Повествование от Вадима

Часть 17

Глава 5

Фрагменты из встреч с Учителем шестого мая после слияния.

2. «Было ли нескромной инициативой, если я третьего мая, в пятнадцатилетие со дня своего крещения, попросилась помолиться в долине папоротников? Было ли это нескромной инициативой с моей стороны (что никто так не делает, а я вот хочу)?»

3. «Ты выразила необдуманное решение, неправильно».

4. «Необдуманное?»

5. «Ты должна выбирать то, что должно разрешиться всем, а не выбирать некое исключение, которое тебя выделит среди всех».

6. «Учитель, правильно ли будет, если я захотел посмотреть какой-то фильм или передачу, не послушать хозяйку дома и включить телевизор? Но при этом он ей не мешает. А у неё аргумент такой, что это мне будет вредно».

7. «Но она запрещает тебе это сделать или просто советует?»

8. «Да, она в утвердительной форме говорит: “Не включай”».

9. «Ну и всё, этого тебе достаточно. А что ты хочешь спросить? Можно ли не послушать хозяйку и сделать по-своему?»

10. «Да, вот это».

11. «Тогда она будет права, если попросит тебя покинуть дом. Сделать-то можешь, конечно. Но если она спросит: «У меня находится постоялец и не слушает меня, если я прошу что-то. Можно мне попросить его покинуть дом?» – Я скажу: “Конечно можно”».

12. «Но просто нелогично: телевизор же ей не мешает, я внизу, а она наверху спит».

13. «Смотря какую логику ты хочешь поискать. Логика-то в другом: не насколько на самом деле вреден фильм, а в том, надо ли слушаться хозяйку, которая сама определяет атмосферу в своём доме. Это другая логика. То есть ты несколько с более мелкой стороны подошёл к вопросу. Крупнее вопрос, – улыбнулся Учитель. –

14. Послушание – ситуация, которая задаётся не тобой, в доме определён хозяин. Дом разваливается, рушится тогда, когда появляются два хозяина в одном доме, потому что у них появятся два разных решения. А так как они равновелики и противоречат друг другу, как их утвердить? Неизбежно придёт крушение.

15. Поэтому в доме должен быть один хозяин. Прав он или не прав, но для целостности дома один должен его прежде выстраивать, то есть задавать ему какую-то особенность.

16. И попадая в этот дом, насколько логично или нелогично будет решение хозяина, вы должны следовать этому решению. Либо, если видится, что хозяин предлагает что-то явно ненормальное, противозаконное, тогда просто там не надо находиться. Но если остаёшься там, это надо делать».

17. «Могу ли я допустить, чтобы девочка присутствовала на моём уроке накрашенная, если я знаю, что папа запрещает ей это?»

18. «Если она уже пришла… А как ты запретишь?

19. На уроке надо учить, если уж пришли желающие за знаниями. Тут уже не столь важно, в каком виде он пришёл. Главное, чтоб он был вменяемый и способный слышать».

20. «От родительского собрания вопрос: могут ли педагоги детского сада ставить родителям такое условие – если ребёнок приходит в садик без сменной обуви, сменной одежды и коврика для занятий, его отправляют домой?»

21. «Да домой не надо отправлять. Зачем? Если родители ему ничего не дали, что ж теперь, его наказывать?

22. Ребёнок пришёл к вам, ему, может быть, очень хочется быть с вами, чтобы что-то делать вместе. А родители просто, может быть, недосмотрели, не специально чего-то не дали. Так стоит ли наказывать ребёнка? Потому что в данном случае наказывается ребёнок. А за что? Это не от него зависело».

23. «Не будет ли потерей для души и для единства, если я на литургии не пою вместе со всеми псалмы, а только иногда пою те, которые мне нравятся, и то про себя, молча?»

24. «Непонятно. Получается, если кто-то вообще в принципе не поёт, значит, для него это потеря огромная?»

25. «На литургии вроде как все вместе поют…»

26. «Такой задачи нет, что обязаны все петь: сказано петь – значит петь!»

27. «Но тогда для чего присутствовать на литургии? Просто чтобы сливаться молча с хором?»

28. «Такое тоже немаловажно».

29. «Нормально, да?»

30. «Немаловажно, да. Ты ещё не затрагиваешь другую тему: а почему ты это не делаешь?»

31. «Но вот я сейчас затрону».

32. «Вот. Потому что там прежде начинается потеря для души, а не в том, звучит у тебя что-то в голосовых связках или нет».

33. «Надо ли мне менять такое отношение к этим псалмам? У меня разговор с Богом – это интимный вопрос такой, сокровенный».

34. «Это не молитва. Псалмы – это не молитва».

