Повествование от Вадима

Часть 19

Глава 17

Шестнадцатого августа на литургии и на слиянии в Обители Рассвета присутствовала, кроме съёмочной группы британского канала «Channel-4», и большая съёмочная группа американского телеканала «National Geographic».

2. Представляли этот канал четверо мужчин из Англии и переводчица из Москвы Мария. Их задачей было снять фильм об общине и Учителе.

3. Для фильма нужен был герой-европеец, оставивший благополучную жизнь в родной стране и избравший местом своего жительства сибирскую общину. И они выбрали таковым Зигфрида из Германии, живущего в деревне Гуляевка уже более семи лет.

4. Зигфрид согласился помочь своим участием создателям фильма и позволил телевизионным журналистам снять себя в те мгновения, когда будет задавать вопрос Учителю.

5. И была в этот тёплый летний день большая по числу пришедших встреча с Учителем после слияния, которая строилась, как всегда, на вопросах верующих.

6. «Правильно ли говорить: «Господи, на всё воля Твоя! Как Тебе надо, так пусть и будет. Если Ты решил меня забрать, то я готова»? Или же просить исцеления? Или что делать?»

7. «Желать людям здоровья».

8. «Понятно, спасибо», – улыбаясь сказала женщина.

9. «Не надо так беспокоиться-то. Нельзя будет придумать какие-то слова, которые тут же снимут у тебя страх, если ты проговоришь эти фразы. У каждого из вас разная степень привязанности к жизни, разная степень страхов, и это по-разному может сказываться. Поэтому тут искать возможность, какими фразами, обращениями к Богу можно тут же избавиться от страха, неверно».

10. «А от боли?»

11. «От боли? А зачем? Всякая боль, которую приходится вам претерпевать и которую вы не в состоянии убрать у себя, вам нужна.

12. Пока это болит и вы в этот момент правильно воспринимаете реальность окружающую, перестаёте беспокоиться о себе усилием воли и начинаете выражать беспокойство об окружающих (вот эта победа очень важна над собой), тем лучше у вас происходит процесс очень активного очищения вашего опыта, который вы уже приобрели.

13. Боль помогает очистить вам себя. Это как сунули пальчик в огонь – больно будет. Но мы здесь о другом огне говорим, который способен зажечься у вас внутри от переживаний о чём-то. И когда мы говорим об очистительном огне, это прежде всего мы подразумеваем огонь, который загорается в вашем эгоизме.

14. То есть вас начинает что-то зажигать внутри, вы начинаете пугаться. Ваш внутренний испуг и, соответственно, связанное с ним волнение подталкивают вас к каким-то действиям, характерным действиям, которые призваны удовлетворить именно этот страх. То есть он характерный позыв даёт вам.

15. И вот тут уже дальше самое главное – это ваш выбор: куда вы шагнёте. Помыслы, которые будет рождать ваш страх, который характерен для того, что у вас внутри есть как слабость, – они будут для вас, конечно же, желанными. Они будут желанны, потому что они рождены вашим естеством. Это не придумано, не взято со стороны, это ваше.

16. Вы начинаете переживать. И, соответственно, все желания, которые будут в этом случае рождаться, – это желания ваши, вы желаете этого. И вот тут нужна сила воли.

17. Чем и характеризуется устремлённый постигать духовное: прилагает свою силу воли к тому, чтобы заставить себя делать то, что не хочется сделать, но надо сделать, потому что соответствует закону Бога. Нужно ваше усилие. Вот эта работа и требуется.

18. И поэтому всё, что ты сейчас проговариваешь, прежде всего показывает то естественное, что у тебя рождается: тебе хочется избавиться от боли, хочется избавиться от страха. Но ты начинаешь беспокоиться о себе. Переключи себя на беспокойство о тех, кто вокруг. Вот эта работа будет важна.

19. Это не значит, что страх сразу уйдёт. Но над этим надо работать. Конечно же, благоприятней работа становится тогда, когда чаще возникает какой-то характерный соблазн, над которым надо работать.

