Повествование от Вадима

Часть 17

Глава 29

Из встречи с Учителем после слияния четвёртого ноября.

2. «Правильно ли я сделал, что не стал помогать женщине при посадке на машину. Она пыталась залезть. Я стоял рядом с ней, и больше никого рядом не было. Мне в этот момент нельзя было тяжёлое поднимать. Я ей говорю: «Ты подожди. Сейчас, может быть, мужчины подойдут, помогут тебе сесть». Она говорит: «Я, наверное, сама справлюсь». Стала подниматься и не удержалась, упала. А я как бы сознательно ей не помогал, потому что понимал, что мне нельзя поднимать тяжёлое».

3. «Да, так возможно. Ты же предупредил. Это не тот случай, где человек пробует сделать какое-то своё усилие, надеясь на твою помощь, и неожиданно ты её не оказал. Тогда была бы ещё накладка. А когда ты предупредил, что ты это сделать не в состоянии будешь, дальше человек сам принимает уже своё решение, делает свой собственный выбор. Это нормально».

4. «Учитель, может ли учительница первого класса называть детей так: Ванечка, Мишенька… не вырастут ли они подкаблучниками? Такую подсказку дал психолог».

5. «Нет, от этого нет.

6. Чтобы вырастить директора, надо по имени отчеству, чтобы он сразу чувствовал, что он могучий человек, много может?» – улыбнулся Учитель.

7. «Допустимо ли в каких-то ситуациях, живя в миру, употреблять алкоголь, если уже бросил пить?»

8. «Нежелательно, конечно же. Лучше не делать, потому что это всё равно зависимость организма от какого-то постороннего воздействия. И твои собственные силы от этого расти не смогут.

9. Пока человек употребляет какие-то заменители, призванные создать некоторую комфортность в его теле, его силы собственные, которые как раз и призваны сами создавать эту нужную комфортность, не будут развиваться, они будут слабеть.

10. А раз будут слабеть, то потом потребуется опять что-то искать, что может опять это удержать в каком-то равновесии. То есть благоприятнее не производить такие действия.

11. А дальше – уже в зависимости от того, что человек чувствует, в каком состоянии находится. Если у него встанет выбор либо употребить, либо сорваться и натворить трагических каких-то последствий, то, конечно, лучше тогда уж пусть употребит. Но это если именно так.

12. Но если это не так, то лучше приложить все силы, чтобы не пользоваться такими заменителями. Организм должен начать развиваться, он должен почувствовать потребность в развитии».

13. «Учитель! Будет ли грубым такое выражение, если я, допустим, маме своей скажу: «Я мать своего ребёнка и буду сама решать, как мне его одеть»? Это будет грубостью?»

14. «Это не грубое выражение».

15. «А можно, если она будет настаивать, настоять на своём?»

16. «Что такое настоять? Настоять можно по-разному: и в грубой форме, и не в грубой форме. Всё это может попасть под одно слово «настоять».

17. Ещё раз сказать: «Я мать своего ребёнка», то есть ещё раз повторить ту же самую фразу? Грубым не будет. Если она в первый раз негрубая, то второй раз её повторить – тоже грубым не будет. Хотя смотря с какой интонацией ты это сделаешь. Можно рыкнуть в этот момент – это уже может на грубость немножко походить».

18. «А если, допустим, она выхватила у меня ребёнка и пытается его одевать, то обратно себе забрать ребёнка – это будет грубостью или нет?»

19. «Смотря как ты будешь это делать. Смотри не порви ребёнка».

20. «Понятно. Но если ничего не действует, то, наверное, лучше смириться с этим? То есть, если она всё равно настаивает и опять выхватывает его, лучше успокоиться: как оденет — так и оденет?»

21. «А где мужчина в доме? Он есть?»

22. «Он есть, но он может быть на работе или ещё где-то».

23. «А он может поговорить, если ты не можешь поговорить? Или не в состоянии он говорить?»

24. «Этого я не знаю, я его не спрашивала».

25. «Его анекдоты воспитали, как надо тёщу бояться».

26. «Тёща не с нами живёт, она время от времени бывает. Я просто ребёнка приучила, что я его в распашонке на пол сажаю, а она, когда приезжает, начинает на него кофту одевать…»

27. «Отвечаешь прежде ты за своего ребёнка. Прежде сама ты отвечаешь. И если ты хоть как-то можешь повлиять на ситуацию, ты несёшь ответственность.

