Повествование от Вадима

Часть 19

Глава 22

Шестое сентября. Долина папоротников. Воскресная встреча с Учителем после слияния.

2. «Можно ли воспользоваться утерянным сотовым телефоном, чтобы найти его хозяина? Или правильней будет не нажимать кнопки, а просто спрашивать, кто потерял?»

3. «В смысле – самому пользоваться телефоном потерянным? Или как использовать?»

4. «Нет. Войти в его меню, кому-нибудь позвонить и определить, чей это телефон, пусть тот человек скажет».

5. «Так можно».

6. «Учитель, здравствуй! Есть от Тебя закон, что всё лучшее и хорошее – мужчинам, а остатки – уже женщинам? Просто мне такое проговорили».

7. «А как же Бог одинаково светит Солнцем всем, дождю позволяет проливаться на всех одинаково? Как может быть тогда то, что ты спрашиваешь?»

8. «Я тоже не знаю, как это может быть. Но мне на Горе так сказали, что в быту особенно, в заботе, в питании, в первую очередь лучшее отдаётся мужчинам. Потому что мы им служим, видимо».

9. «Тогда уж ты поточнее говори ситуацию. Тебе сестра подсказывает: «Отдай лучшее мужчинам», а ты сомневаешься, не взять ли себе лучшее, чего это им отдавать, и ты спрашиваешь у Меня тогда таким вот способом. Либо можно завуалированно: «Есть ли такой закон?»

10. Так вот что именно ты спрашиваешь? Для какой ситуации? Если тебе сестра подсказывает, ну и следуй смело. Или ты про закон спрашиваешь всё-таки?»

11. «Я всё-таки про закон».

12. «А почему ты спрашиваешь? В связи с чем? Что тебя смутило?»

13. «Была ситуация».

14. «Вот, вот, давай».

15. «Говорить ситуацию, да?»

16. «Конечно, конечно».

17. «В доме была еда: попроще и получше».

18. «Так».

19. «И я думала, что мы и то, и то разделим на всех».

20. «В доме каком? Где есть хозяйка?»

21. «Да, где есть хозяйка. Я была входящая».

22. «Ага. И хозяйка сказала тебе что?»

23. «Она сказала, что то, что получше, оставим мужчинам, а попроще – нам с ней».

24. «И тогда зачем ты спрашиваешь? Вот Я поэтому тебе предварительно-то и дал наводку».

25. «Но она сказала, что вообще есть такой закон».

26. «Можешь не спрашивать про закон. Остановись на первом, что Я уже тебе подсказал вначале. Если тебе сестра сказала: «Отдай лучшее мужчинам» – замечательно. Ну, отдай, порадуйся. Не надо тебе спрашивать о законе в этом случае.

27. Ты, получается, спрашиваешь от лица того, кому якобы законом предписано отдавать лучшее другим. А зачем спрашивать в этом случае, закон есть такой или нет? Ведь на самом деле верующий всегда стремится лучшее отдать другим».

28. «Я спрашиваю для того, чтобы знать, как мне себя вести».

29. «То есть надо ли тебе подняться, руки в боки, сказать: “А такого закона нет! Давай делить всё хорошее пополам!”?»

30. «Нет, не им говорить, а когда я в доме, например…»

31. «Надо ли тебе отдать лучшее другим – мужчинам?»

32. «Есть мужчины и женщины, и я считаю, что отдавать надо и тем, и другим, независимо от пола».

33. «Если ты хозяйка, да?»

34. «Да».

35. «И ты думаешь: как распределить? Ну, нормально, распределила поровну – и замечательно, и ладно».

36. «Или поровну, или более нуждающемуся. Вот я и спрашиваю: если я как хозяйка буду, от меня это зависеть будет, то я должна руководствоваться тем, что в первую очередь – мужчинам, а женщине – уже что останется?»

37. «По нужде смотришь, по нужде, если такая есть явная неодинаковость проявляющихся нужд у тех, кто пришёл в твой дом. Если они одинаково нуждаются, тогда равно можешь распределить».

38. «А если мне подсказывают, чтобы я отдала…»

39. «В каком случае? Когда ты хозяйка или когда ты входишь?»

40. «Когда вхожу».

41. «Смело отдаёшь и никаким намёком не напоминаешь, что надо делить поровну».

42. «А если я вижу нужду другой женщины, тоже находящейся там, где я не хозяйка, а мне говорят: «Отдай лучшее мужчинам. Такой закон», то в этом случае то, что у меня возмущается внутри, – это неправильно, так?»

43. «Да, неправильно».

44. «А то, что я начинаю думать, что нас воспринимают как второй сорт, – это тоже неправильно?»