20. Но не всякий соблазн можно повторить часто. Порою возникает у вас тот или иной соблазн достаточно редко, и, если вы им правильно не воспользуетесь, чтобы поработать над собой, вы эту область, которая у вас измазалась однажды в вашей душе, не вытрете, вы не вычистите её. Поэтому нельзя пренебрежительно как-то не обращать внимания на то, что является на вашем пути в качестве испытания.

21. А испытание – это то, что приносит вам боль. И в вас загорается характерное волнение, которое толкает вас к обиде – на кого-нибудь сразу обидеться, выразить недовольство.

22. А недовольство часто связано с выраженным уже предварительно требованием, которое вы установили. И так как требование не реализуется, вы недовольны.

23. Недовольство способно ещё дальше повести – уже к обиде, к озлобленности, к какому-то негативному выражению ваших нехороших чувств в отношении кого-то из ближних. И начинается череда негативных ваших действий. И вы, как разбойники, начинаете… назвавшись верующими, вы поступаете, как “редиски”».

24. «В тот момент, когда у меня боль или слабость возникает, у меня идёт недовольство тем, что я мало делаю, мало что могу сделать физически».

25. «В этот момент? А значит, это и не требуется. Ты же не можешь это сделать».

26. «Почему же у меня идёт сильное переживание по поводу того, что я мало делаю, как будто надо больше?»

27. «Ты можешь не задаваться вопросом «почему». Это неизбежно связано с каким-то характерным слабым состоянием в какой-то области твоего внутреннего мира. Вы не особо туда пробуйте заглянуть, это на самом деле не так и требуется.

28. Потому что порой вы попадаете в иллюзию – вам кажется: вы узнали, откуда это идёт, и теперь всё просто, можно с этим справиться. Нет. Можно, даже и не заглянув туда, откуда идёт, уже правильно приложить правильные усилия и сделать нужное, что вам требуется.

29. Поэтому, если это уже связано с какой-то слабостью, давайте смотреть. Вот у вас возникла ситуация горящая какая-то, и вам надо как-то правильно повести себя: возникает недовольство – тебе его надо перешагнуть, не поддаться недовольству. Вот главное-то зерно у тебя сейчас в этих действиях на сегодняшний день».

30. «Получается, у меня недовольство собой возникает, что я мало делаю».

31. «Ты сразу посмотри логично: ты можешь сделать больше?»

32. «Не могу».

33. «Значит, с тебя и не спрашивается.

34. Ты лучше присмотрись в тот момент особенно, когда ты действительно что-то могла бы сделать, но говоришь: «Да нет, у меня болит, лучше я передохну». А чувствуешь, что могла бы, есть ещё силы.

35. И вот этот момент будет, конечно, только в угоду твоей слабости использован, если ты так поступишь и приляжешь, вместо того чтобы что-то действительно важное сделать, так как у тебя силы ещё пока на это есть.

36. Но если ты не можешь, это себе нужно просто обозначить, это с тебя и не спрашивается».

37. «У меня недавно была такая ситуация, что было непонятно, могу я что-то делать или не могу, но я пошла делать. Я делала, делала, а потом мне совсем плохо стало. Я подумала, что не надо было делать, надо было переждать».

38. «Когда ты что-то начинаешь делать после того, когда принимаешь аналогичное решение (ситуацию учитывая, которую ты обозначаешь), дальше ты опять же прислушиваешься к себе. Ты можешь и ошибиться, может показаться, что у тебя силы есть.

39. Ведь многие из вас (даже, может быть, не многие, но некоторые хотя бы) такие рьяные в своём позыве, ревностном проявлении в отношении веры своей, что, даже не имея сил, могут рвануться делать что-то. И, сделав первые шаги в этом направлении, они быстро начнут чувствовать, что сил-то у них как раз нет: ноги подгибаются и они вот-вот готовы упасть. То есть можно и ошибиться в этом отношении.

40. Но, так начиная делать шаги, слушай опять же себя. И если ты, делая шаги, считая, что у тебя силы есть, тут же начинаешь ощущать, что, оказывается, их нет, всего лишь на один шаг ещё удалось силы потратить и их не осталось, – ну что ж, остановись. Остановись, отдохни».