28. Ты не несёшь ответственность, только если ты категорично никоим образом не имеешь возможности повлиять на ситуацию. То есть ты привязанная где-то к стене в кандалах висишь, – конечно, подбежать ты что-то сделать не в состоянии, значит, это с тебя спрашиваться никак не будет в этот момент.

29. А пока у тебя есть хоть какие-то возможности влиять на ситуацию, значит, ты, как мама, должна влиять на эту ситуацию».

30. «То есть если не сильно грубо, то добиться того, что я сама буду одевать?»

31. «Учись разговаривать, учись общаться с родными. Ты же мама. Или дочка всё ещё?»

32. «Ну, мама, да».

33. «Так и будь мамой. Ты отвечаешь за ребёнка. Чтобы потом не говорила: «А что я могла сделать? Там мама вмешалась, и я ничего не могла». Нет, ты должна решать эту тему правильно».

34. «Без грубостей, мягко, но всё равно…»

35. «Ну да, желательно не драться», – улыбнулся Учитель.

36. «Учитель! Боюсь крыс. В дом принесли белую крысу. Муж заставил взять в руки, чтобы я не боялась. Я взяла, но страх не прошёл. Можно так избавиться от страха?»

37. «Можно. Так пробовать практически делать такие усилия – да, такое возможно».

38. «И мышей?»

39. «Да, и пусть он мышей принесёт корзину: рассыплет их по полу и возись с ними, за хвостики их дёргай…» – улыбнулся Учитель.

40. «И перестану бояться, да?»

41. «Да. Конечно, в крайности не надо вдаваться. Но просто не бойся. В этом случае ты безобидную ситуацию нарисовала, что принесли вам белую мышку, – ну ладно.

42. Но если ты будешь идти на страх и преодолевать его, это полезно. Такое нормально».

43. «День добрый! Я из Омска приехала. У меня муж и четверо детей. Младшего зовут Самсон. Он очень впечатлительный. Когда ему исполнилось пять лет, он просмотрел диски с Вашей выставкой картин, потом посвящение мальчиков на празднике. Он очень часто стал говорить о Тебе, просил, чтобы мы поехали сюда жить. Когда он увидел картины, сказал: «Я тоже художник, и Учитель – художник. Едем к Учителю и будем жить там, иначе я уйду к Богу-Отцу обратно. Я здесь жить не буду, вы плохие родители». Очень категорично сказал, характер у него твёрдый такой. Папа согласился: «Хорошо, езжайте». Сам он еврей, у них мощные корни родственные, резко собраться и поехать сюда жить он пока не решается. И возник такой вариант: пожить мне с двумя младшими сыновьям в Петропавловке какое-то время, а потом, как муж созреет, он подъедет попозже. Можно мне обратиться с просьбой в петропавловскую Семью, чтобы нам разрешили на учебный период жить пока здесь? Мы финансово независимы будем».

44. «Все эти вопросы решаются только самими родителями. Такое, конечно, возможно. Но будьте внимательны. Конечно же, многое решают в жизни детей такие обстоятельства. Но в то же время ребятишкам надо уметь пояснить: если что-то родители не в состоянии сделать, то как же они это сделают, если у них не получается, по крайней мере пока. Может быть, это потом, чуть-чуть позже, получится.

45. Всё это, конечно же, объяснять нужно пробовать, но и в то же время надо гибко смотреть на ситуацию. Дети порой в своём развитии гораздо опережают родителей, и надо уметь многие нюансы умело подмечать.

46. А то, насколько будет благоприятно, – это уже определяется самой жизнью человека. То есть перемещение с места на место не говорит о благоприятности.

47. Перемещение с места на место может только лишь умножить ответственность. В лучшем случае. Когда вы что-то большее попробуете взять в руки. Но будете ли вы исполнять то, что этому соответствует? А вот тут уже именно от этого будет зависеть благоприятность, но не само местоположение.

48. Сделать такой шаг, если есть какая-то возможность, если есть какое-то согласие внутри семьи, конечно, возможно. Пожалуйста, пусть это вам во счастье будет.

