Повествование от Вадима

Часть 17

Глава 21

В воскресном литургийном шествии двадцать девятого июля были дети, педагоги, некоторые родители из детского движения «Благовест», слёт которого завершался в эти дни на Горе. Поэтому вопросы на встрече с Учителем после слияния задавали в этот день больше дети в возрасте от семи до двенадцати лет. Мгновения этой встречи.

2. «Учитель, можно тебя спросить? Почему, когда папа уезжает, то тогда нам с мамой хорошо. А когда мама уезжает, папа остаётся, то нам с папой как-то плохо. Он начинает обращаться не так, как мама».

3. «Но он же не мама, он же папа. Значит, у него не получается.

4. Ребята, вы посмотрите: вы часто задаёте вопросы, где подразумевается, что кто-то делает нехорошо. На все ваши вопросы «почему?» подразумевается ответ: «Потому что он нехороший» или «Потому что он неправильно делает». То есть Мне надо обозначить, что кто-то не так себя ведёт, неправильно.

5. Лучше не спрашивать про других людей. Вы всегда спрашивайте про себя, где вы стараетесь понять, что вам не даёт сделать правильный поступок, что мешает вам сделать это. И вот тут вам лучше на эту тему рассуждать.

6. А другие люди поступают так, как умеют. Вы всё им должны простить и никогда их не должны ругать, осуждать. Понимаете? Всё надо им простить.

7. Потому что они делают так, как умеют. Если по-другому не сделали, они пока ещё не умеют. Разве можно ругать человека за то, что он пока не умеет делать? Ведь ему надо дать возможность научиться. А для этого надо дать время.

8. А время, бывает, не один год нужно, чтобы чему-то научиться. Вам в школе, чтобы выучить все уроки, требуется одиннадцать классов, одиннадцать лет надо проучиться. А другие жизненные задачи решаются по двадцать лет, по сорок лет, по восемьдесят лет. А то и всей жизни может не хватить, чтобы научиться каким-то очень важным обстоятельствам, чтобы их правильно решать, правильно в них участвовать.

9. Поэтому, если кто-то что-то не сделал так, как вы видите правильным, и вам кажется, что человек поступил неправильно, вы должны ему просто простить, разрешить ему ошибаться.

10. И вам нет смысла спрашивать, почему он так делает. Потому что он так умеет – простой ответ. Потому что по-другому он не может сделать. А раз не может сделать по-другому, значит, и не надо.

11. И если это вас коснулось, если этот человек неправильно как-то поступил по отношению к вам, значит, это нужно вам прежде всего. Значит, вы должны проверить себя: а как вы на это реагируете? Обижаетесь ли вы, начинаете ли думать, какой нехороший этот человек? Вы этого не должны думать. Вы должны проверить сразу себя, как вы на всё это отвечаете.

12. И вот тут самым главным начинает решаться такой большой вопрос вашей жизни. И ваша задача – простить, разрешить человеку быть таким, какой он есть.

13. И тогда ваши ошибки, которые вы обязательно будете делать в большом числе, вам люди тоже будут прощать. Может быть, кто-то из них и не сможет простить, потому что не умеет этого делать и пока не сможет. Но если вы уже прощаете чьи-то ошибки, значит, эти люди, хотя и не умеют этого делать, будут стараться простить вас. Просто будет, может быть, не совсем так умело получаться, как у вас получается, но они будут стараться. Но это будет происходить, потому что вы сами стараетесь это делать.

14. Поэтому ваш взгляд на то, как поступает кто-то из ближних, должен быть прост, с таким простым выводом, что люди делают так, как умеют, и это уже хорошо, пусть они стараются дальше. Они обязательно научатся правильно всё делать, но со временем, не сразу. И вы также будете со временем многому учиться.

15. Поэтому следите внимательно за собой. Следите за тем, как вы общаетесь друг с другом, чтобы вы не обижались.

16. Если кто-то из ваших сверстников как-то неудачно с вами пошутил, напугал вас или сделал больно, не ругайтесь, разрешите ему таким быть дальше. Пусть он дальше шалит, если по-другому он не умеет. Но ваша задача – не подумать ничего о нём плохого.

17. Он хороший человек. Просто не может справиться с теми переживаниями, которые на него нахлынывают. Они его заставляют бегать, прыгать, дёргать что-то, что-то, может быть, ломать даже. Это переживания человека вынуждают предпринимать разные усилия. Если человек не может их контролировать, он им подчиняется.

18. Но не торопитесь его в этом винить. Это его задача, которую он будет решать всю жизнь, может быть. Решать… за это что-то получать. Если будет неправильно решать, это будет больно для него сказываться, но он будет учиться обязательно.