41. «Получается, что если я боюсь остановиться, то я не доверяю окружающим людям?»

42. «Ты вот дальше и спроси: а чего ты боишься? чего именно ты боишься? Просто лишь спроси саму себя. Боишься действительно не доделать что-то важное или боишься, что ближние скажут, что ты лентяйка?»

43. «Да».

44. «Ну, и серьёзно ли на это обращать внимание?»

45. «Понятно, спасибо».

46. «Здравствуйте, Учитель! Хотел задать Вам вопрос: как определить своё предназначение в жизни? И обязательно ли его исполнять на этих землях? Или можно в миру?»

47. «Смотря какое предназначение. Если ты ощутил предназначение летать на самолёте, то тут не обязательно это делать: тут разогнаться негде, можно разбиться».

48. «Нет, но узнать, зачем родился человек на свет… Ведь каждый человек несёт какую-то определённую миссию».

49. «Верно. Каждый несёт определённую миссию в меру своего понимания того, что он видит вокруг.

50. Поэтому, если кто-то никак не может понять, что ему надо перестать употреблять спиртные напитки, и считает, что это нормально для русского человека – всегда выпить (вот казаки этим хорошо увлекаются, такая гвардия серьёзная… но у них и предначертание, значит, такое – ходить пьяными по улице и создавать определённые условия), можно сказать: да, у него на сегодняшний день такое предначертание. И оно не случайно, оно тоже играет свою роль.

51. Но всё это в целом нельзя вам раскрыть: что для чего и какую роль играет на самом деле. Это и не нужно. Это очень сложный механизм, в который лучше человеческой голове не погружаться, чтобы она осталась на плечах.

52. Поэтому каждый должен просто посмотреть искренне на то, что он сегодня считает наиболее правильным. Ведь всё, с чем ты соприкасаешься, подталкивает тебя к каким-то выводам. Может быть, напоминает о чём-то старом, хорошо известном, а может быть, и к чему-то новому, что тебя может затронуть, откроет глаза. Попробуй сделать это новое, если оно увлекло тебя.

53. И вот так нужно двигаться – естественно, осмысливая то, с чем ты соприкасаешься, и постараться сделать искренний вывод, тот, который тебе наиболее близок, твоему сердцу. Это и есть то, что на сегодня тебе требуется сделать.

54. Поэтому погоня за чем-то особенным, очень значительным – это ложная погоня. Это только больше суеты создаёт и ни к чему не приводит».

55. «Учитель, правильно ли я понимаю, что любовь во всех её качествах является необусловленным чувством, а если начинается сравнение, то теряется необусловленность и любовь уходит? Или это сравнение связано с периодом поиска в жизни?»

56. «Сложный вопрос ты задаёшь. Лучше попроще спроси. Что ты не знаешь, как правильно сделать? Что именно? Не надо таких философских рассуждений. Это что у вас за игра такая – поумничать?

57. Если сомневаешься, любишь ты или нет, так ты попроще что-то спроси. И вообще, надо ли тебе будет в этом разбираться? Не так сложно подходите к жизни. А то мы сейчас тут можем, конечно, этот вопрос тронуть, но он бестолковый на самом деле, им на практике трудно будет воспользоваться.

58. А вам нужно то, что сегодня позволит вам лучше увидеть следующий шаг, его ведь надо правильно сделать. Ведь от того, как сделается следующий ваш шаг, который сейчас требуется, а не когда-то потом, – от этого зависит уже, что будет потом. А вы, не делая ещё шаг сегодняшний, уже заглядываете, а как завтра, а как послезавтра, а через месяц как поступить. Так нельзя смотреть в жизни.

59. Всё, что через месяц, всё, что завтра будет, зависит от того, как вы сейчас шаг сделаете. Сразу начинает будущее меняться от того, как именно вы делаете сегодняшний шаг.

60. То есть у вас есть сегодняшняя какая-то проблема, сегодня нужно сделать какой-то конкретный шаг, и вы засмущались, не знаете, как правильно его сделать, – вот это то, на что нужно обратить особое внимание, и учиться нужно его делать правильно».