49. Ну а дальше надо всё суметь выдержать, суметь всё правильно понять. Потому что люди везде разные, но в то же время они везде одинаковы: они имеют одинаковые слабости, они имеют одинаковую предрасположенность искать Истину, стараться ей следовать. В зависимости от силы духа они по-разному поступают, и надо уметь многое правильно оценивать.

50. Так что всё зависит от вас самих, как вы будете эти шаги делать. Будете правильно делать – всё будет замечательно. Но тогда надо много уметь терпеть, многое учиться мудро видеть. Так что решайте…»

51. «Учитель! Часто выезжая на заработки, замечаю: при длительном пребывании в миру психологические срывы идут внутренние, с которыми приходится справляться. Если какой-то благоприятный срок, ограничивающий пребывание там, чтобы можно было приезжать восстанавливаться на какой-то срок здесь, на святыне?»

52. «Да нет, никакого срока нет, потому что благоприятности никакой нет, – улыбнулся Учитель. –

53. Это уже сами смотрите, для чего, почему вы что-то делаете. Но там вы не строите мир, который здесь вы призваны построить. Пока вы там находитесь, вы это не будете делать, вы будете отсутствовать. Присылать сюда деньги, привозить – это не значит строить нужную среду здесь.

54. Среду вы прежде строите своим собственным присутствием, своим переживанием, своей устремлённостью духовной, своей жаждой рождать истинное деяниями рук своих. Вот тогда здесь строится то главное, ради чего вы и становитесь призванными.

55. Но если вы видите зависимость какую-то от каких-то земных обстоятельств и видите потребность там пребывать, это уже решайте сами – насколько вы видите в этом зависимость, сколько вы сочтёте нужным там пребывать. Но назвать это благоприятным для того, что здесь формируется, никак будет нельзя».

56. «Учитель, подскажи, пожалуйста. Правильно ли я понимаю, что, только повысив материальное благополучие каждого члена Семьи единой, улучшив какие-то жилищные условия, можно уже двигать в дальнейшем какие-то дополнительные детские программы развивающие, строительство дорог и так далее?»

57. «Правильно ли сначала отстроить своё жильё так, как каждому хочется и видится благоприятным, а только потом построить Храм?»

58. «Это не касается Храма, это касается…»

59. «…детей?»

60. «Да. Потому что у нас…»

61. «А потом будем воспитывать детей?»

62. «У меня такая оценка. Возможно, она неверная. У нас большинство детей ушли в государственную школу, где большинство преподавателей являются верующими людьми. И лишь маленькая часть детей обучается в общинной школе».

63. «Ты не рассказывай историю грустную. Вопрос: правильно ли верующим сначала думать о себе, а потом о делах общих?»

64. «А у меня создаётся впечатление, что иногда само жилище многодетных семей очень плохое. А воспитание происходит не только в школе, но и дома происходит».

65. «Вопрос».

66. «То есть моя оценка неверна?».

67. «Ты просто хочешь рассказать опять грустную историю, как плохо живут многодетные многие? Да, грустно. И что?»

68. «Просто у меня было предложение на время закрыть общинную школу, а дети чтобы учились в государственной…»

69. «И что ты хочешь спросить?»

70. «Про свою оценку. Значит, я неверно вижу какие-то обстоятельства материальные? В моём понимании, отстроив жильё…»

71. «Сначала всем отстроить жильё, подумать о себе, а потом… однажды…

72. Просто повнимательнее посмотри на суть этого вопроса. А наступит ли такой момент, когда можно сказать: «Да, действительно, у меня уже всё построено. Давайте теперь что-нибудь, что вам надо ещё! Кому там?»

73. Да вы себе дома ещё будете много лет отстраивать. Много лет будете ещё строить. А если и ещё будут приезжать люди, то и нескончаемо… И потом однажды, сидя на завалинке, наши внуки, – рассмеялся Учитель, – возможно, вспомнят о Храме. Если у них успеет тоже всё построиться…

74. Надо быть внимательным ко многим вопросам сейчас, стратегически грамотно всё оценить. Посмотреть вокруг, насколько что возможно. Нужно умело взглянуть на всё. Здесь нельзя общие выводы какие-то подвести».