19. А вы ему помогите. И самая первая ваша помощь – это ничего плохого о нём не подумать. Вот это будет самая большая ваша помощь, первое, что вы должны сделать.

20. А потом уже посмотрите: сможете ещё что-то подсказать словами, если вас будут слушать, или ничего не будете подсказывать, просто улыбнётесь.

21. Вот главная ваша задача. Вот над чем вам надо будет обязательно сейчас очень серьёзно работать. В этом как раз много слабостей у всех людей на Земле. И в зависимости от того, как они стараются эту задачу решать, кто-то дольше продолжает позволять себе ошибаться, а кто-то уже может и не повторять какие-то ошибки, потому что старается выстроить свой мир другим.

22. Перед вами долгий путь, очень непростой, интересный, очень серьёзный. Вот и загляните в себя: что мешает вам сделать тот или другой хороший поступок? Если какое-то переживание мешает вам, перешагните через это переживание и сделайте этот добрый поступок.

23. Не позволяйте переживаниям, которые тормозят ваши добрые дела, над вами властвовать, управлять вами. Вы должны стать сильнее этих желаний и добрый поступок делать в любом случае. Понятно?»

24. «Учитель, почему у меня нет друга, которого зовут «собака»? Что я неправильно делаю?» – задал вопрос другой ребёнок.

25. «Друга, которого зовут «собака»? Или друга в качестве собаки?»

26. «Обстоятельства у нас складываются так, что он хочет иметь собаку, но не получается у нас её завести уже сколько времени. И он переживает за это», – пояснила мама.

27. «Не надо переживать. Значит, так лучше. Значит, вы пока не знаете, каких событий может это коснуться. Ведь если что-то вы приобретёте, то, значит, как-то начнёт складываться ваш жизненный путь с этим подарком.

28. И не все подарки, которые вы можете получить сейчас, могут оказаться для вас полезны. Вы, может быть, этого и хотите, но в данном случае собачка – это живое существо, и если оно у вас появится, у вас немножко жизнь изменится.

29. И если видится, что эта жизнь может поменяться в худшую сторону, то лучше собачку не давать пока. Значит, есть какие-то обстоятельства, которые вам помешают в этом случае благоприятно жить дальше.

30. Относитесь к этому проще: нет этого – не надо. Хочется – ну ладно, хотите, но не требуйте этого, не переживайте сильно на эту тему, не позволяйте этим переживаниям над собой властвовать.

31. Иначе вы будете обижаться, иначе вы сразу же дойдёте до многих нехороших мыслей. И эти мысли уже будут сильно вредить вашей жизни. Если что-то не даётся, не надо, пробуйте к этому проще отнестись. Это будет мудро, это будет очень полезно для вас».

32. «Учитель, ещё дополнение. Вопрос того же мальчика: почему у него нет папы природного? Его очень волнуют вопросы: что не так? может быть, ему что-то изменить, какие-то качества, поступки, что? Он переживает очень об этом».

33. «Тот же ответ. Ответ тот же. Почему что не так – так нельзя спрашивать. Всё не так. У всех всё не так! И выправлять нужно всю жизнь.

34. Но папа не игрушка. Любой другой человек – это тоже живой человек, у которого многое зависит от того, как он решает свою жизнь, как он хотел бы изменить свою жизнь, в какую сторону он старается двигаться.

35. И все сложности в вашей жизни оттого, что все двигаются в разных направлениях, поэтому никак нормально соединиться не получается. И вроде бы рядом находятся, но устремляются в разные стороны, смотрят в разных направлениях, и никак не удаётся по-настоящему соединиться.

36. Поэтому тут даже мало того, что один человек, желая соединиться с другим, делает всё правильно. Здесь важно, чтобы и другой сделал тоже всё правильно. И не только другой, но и третий, четвёртый… Потому что вы связаны со многими людьми. И все они должны сделать всё правильно. Тогда начнёт гармонично, по-хорошему всё соединяться между собой. Всё соединится так, как это будет наиболее благоприятно.

37. Но пока это трудно увидеть. Но это тоже не страшно. Потому что всему этому надо учиться: жить правильно, гармонично относиться к происходящему. И тогда понемножечку всё начнёт стягиваться, ваши желания всё больше начнут исполняться.

38. Для этого – чтобы больше ваши желания исполнялись – вам надо самим соответствовать гармонии. Чем чище и правильнее вы будете жить, тем быстрее вы заметите, что ваши желания, оказывается, очень быстро начинают исполняться».

39. «Учитель, что делать, если на маму, бывает, находит такое, что она начинает меня ругать и говорить, чтобы я от неё ушла?» – спросила девочка.