35. «Для меня, для моего чувственного мира – это слишком много слов в отношении Бога. Просто молча для меня как-то ближе. Несколько слов только сказать, и всё».

36. «Умение творить красивое – это одна из очень важных черт человека, которыми наделён он от Бога. Умение творить красивое, умение творчески подходить к такому созиданию – это поэзия человека. Это дар Божий – чтоб именно человек умел воспевать всё Божье красиво, удивительно, неповторимо.

37. И звучание песен к этому относится, а не молчание. Иначе молчать надо во всём, чтобы лучше воспеть. Ничего не говорить, а можно просто молчать, не петь песни… Дальше можно спросить: а стоит ли рисовать (столько суеты, краски готовить), когда молча можно выразить столько любви?»

38. «Тогда правильно ли я понимаю, что для меня полезнее думать, что я просто не разбираюсь, раз не считаю, что это красиво, и мне нужно просто заставлять себя петь?»

39. «Что не считаешь красивым? Как люди поют?»

40. «Тексты всех псалмов. Только некоторые для меня красивы. Может, мне полезнее считать, что они все красивые, а это просто я не понимаю?»

41. «Лучше не задаваться идеей – красивые или некрасивые. Ты совместно с другими выражаешь свою радость, пробуешь выразить радость, может быть, неумелыми словами, но ты пробуешь выразить радость Богу, славить Его, а не искать, совершенны или не совершенны слова, насколько они лично тебя должны удовлетворить.

42. А почему тебя? Может, действительно твой взгляд на это обстоятельство слишком примитивный и ты просто ещё не доросла до этого? Это вполне может быть».

43. «И тогда для меня лучше заставлять себя петь, да?»

44. «С позиций малости именно так лучше оценить себя. Было бы благоприятней пробовать петь. То есть Я не увидел сейчас в твоих пояснениях мотивов, которые могли бы оправдать твоё нежелание петь. В приведённых тобой обстоятельствах можно посоветовать только: лучше петь».

45. «Правильно ли я поступил в следующей ситуации? У меня возникли природные чувства к девушке, и, когда мы с ней ходили, гуляли, общались, я произнёс фразу: «У меня возникли к тебе очень хорошие, светлые чувства, и мне захотелось доверить тебе свою жизнь». Когда я с братьями делился, мне сказали, что так неправильно говорить».

46. «Ещё раз. Что именно неправильно говорить?»

47. «Ну, я как бы признался в любви девушке, получается. Неправильно делать так мужчине?»

48. «Признаваться в любви?»

49. «Да».

50. «Запрета такого нет».

51. «Нормально, да, получается?»

52. «Но запрета нет такого. То есть пока мы смотрим принципиальную сторону: есть ли запрет для мужчины признаваться первым в своих чувствах? Запрета такого нет».

53. «А благоприятно ли это для мужчины?»

54. «Смотря что за условия, в каких ситуациях он находится, какие чувства он испытывает. Может быть, он просто по-другому и не может? Ну, раз не может – так не может, пожалуйста».

55. «А если может, то как тогда? Благоприятно ли?»

56. «Хорошо бы мужчину как мужчину спросить, почему он решил сделать это первым. Потому что мужчина, как правило, часто делает именно рациональный шаг, он взвешивает.

57. Женщина может больше чувственно сделать, меньше задумываться над тем, что она делает. Она может потом на эту тему подумать. Но для мужчины характерно сначала подумать, потом сделать.

58. Поэтому тут уже всё зависит от того, какого склада ты сам: больше женского или мужского. Ты сначала делаешь, потом думаешь или сначала готов подумать, потом сделать?

59. Если сначала подумать и сделать, тогда Я могу задать логичный вопрос: «Почему именно в данном случае ты решил первым это сделать?» Тут, значит, была какая-то твоя мысль».

60. «Прежде чем делать такой шаг, я думал, правильно или нет. Но кроме того, что у меня было такое ощущение, желание, я ничего не нашёл. И чисто разумно, логически я не нашёл себе объяснения, поэтому я и спрашиваю».

61. «Только одно желание, а никаких мыслей так и не нашёл?»

62. «Наверное, я просто был в таком состоянии…»

63. «Чисто в женском состоянии больше пребывал, да?» – улыбнулся Учитель.

64. «Наверное, так получается».

65. «А теперь, сделав, ты хочешь спросить? Ну, сделал так сделал. Теперь уже нет смысла, ты же второй раз не будешь уже решать эту задачу в этом случае. Или ты уже будешь подразумевать следующий случай?»

66. «А я же не знаю. Всякое бывает».

67. «Но тогда лучше переспроси Меня в следующий раз, прежде чем сделать: “А правильно ли мне так решить?”»