75. «Правильно ли я делаю, что оправдываю человека, если в рабочее время в течение часа я четыре раза заходил в помещение и, как ни зайду, он сидит, либо на телефоне что-то набирает, либо разговаривает с кем-то. И меня начало смущать, что идёт рабочее время, а он это делает. Мне правильнее просто оправдывать его всегда?»

76. «Дима, ну ты должен обрадоваться: у тебя есть больше возможности сделать что-то за него. Не только свою работу, но ещё и за него сделать. Ты представь, сколько подвигов-то сразу у тебя возможность есть сделать! Это всё равно что доесть что-то вкусное за кем-то, если он отложил и не обращает на это внимания. А ты своё съел – и вот ещё лежит.

77. Так же и труд сделать, который кто-то отказался делать. Представляешь, работа кем-то не сделана, а у тебя есть возможность: подбежал, сделал – это же здорово! И тихонечко даже ещё нашёптываешь: «Сиди, сиди, отдыхай, нормально. Я сейчас всё это сделаю». Пробежался, всё сделал, распилил, поставил… – улыбнулся Учитель. –

78. Конечно, правильно, что делаешь. Если хочешь, чтоб у тебя внутри был мир, солнце светило, тепло было, то лучше всегда оправдывать.

79. Если хотите навести порядок, то это «труба»! – смеялся Учитель. – Это бесконечные претензии: все неправильно делают, все не то делают, все вообще лентяи. Но тогда о каком мире мы можем говорить?

80. Конечно, хорошо бы уметь вовремя подсказать ближнему, где-то помочь ему. Но хорошо бы это делать там, где этого человек сам хотел бы, очень хотел бы. А как правило, этого мало хотят.

81. Не торопитесь быть критиками в жизни других. Себя лучше больше критикуйте и торопитесь всё сделать за всеми. Убирайте за всеми, прислуживайте всем, будьте слугами друг другу – и будет замечательно! И будете улыбаться, мир будет в душе».

82. «Я так понял однажды сказанное Тобой, что наш эгоизм сейчас сорганизуется и будет делать всё против Твоего. То, что не строится Храм, не строятся дороги в Городе, – это из этой серии? А может, пора Тебе царствовать, как Ты однажды пообещал?»

83. «Чтобы что? Слово и так царствует. Ты думаешь: ходить тут с дубиной… корона съехала на бок, весь в поту: уже все спины переломал… – засмеялся Учитель. – «Царь Я или не царь?» – ору хожу», – продолжал смеяться Учитель.

84. «Тогда бы всё строилось: и Храм, и дороги».

85. «Слово будет судить вас, Слово. Вы Его слышите, и то, как вы Его исполняете, – это и есть вам судья и необходимое царствование.

86. А то, что не строится… Что-то не строится потому, что действительно не получается в силу малых возможностей, что-то – в силу лени, неверного понимания. Разные здесь причины бывают.

87. Но во многом это, конечно, слабость. Слабость, которая не позволяет вам многое правильно видеть, оценивать. И вас тут нельзя обвинить в этом. Это было в течение тысячелетий. Многое не понималось, не понимается доныне. Это свои особенности, которые не переломить сразу, нужно время.

88. Поэтому то, что не строится… нельзя сказать, что это так уж слишком плохо. Не строится, если вы действительно не в силах делать. Ну, так это и не спрашивается.

89. Это тот вопрос, о котором вначале мы говорили. Если ты привязан к стенке, то как с тебя спросить, почему ты не носишь воду? Ты не в состоянии, ты привязан.

90. Так и слабости. Они держат вас, как в кандалах. И многие действия вы оказываетесь не в состоянии сделать. У вас только в голове эти пожелания крутятся, но вы даже не видите, как вы это можете сделать. Вы не в состоянии к этому приступить. Это не спрашивается с вас.

91. И работа такая не делается одним человеком. Даже если один и захотел, он её не сделает. Порой надо большое количество ваших совместных усилий, направленных в одну сторону. Тогда это будет делаться. Но тогда нужно определённое благоприятное число людей, которое должно практически проявиться.

92. А если этого недостаточно, то, даже если и есть уже какая-то группа людей, в этом заинтересованных, они тоже не сделают. Не хватает ещё каких-то возможностей, которые должны созреть, потом это сделается.