45. «Тем ещё хуже для тебя».

46. «А как тогда мне создать правильный образ, когда мне говорят, что впереди мужчина?»

47. «Ну и пусть будет впереди. И что? Какой правильный образ? Тебе говорят: «Впереди мужчина». Ну и что? Ну и пускай впереди. А плохого-то что в этом?»

48. «То, что для женщины хуже…»

49. «А почему хуже? Почему идти вторым – это хуже?»

50. «Но если произнесли: «Лучшее и хорошее – мужчинам», значит, женщинам остаётся худшее».

51. «Ну и ладно. Но ты же с удовольствием даёшь лучшее другим.

52. Это комплексы, говорят сейчас комплексы прежде. Не надо пугаться таких явлений.

53. Если кого-то лучшим, чем ты, обозначают вокруг тебя из ближних – ну и замечательно! Торжествуй, радуйся: есть замечательные люди! Сказали: «Мужчинам надо всё самое лучшее отдать» – да прекрасно! Отдавай всё лучшее.

54. Не пугайся отдавать, тогда это и к тебе придёт. А будешь мерить – ну тогда, какой мерой меряешь, такой и тебе отмерится. Хочешь лучшее – отдавай лучшее. Не пугайся. Всё придёт».

55. «Можно я ещё уточню? Я просто не понимаю. Я же равно должна любить и мужчин, и женщин, и братьев, и сестёр, так?»

56. «Любая попытка ваша найти справедливость какую-то, какие-то законы, которые должны помочь вам точно всем отмерить, – это недостаток ваш говорит.

57. Духовность ваша определяется вашим стремлением всё отдать. А дальше вы уже должны подумать, не подставите ли подножку порой кому-то, если вы просто отдадите ему что-то очень ценное, важное, за которое вы пока имеете ответственность.

58. Вот тут вы должны думать, потому что такие подарки порой могут действительно навредить. Но это уже отдельная будет тема, не такой ракурс вопроса, который затрагиваешь ты.

59. Поэтому тебе прежде надо исходить из того, что если кому-то отдавать, да лучшее и отдавай. Предлагают тебе второй, десятой идти, плестись в конце – плетись. Замечательно. Значит, твоё место там, и ничего плохого нет в этом.

60. Будешь идти самой последней у всего рода человеческого – тоже ничего плохого нет. Ты же с этими людьми идёшь, кто-то всё равно в конце будет идти.

61. Или, ты думаешь, надо идти всем фронтальным таким строем вперёд: все так выстроены, только в линию, не один за другим, а все рядом, и так строем движутся? Нет, так пока двигаться сложно. Пока, можно даже сказать, невозможно для вас.

62. Поэтому вы идёте один впереди, другой сзади, кто-то ещё дальше отстаёт. И так вы растягиваетесь порой чередой длинной. Ну и что, что кто-то в конце! Ну и что, что кто-то первый идёт и съел что-то самое вкусное! Ну и замечательно! Ну, пришла последняя, подобрала огрызок, посмаковала – и вперёд, дальше с радостью. Не завидуй.

63. Не смотрите так, со страхом, вперёд, потому что вы начинаете соревноваться тогда. Не удаётся обогнать физически – вы начинаете психически стараться обгонять.

64. А обгонять психически – это прежде унижать другого, чтоб самому себе казаться лучше. И начинается глупость, величайшая глупость веков – вот это соревнование, где надо выжить (значит, надо быть лучше, надо успевать во всём, иначе голодным останешься).

65. Если будешь отдавать, не останешься голодным; если будешь гнаться, не догонишь. Это простая истина. Будешь стяжать, стараться накопить – потеряешь».

66. «Но дело даже не в том, что в материальном плане что-то кому-то достаётся лучше, а то, что я униженно себя чувствую».

67. «В духовном, да? В духовном дело? Но если не в материальном, значит, в духовном?»

68. «Скажем так, психологически я чувствую унижение от того, что…»

69. «…лучшее надо другим отдать, а тебе предлагают взять похуже, да?»

70. «Нет. Именно потому, что я женщина, что мне говорится: «Потому что ты женщина, бери хуже». Если бы просто сказали: «Отдай, ему надо лучше»…»

71. «Ну, возьми хуже, потому что ты женщина, а значит, может быть, сильнее. Но сложнее дают тому, кто сильнее. Чего ты волнуешься? Это смотря как посмотришь на всё происходящее.

72. А не помнишь такую древнюю притчу о том, что, когда приходите в гости, не стремитесь занять места повыше, ближе к хозяину, чтоб потом не оказаться в неудобном положении, если хозяин вас попросит пересесть пониже, уступив место другому гостю?