68. «А сейчас спросить?»

69. «Но ты уже сделал. В другой раз у тебя, может быть, совсем по-другому всё развернётся, и ты другие ощущения испытаешь, мысли другие появятся, какая-то ситуация специфическая развернётся. Там могут быть совсем другие условия. Чтобы ты по инерции не сделал одно и то же. Или решение, которое Я дал тебе для этой ситуации, ты применишь в другом случае, уже не задумываясь, а там надо было по-другому поступить на самом деле».

70. «После этого признания я узнал, что она дружит с братом».

71. «Ну, чего же так поторопился? Видишь, даже не выяснил ничего про неё».

72. «Пробовал выяснять».

73. «А вдруг она замужем даже (вдобавок ещё узнал неожиданно)?»

74. «Я узнавал. Вроде никого не было».

75. «У того, кто рядом стоял, переспросил? “Вроде, – он сказал, – никого не было”», – улыбнулся Учитель.

76. «Да нет, у её подруги спросил».

77. «Но ты просто дружи. Как же ты так плохо знаешь человека? Начинаешь сначала общаться, знакомиться, дружить, присматриваться, чтобы вы внутренними мирами как-то приблизились друг к другу, больше узнали.

78. Это потом уже, если увидишь, что действительно человек тоже тянется к тебе… Но тут нужно, чтобы кто-то первый эту ситуацию разрешил. Может быть, она очень стеснительная и боится тебе на эту тему что-то сказать, тогда логично будет, что ты эту тему можешь затронуть со своей стороны. Это разумно будет. А тут, получается, ты даже и не знаешь, как она к тебе относится».

79. «Ну, сразу-то сложно, может, ей сказать, выразить. Может, она стесняется».

80. «А вот это можно почувствовать со временем, увидеть по многим обстоятельствам. Но со временем. А тут, видимо, ты уже на другой день после знакомства предложил».

81. «Нет, не на другой. Со временем».

82. «Со временем? Два-три дня прошло?»

83. «Чуть больше».

84. «Чуть-чуть больше? Это и есть подсказка Моя – подружите с годик, да? Это что-то равносильное».

85. «А когда я узнал, что они дружат, к брату подойти правильно было? Я подошёл к нему и спросил, как он видит эту ситуацию. Хотел узнать, не собираются ли они уже семью составить, можно ли дальше мне общаться с ней».

86. «Можно было не подходить, больше о своих чувствах не упоминать, а просто общаться как с другом».

87. «Я почему хотел спросить-то… Может, она как предполагаемая жена брата, так мне вообще тогда с ней не общаться?»

88. «Такого нет запрета – просто не общаться с женщиной, которая собралась выходить замуж. Ты такое, получилось, спросил, что все мужчины теперь не имеют права просто с ней общаться».

89. «А у меня и сейчас нет желания с женщинами общаться, кроме как для составления семьи. А так чего на это время тратить?»

90. «А-а, если так…»

91. «Да».

92. «Ну тогда лучше вообще просто не общайся, пока тебя не заставят, пока женщина какая-то не добьётся твоего сердца. Тогда не теряй время, делом занимайся, да и всё. А то так можно ошибок наделать».

93. «А так будет благоприятней, как Ты предложил, да?»

94. «Я же говорю: общение – это не значит, когда ты бежишь за женщиной, чтобы пообщаться».

95. «Но я первый просто не проявляю инициативу к общению».

96. «Нормально ли тебе тогда общаться, если она даже собралась выходить замуж? Конечно, нормально. Если тебя спросили и с тобой пытаются говорить, ты отвечаешь и общаешься».

97. «А могу ли я первый проявлять инициативу к общению?»

98. «Надо переходить на более конкретное. Ты продолжаешь задавать слишком обобщённые вопросы. Я пробую отвечать, но не совсем понятна ситуация, и ты не совсем понимаешь то, что Я пробую ответить».

99. «Хорошо. А тогда по конкретной ситуации я хочу спросить. Я собирался ехать на машине в Абакан, и она тоже в этот же день собралась ехать. Мы с ней договорились, что едем. Вечером я ещё уточнил, что она едет, чтобы знать, кого я могу взять. А потом она прислала мне смс-ку: «Извини, но я поеду на автобусе». Правильно ли мне было в Курагино (я там остановился) подойти и предложить ей дальше ехать вместе в Абакан?»

100. «Можно было не делать этого, можно было не предлагать. Если у неё желание было бы, она могла сама это уточнить, и она бы обязательно это уточнила и переспросила. Если она до этого поехала на другом каком-то транспорте, значит, она увидела в этом какую-то явную необходимость».

101. «Благодарю».