93. То есть это от разного зависит – делание чего-то и точно так же неделание чего-то».

94. «Но многое, наверное, упирается в недоверие друг другу и Тебе?»

95. «Это и есть слабость. Слабость, связанная с неверным пониманием. И это не переломить сразу.

96. Процесс созревания должен происходить в этом случае, постепенное созревание к чему-то большему в сознании человека. То есть он должен прозревать, открываться к чему-то большему, его понимание должно расширяться. И это никак нельзя сделать каким-то одним призывом, нужно время.

97. Поэтому то, что многие вещи вы не делаете, на самом деле было уже известно заранее. Но вы не должны были этого знать, потому что иначе вы бы расслабились ещё раньше. Вы должны были верить, что вы это сделаете. Тогда вы максимально это сделаете.

98. И вы должны верить и дальше, тогда вы по максимуму сделаете всё то, что вам необходимо. И то, что уже рассчитано так, чтобы это сыграло нужную роль, ту наилучшую роль, которую вы в принципе имеете возможность сыграть, проявляя свою веру.

99. Поэтому не торопитесь критически на многое смотреть. Вы просто не знаете, а в принципе-то возможно вам было сделать это или в этом случае достаточно было того, что вы постарались двигаться в эту сторону. И уже кое-что было решено в этом случае очень важное, что потом сыграет дальше свою роль положительную в вашей жизни.

100. Но об этом не будет правильным рассказывать подробно, потому что всё это вы должны взять с верой, но не зная. Вы должны верить в хорошее, верить до конца, фантазируя, мечтая о прекрасном, прилагая все свои силы.

101. И тут Я могу только твёрдо сказать: вы обязательно сделаете то, что и ожидается от вас. Обязательно. Это будет важная часть в развитии человечества, очень важная».

102. «Но вот я подхожу к человеку и говорю: «Нужно сделать это. Можно начать это делать?» Он говорит: «Усилий не хватает». Но я же знаю, что Ты однажды сказал, что многие хотят нам помочь, только мы не выражаем своё желание».

103. «Ну и что? Надо ли подходить это говорить, или просто взять сделать самому, если ты хоть что-то можешь?»

104. «Я и говорю: «Можно мне самому начать делать?» А мне говорят, что в данный момент важнее что-то другое».

105. «Но если тебе реально показывают что-то другое в данный момент, тогда надо посмотреть, оценить».

106. «Но это получается как затыкание дырок».

107. «Надо посмотреть, что это такое, с чем связано, потому что многое зависит ещё и от того, как вы коллектив организуете. Может быть, вы вместе недостаточно правильно что-то оцените, но то, что вы будете стараться организованно делать уже вместе, это тоже очень важно для развития психики вашей, внутреннего мира, умения быть организованными, умения быть вместе.

108. Идеи ваши очень сильно отличаются между собой. Вы выдвигаете разные идеи. Вы горите хорошими идеями в большом многообразии, разнообразии, неповторимости. Если просто позволить каждому из вас самостоятельно устремляться к достижению того, что лично каждый из вас видит, тогда вы разбежитесь в разные стороны. Хотя все вы думаете о хорошем.

109. Нельзя никого из вас уличить в каких-то нехороших помыслах. Нет, у вас замечательные мысли, замечательные идеи, фантазии, мечты, но порой является главным умение организоваться, именно быть вместе.

110. И тогда неизбежно придётся пожертвовать чем-то большим. Опять же, большим – это так, условно. Из того, что вам будет казаться большим. Хотя большим будет на самом деле являться именно это умение ваше вместе организовываться».

111. «Учитель! Можно уточнить? Если я подсказку делаю кому-то, уместно ли будет после этого спросить: “Я не грубо тебе что-то сказал?”»

112. «Возможно. Если ты засомневался в какой-то своей резкости. То есть резкость какую-то проявил, увидел нужным, а потом мог переспросить. Но ты можешь, не переспрашивая, взять и извиниться сразу, сказать, что ты просишь прощения за вероятную чрезмерную резкость, но вот так увидел благоприятным сделать.

113. Всё. Достаточно пока. Посмеялись, теперь несите смех дальше. Пусть все ваши друзья, ближние улыбаются также.

114. Счастья вам! До встречи».