40. «Мне трудно сейчас сказать, в связи с чем у вас происходят эти события. Это надо маму спросить, почему у неё это происходит. Может быть, какие-то действия твои её смущают, и тебе лучше было бы их не делать. Надо более глубоко смотреть на эту тему.

41. Но надо отнестись терпеливо к такому обстоятельству. Попробовать маму переспросить, а что она видит неправильным. Но в тот момент, может быть, даже, когда она успокоится. Не сразу её переспрашивать в момент её срыва, а спустя время переспросить, попробовать вместе осмыслить, что между вами происходит.

42. Но если всё-таки мама так сорвётся, или кто-то из пап, или кто-то другой из ближних, конечно, надо отнестись к этому терпеливо, хотя это будет очень больно. Но не заостряйте внимание на боли. Терпение!

43. Потому что, бывает, если человек сорвётся, потом, когда успокоится, ему самому становится стыдно, ему самому становится неприятно от того, что он сорвался. Но он пока ничего не может сделать: наступает какая-то минута, которая его провоцирует, когда он очень слаб, и он опять может сорваться.

44. Но главное – не думайте, что человек этот всегда так думает, как в тот момент, когда срывается. Это только в этот момент у него возникают такие мысли, и часто он потом сожалеет об этом».

45. «Учитель! А вот почему в первом томе Последнего Завета всё пишется, как я понял, на древнерусском языке?» — спросил ребенок.

46. «Да потому что так сделали, – улыбнулся Учитель. – В тот момент это было благоприятней тем людям, которые к этому прикасались. Для них было это важно».

47. «Учитель, у меня очень странная такая ситуация. Когда мне говорят: «Отпусти человека», я внутренне отпускаю этого мужчину, но он становится чужим как будто, я уже как бы безразлична к его судьбе становлюсь. А до этого, когда я не отпускаю, я заинтересована в его судьбе. Что происходит?»

48. «Не знаю, что ты на самом деле делаешь. Ты сейчас говоришь слова, за которыми что-то скрывается, но что именно – ты сейчас не обозначаешь. Ты образно говоришь об этом».

49. «Когда я всё разрешаю делать человеку, такое ощущение, что он какой-то чужой стал, и мне уже неинтересно, что с ним происходит».

50. «А ближнему ты не разрешишь всё делать? Получается, значит, что если ты любишь, и человек рядом с тобой, и вы собрались действительно быть вместе, и ты за него берёшь ответственность такую своеобразную психологическую, то ты запретишь ему многие действия?»

51. «Нет, не запрещу».

52. «Значит, ты всё разрешишь ему?»

53. «Ну да, разрешу всё».

54. «Ну, и Я не пойму: и в том, и в другом случае ты разрешаешь всё?»

55. «Да, и в том, и в другом случае я разрешаю всё, но в этом случае как бы…»

56. «Тогда, значит, что-то другое происходит ещё».

57. «Да, видимо, что-то другое».

58. «Так вот это и надо внутри найти. Ты просто сравнивай. Делай вот такие сравнения. Здесь надо детали посмотреть…»

59. В ответе на один из вопросов Учитель сказал: «У вас, как у верующих, должна рождаться заинтересованность быть полезными, вы должны воспитывать её в себе.

60. Я не могу сказать, что если вы назвали себя верующими, то тут же должны найти в себе эту заинтересованность. Её может не быть. Но её надо воспитать в себе – заинтересованность быть полезными всем, кто вас окружает. То есть это жизненный интерес должен быть у верующего – быть полезным, быть нужным ближним.

61. И вы всё время так мыслите, думаете, устремляетесь, стараетесь прилагать те усилия, которые действительно помогли бы вам реализовать эту потребность или желание оказаться полезными.

62. Поэтому, ближний ли он, вошёл ли в ваш дом или вышел из вашего дома и стал жить в другом доме, он всё равно тот, кому вы должны быть заинтересованы быть полезными.

63. Другое дело – вы хотите обихаживать или как-то облагораживать то, что психологически обозначили как «это моё». Такое тоже существует. Если «это моё», вы больше за этим ухаживаете. Если это не обозначено как «моё», значит, вы можете вообще не обращать внимания. Вот этот момент, конечно, немаловажен. Тут может такое сыграть, где у вас этот переключатель начинает срабатывать.

64. На самом деле ничего вашего нет. Оно вроде бы и всё ваше… и ничего вашего нет. Только то ваше, что вы отдаёте, – есть такая мудрость жизненная».

65. «Учитель, уместно ли будет на праздничной рубахе вышить символ Единой веры, то есть крест в круге, или это будет нескромно?»