61. «Учитель, как правильно работать над собой, чтобы привести в какое-то равновесие своё сознание и свои чувства? Я сейчас должна буду уезжать обратно в мир. Я понимаю, что Воля Бога такова, что мне нужно совершать какие-то шаги, как-то правильно поступать, но в последние две недели у меня внутри такая тоска, с которой мне очень трудно бороться. Я с большим трудом выхожу из этого состояния, чтобы радоваться тем дням, которые хотя бы ещё осталось здесь пожить».

62. «Непонятно, что ты подразумеваешь под словом «равновесие». Перестать переживать или что? Испытывать постоянную радость во всём? Про какое равновесие ты говоришь? Что именно тебе хочется? Поточнее попробуй обозначить. Перестать испытывать скуку или перестать испытывать вот это переживание, которое ты обозначаешь?»

63. «Просто когда понимаешь, что Воля Бога мне сейчас уехать…»

64. «А может быть, и не Воля Бога? Ведь вы выбирать имеете возможность. Воля Бога – чтоб вы пробовали самостоятельно выбрать, постарались самостоятельно думать и самостоятельно выбирать, а не так, как вам скажут другие. Если ты самостоятельно выбираешь, это уже, конечно, ближе к тому, что ты обозначаешь как Волю Бога.

65. Но есть и соблазн, то есть есть и праведный какой-то путь и есть путь соблазна. Они движутся бок о бок рядом всегда. Одно отвергнешь – сразу обретёшь другое».

66. «Мне нужно уехать, потому что у меня есть дети, у детей там остался отец, они его очень любят. А у меня всё внутри сопротивляется, потому что моей душе здесь слишком хорошо и не хочется это всё терять. Кажется, что если я уеду…»

67. «Если ты видишь, что там нужно решить какие-то задачи, недорешённые тобой, и что именно тебе их надо до конца решить, то, конечно, надо решать.

68. Но тогда что ты дальше хочешь спросить? Как уехать с таким же благостным настроением, с каким ты была здесь? Это невозможно, потому что благостное настроение, о котором ты говоришь, у вас прежде приобретается благодаря окружению людей, которые тоже стремятся к такому состоянию благоприятному, стремятся вести свою жизнь благодатно. Вот тогда начинает создаваться и соответствующая атмосфера благодатная.

69. Но если ты поедешь в условия, где мало кто заботится о благодатной атмосфере духовной, конечно, там будут другие ощущения (тяжести, переживания)».

70. «У меня, наверное, какой-то внутренний страх потерять эту радость и благость в душе, которая у меня появилась здесь».

71. «Если она уйдёт в момент трудный, это нормально.

72. Вы не можете всегда испытывать благостное настроение. Для этого вам надо чувственно отрешиться от мира и только сосредоточиться на чём-то священном, но ничего не видеть из того, что происходит в мире, и если видеть, то пустым взором, а чувственно отрешиться. Тогда да, ты можешь сохранить в себе благостное настроение.

73. Ты смотришь, как кто-то упал, разбил себе что-то; ты улыбаешься, пусто смотришь – прошла мимо. У тебя бла-а-гостное настроение, тебе так хорошо! – поплыла дальше…

74. Но тебе так не нужно. Это не твоё. И не ваше, сюда пришедших за тем, что вы слышите. Это не ваше.

75. Когда вы попадаете в поле каких-то серьёзных переживаний, вы видите какие-то потери, где надо поучаствовать, и вы чувственно с этим обстоятельством близки, то вы тоже это будете переживать, болезнь эту, боль какую-то. Но в этот момент нельзя одновременно испытывать и боль, и благость. Это будут разные состояния.

76. Поэтому, если тебе придётся погрузиться в какую-то боль, переживания, надо просто лишь в этот момент быть внимательней к тому, что ты стремишься сделать, как ты стремишься мыслить, что ты стараешься сказать. Вот ко всему этому надо быть очень внимательным.

77. Потому что сама боль, сложная атмосфера какая-то психологическая подтолкнёт к чему-то, тебе характерному. У тебя проявятся какие-то желания, естественные для тебя, и они могут оказаться неправильными.

