конечно, тогда лучше не создавать этих условий. Но это всё можно оговорить».

269. «Мальчик учится в четвёртом классе, не любит и не хочет делать уроки. Процесс самоподготовки часто сопровождается бурными эмоциями, бросанием книг, тетрадей, словами: «Я ненавижу уроки. Зачем я только родился?» На объяснение мамы, что нужно хорошо учиться, чтобы приобрести профессию и в будущем содержать семью, отвечает: «Ай, я всё знаю». Дорогой Учитель, нужно ли маме заставлять сына делать уроки?»

270. «Тут трудно дать подсказку, потому что существуют условности в государстве, в обществе… Пробовать можно подвигать к тому, чтобы всё-таки он делал уроки. Но это такая область, где надо учиться общаться.

271. Сейчас описывается ситуация, которой в определённой мере Я уже коснулся, отвечая на другой вопрос, где говорилось о постепенном подходе к определённой проблеме. И вот описывается проблема, решить которую так, как хотелось бы, уже становится большой-большой сложностью, потому что подход к ней шёл неправильный. И через многие обстоятельства уже, наоборот, создались благоприятные условия, чтобы эта проблема хорошо расцвела. А в дальнейшем это может быть ещё сложнее.

272. Поэтому тут уже какую-то упрощённую подсказку дать будет невозможно. Надо очень гибко реагировать теперь на разные обстоятельства, связанные с поведением ребёнка, и в разных случаях надо будет отдельно смотреть, как правильнее было бы поступить.

273. Но заставить… «Заставить» – это вообще само по себе понятие очень специфическое. Что значит «заставить»? «Заставить» – подразумеваться может всё, что угодно: сломать человека, заставить его сделать, даже если всё уже там… Поломать всё его сопротивление – и он сделает это. Но что будет с человеком? Что за методы были применены? Они могут быть совершенно неуместны.

274. «Заставить» – вы порой подразумеваете грозный голос, вы думаете, что вот так можно заставить. Ну, подошёл, грозно сказал: «Нет, надо!» – так-то не заставить. Это – просто более грозное предложение сделать. Но он может и не сделать. То есть на самом деле использовать неверно слово «заставить».

275. Заставить – это, как правило, сломать человека, то есть действительно однозначно заставить его сделать, прибегая к разным методам (главное, чтобы он сделал). Но методы уже могут быть очень нехорошие.

276. Так что воспитание детей – это тема очень непростая. Так простые ответы на подобные вопросы дать трудно. Это от многого-многого зависит: от умения вашего дружить, общаться со своим ребёнком…

277. А дети бывают разные. Бывают дети, которые рождаются с очень сложным опытом, и важно будет в начальный период становления ребёнка показать ему много положительного.

278. Но это положительное не сыграет роль, которую вы хотите, то есть чтобы вашим примером каким-то добрым быстро изменить поведение ребёнка, сделать его другим. Это может не сработать.

279. Не сработать по простой причине – потому что опыт его негативный очень сильный, очень большой. И ему надо не только выйти из детства с этим опытом, но и с этим опытом пойти по жизни, встретить то, что родители в принципе дать не могут, а ему это надо.

280. За это вы будете переживать. Но это будет тот опыт, который ему нужен. Больной, тяжёлый, сложный, который принесёт расстройство, надломленность, может быть, даже какую-то, но он будет ему нужен, чтобы начать переоценку делать.

281. А делая переоценку, он начнёт вспоминать, что делали родители, потому что он начнёт в этом нуждаться. Он созреет к тому, чтобы оценить правильнее то, что ему давалось.

282. Поэтому в процессе созревания в детстве он может ругать родителей, не признавать, презрение выражать. Но пройдут годы, и, если вы правильно ведёте себя, не обижаетесь на него, не гоните, он просто извинится перед вами, скажет: «Как было хорошо, что вы всё-таки это делали». Потому что ему это стало полезно, он вспомнил. Он будет благодарен, он всё поймёт.

283. Но это надо годы. А картина, конечно, эта вся такая горькая. Вам будет трудно, но это надо пройти.

284. Поэтому тут надо вам правильно понимать свои цели. Изменить человека, если он сам не сделает правильных усилий, нельзя. В лучшую сторону его не изменить. Поэтому ваша задача – просто терпеливо создавать то положительное, что вы в силах создавать, что вообще от вас возможно.

285. Но чем взрослее он будет, тем полнее будет ответственность ложиться на его плечи. И только от него дальше будет зависеть, какую сторону он изберёт. Но память о ваших примерах у него будет.

286. Но если вы будете навязывать то, что считаете положительным, вы можете даже ещё испортить. То есть у него это может вызвать отвращение к тому, что вы показываете как хорошее. Хорошее не навязывают, хорошее предлагают скромно, по-простому.

287. Если человек не созрел, он не возьмёт, созрел – он мгновенно оценит эту ситуацию и начнёт к ней внимательней относиться. Но если не созрел, не торопитесь ему навязать. Ему надо пройти то, что пока ценнее для него, для его формирования».

288. «Нормально ли для верующего человека стремление заниматься дикими животными? Имеется в виду не цирк, не зоопарк, а выращивание и возвращение в природу исчезающих видов зверей, например тигров. Или человек должен думать только о служении людям?»

289. «Такое возможно. Главное, чтобы за этим не скрыться от жизни.

290. Порой нередко можно услышать такие суждения, что с животными легче общаться, чем с человеком. И многие могут иметь склонность спрятаться от людей, увлекаясь миром животных, потому что в этом мире они могут увидеть, что они нужны, что животные в них как будто бы нуждаются. То есть они будут чувствовать какую-то свою ценность, которую среди людей найти не могут. Вот если это попытка спрятаться от мира людей, то это неправильно.

291. Но если это побочно: вы решаете проблемы жизни с людьми, учитесь правильно к этому относиться и ещё вдобавок ухаживаете, выращиваете, возвращаете (как то, что было упомянуто в вопросе), – пожалуйста, нормально».