73. Лучше займите самое последнее место, и тогда будет больше чести для вас. Потому что хозяин, увидев, что вы недостойно занимаете самое низкое место, попросит вас пересесть выше. Это больше чести будет, чем наоборот.

74. Так и здесь. Не торопись занять что-то большое и не бойся занять что-то меньшее».

75. «Учитель, у нас с супругой бывают разногласия по поводу сына. Я, например, предлагаю ему посмотреть приключенческий фильм «Индиана Джонс», а супруга видит там какие-то нехорошие сцены и говорит: «Я не хочу, чтобы он смотрел». Но его всё равно тянет такие фильмы смотреть. И чтобы заменить более ужасные, на мой взгляд, фильмы на менее жестокие, я ему предлагаю вот такие фильмы смотреть. Жена всё равно против. Как мне поступить в такой ситуации?»

76. «У жены вопрос есть?»

77. «У жены нет».

78. «Только у тебя вопрос, да?»

79. «Да. Как мне поступать? Я бы не хотел обходить запрет жены и потом, когда она уходит, ставить ребёнку диск».

80. «У вас должно быть единое какое-то понимание с женой, и тебе лучше за неё не спрашивать. Если она не спрашивает, может быть, она и не желает спросить. У неё есть если твёрдая такая убеждённость, ну что ж, пускай у неё будет эта твёрдая убеждённость.

81. Тут нельзя будет так сказать: пойди и скажи: «Да можно, ничего, пускай смотрит» или «Нельзя». Нельзя Мне в этом случае ничего сказать однозначное.

82. Но вы во всём должны учиться, в таких обстоятельствах, видеть меру. Там, где нельзя категорично сказать «да» или «нет», требуется определять меру. А мера, как правило, большей частью призвана определяться уже вашим накапливающимся опытом».

83. «Чувственным миром?»

84. «Вами, да. Вы должны уже начинать чувствовать границы, потому что это подвижная часть, которую нельзя однозначно застолбить и сказать: всё, дальше нельзя за эту границу зайти. Это слишком колеблющееся, слишком подвижное понятие – «мера».

85. И вы, каждый, будете по-разному её чувствовать, и каждый должен по-разному к этому прикоснуться. Нельзя заставить одинаково вас к этому прикоснуться. Вы все разные, вы все можете по-разному почувствовать. И значит, допустимы разные варианты решений в зависимости от того, кто как из вас сможет это почувствовать.

86. Это, опять же, тот жизненный опыт, который нужно, только проходя его, постепенно обретать. Нужный опыт, мудрость. Но только проходя личными шагами. Это то, где нельзя дать вам мудрость, не позволив вам пройти эти этапы пути. Их надо проходить».

87. «Понятно. Пока на чувственном уровне оно не зафиксируется».

88. «Поэтому пробуйте, проходите. Здесь трудно вам будет избежать каких-то жизненных обстоятельств, трудно создать условия, где, если что-то вы хотите запретить ребёнку, тем самым вы как будто бы можете окончательно не позволить ребёнку с этим сталкиваться».

89. «Да, мы в деревне живём, он всё равно где-то посмотрит ещё более ужасное».

90. «Конечно, конечно».

91. «Я, например, купил сыну «Звёздные войны», и он смотрит, удовольствие получает. Но он не смотрит ничего более ужасного. По крайней мере, мне он об этом ничего не рассказывает. Если он что-то посмотрит, то обычно приходит и рассказывает: «Я там такое видел! Там этому отрубили голову…» А так я ему заменил. Этот фильм как сказка, там особо ничего такого нет. Там всё больше с роботами…»

92. «Убивают, но немножко по-другому, да?»

93. «Да, там как-то с роботами больше. Ему это нравится».

94. «Вообще, в кинопродукции, которой вы пользуетесь и которая создаётся в обществе, трудно ставить какие-то границы. Потому что если уж быть очень строгим, то там вообще ничего нельзя смотреть».

95. «Даже про «Винни Пуха», наверное, да?»

96. «А там тоже есть злобные некоторые нюансы. И жадность проявляется там у Винни Пуха. А чего ж учить ребёнка жадности? Он потом бегает и уже начинает говорить крылатые фразы: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро». А как можно сказать, что это культурно? Да нет, культурного тут нет ничего.

97. Поэтому, видишь, если мы сейчас коснёмся всех сказок, и строго так, то надо всё вообще запретить», – улыбнулся Учитель.

98. «Ну да».

99. «А так как строго здесь нельзя запретить, это невозможно будет перекрыть, то дальше Я буду затрудняться ставить какие-то вам границы, потому что если всё нельзя, по большому счёту, то уже ставить границы дальше становится очень сложно».