78. Вот тут надо присмотреться, что именно ты в тот или иной момент захотела сделать, допустимо ли для верующего это. Для человека, устремлённого к чему-то очень красивому, хорошему, нормально ли сделать вот такой шаг, который ты вроде бы стремишься сделать, так как боль тебя подталкивает это сделать.

79. Если увидишь нормальным, оценишь это как нормальное, ну что ж, сделай. Оценишь потом последствия, наберёшься мудрости. Почувствуешь, что ненормальное, то, как бы тебя ни толкало это сделать, остановись и не сделай этого.

80. Вот это и есть путь, когда ты потихонечку, шаг за шагом, начинаешь приводить себя в порядок. Но это долгая дорога, в порядок приводить надо будет всю жизнь себя».

81. «Здравствуй, Учитель! У меня такой вопрос: если есть какой-то объём работы и эту работу можно или быстро выполнить, не следя за своим состоянием, или сделать, допустим, на треть меньше, но следить за своим состоянием и стараться делать работу в благости, то что выбрать?»

82. «Смотря для чего ты что-то делаешь. Если надо успеть к какому-то сроку, иначе это может просто испортиться (ты сделал на треть, а оно потом никому не нужно оказалось), можно и поторопиться. То есть смотря к чему ты делаешь, для чего.

83. Но когда вы делаете какое-то истинное произведение, в котором призваны выложить все свои ценности благостные, до которых вы на сегодняшний день созрели, то, конечно, это надо делать в хорошем настроении, не торопясь, не суетясь, именно внимательно и с радостью делать.

84. И сколько это протянется… Ну, пусть сколько протянется, столько и будет. Но тогда оно по-настоящему будет ценно, истинно хорошее ваше, то, что вы действительно способны создать на сегодняшний день.

85. Но вы живёте в окружающем мире, где порою возникают пожелания какие-то к вам о помощи, где могут быть поставлены определённые сроки, в которые надо успеть что-то сделать. И там может уже оказаться, что хоть недостаточно ты вложишь своё сердце, но по крайней мере это уже послужит помощью, действительной помощью кому-то. И тут уже ничего страшного, если не удастся выдерживать нужное настроение и ты будешь торопиться сделать».

86. «А если работа несрочная и я стараюсь, насколько могу, делать работу в слиянии с Тобой? Это сложнее и дольше, но я чувствую, что это помогает мне более качественно и эффективно работать».

87. «И что за вопрос тогда в этом случае? Нормально ли так делать?»

88. «Да».

89. «Конечно нормально. Ты же сам чувствуешь это».

90. «Спасибо».

91. «У меня плохая память на лица и имена, и я часто, когда встречаю людей, попадаю в неловкие ситуации. То есть я не узнаю человека и теряюсь, думаю: то ли мне честно сказать, что я его не помню, или лучше сделать вид, что я его узнала, и потом уже в процессе разговора, может быть, вспомнить, кто это. Как тут правильней поступать?»

92. «Честно поступить, чтоб в ещё большую неловкость не попасть (в зависимости от того, что там дальше начнёт развиваться)».

93. «А можно ли вообще развить эту память, чтобы я всё-таки лучше узнавала людей?»

94. «Желательно развивать, конечно, сразу с детства. Но пробуй развивать, пробуй, ложась спать, перечислять всё, что ты за день видела, внутри вспомнить каждую деталь, всё, всё, всё».

95. «Спасибо. И, если можно, ещё один вопрос, который для меня неясен. У нас с мужем как-то зашёл разговор, что бы мы хотели каждый для себя после своей смерти».

96. «Отлично!» – улыбнулся Учитель.

97. «И я сказала, что я бы хотела, чтобы у меня не было места захоронения, а мой прах развеяли с высокого места. Это вообще нормально или не очень?»

98. «Ему придётся поступить в зависимости от того, в каких условиях он будет находиться. А то вдруг милиционер будет рядом стоять, и куда ж он там развеет?»

99. «В каком-нибудь месте, где мало народа. На утёс выйти, например».