66. «Может быть такое. Главное, что это праздничная рубаха. То есть не имеется в виду вообще вышивка на всём, на чём вздумается; на своих трусиках – уже нежелательно. То есть это восприниматься должно достойно».

67. «Учитель! А что обозначает радуга, перед которой не было дождя?» – спросил ребёнок.

68. «Что хочешь. Всё хорошее, что ты можешь придумать, это всё и обозначает. В таких случаях лучше не спрашивать.

69. Когда показывают вам фокус какой-то, лучше не узнавать, почему он происходит и как он происходит. Вы лучше воспринимайте его так, как вы можете, это будет гораздо лучше.

70. Ведь если вы что-то необычное видите и вам кажется: это что-то обозначает, и прежде всего хорошее, то помните: именно для этого вам и было показано это красивое явление, чтобы у вас эта мысль возникла хорошая и вы на неё стали опираться, верить, доверять этой мысли.

71. Поэтому как представить это хорошим? Что первое хорошее у вас появилось в понимании — то оно и означает».

72. «Когда я работаю на огороде, у меня иногда бывает очень большое нехотенье работать на огороде. Я пытаюсь работать продолжать дальше, у меня иногда это не получается», – продолжили свои вопросы дети.

73. «Но всё-таки пробовать продолжать дальше работать – это важно. В этот момент пойдёт процесс воспитания. Мужчина должен обязательно себя воспитывать, потому что на мужчину так много ложится, так много труда ещё предстоит сделать, усилий столько много потребуется. И конечно, лучше себя к этому приучать сразу.

74. Это все испытывают. В зависимости от того, как развит человек, как любит труд человек, по-разному сказывается вот это нежелание. И Я могу тебе смело сказать, что многие могут в аналогичных условиях испытывать нежелание делать, но они делают. Почему? Потому что они переламывают себя и воспитывают себя. Они приучают себя любить труд.

75. Поэтому, если ты увидишь многих работающих, что они так работают усиленно, это вовсе не означает, что они очень хотели бы это делать. Они просто делают, потому что видят, что это нужно сделать, и уже не смотрят на своё желание. Они просто берут и делают, потому что понимают, что это нужно сделать и здесь желание не при чём.

76. Поэтому надо себя воспитывать пробовать, это важные качества будут. Они в дальнейшем будут играть большую роль, они очень пригодятся».

77. «В жаркие дни мне особенно не хочется работать».

78. «Ну, это нормальная физиологическая потребность. То есть твоё тело, ощущая такую жару, конечно же, хочет расслабиться. В жаркую погоду обычно стараются поменьше работать, большой труд не исполнять. И если уж где-то приходится это делать, то это потому, что видится большая в этом нужда.

79. А так, конечно, надо распределять труд и в очень жаркий день работать с раннего утра, потом днём отдыхать в жаркий самый период и опять же вечером продолжить дело.

80. То есть это у тебя организм нормально реагирует. А тут уже дальше надо смотреть, регулировать эту работу».

81. «Когда мы поднимались сюда на Гору, иногда мне очень сильно хотелось остановиться, но мне всё-таки приходилось как-то идти. Иногда мы останавливались, пели псалом и шли дальше. Один раз я устал, хотел остановиться, но сдержался. А на следующий раз я чуть-чуть остановился, а потом сразу начал быстро идти, догонять всех. Когда всех догнал, мне ещё раз хотелось остановиться. Как мне надо было поступить?»

82. «Лучше стараться со всеми идти. То, что ты старался переломить себя, это хорошо. Это тоже относится к воспитанию мужского духа. Очень важно! Поэтому воспитывай дальше себя, пробуй. Если что-то вместе со всеми делаешь, то старайся делать вместе со всеми, не отдельно от других. И то, что ты старался вместе идти, это было очень важно».

83. «Учитель! На 18-е августа планируется посвящение в верующие детей. Есть какие-то критерии верующего ребёнка?» – прозвучал вопрос уже от взрослого.

84. «Это вы сами создали условия, значит, вы сами должны это определить».

85. «То есть здесь будет присутствовать элемент субъективного мнения, да?»

86. «Да, если вы будете решать, то конечно. Ну а как по-другому? В любом случае, что бы Я ни сказал, вы будете субъективно это преломлять и пробовать применить. Всё равно это неизбежно будет происходить.

87. Но с Моей стороны не могут быть даны такие критерии. Я определяю путь, по которому надо стараться двигаться (стараться!), а не на который вступают избранные отдельные, кого можно обозначить, кому доверить. Он открыт для всех.

88. А уж дальше вы начинаете устраивать некоторые условности между собой, которые играют определённую психологическую роль. Но это уже только ваши проявления».