Повествование от Вадима

Часть 17

Глава 16

Седьмого и восьмого июня в Небесной Обители в ещё не завершённом Храме искусств состоялась выставка трёх живописных работ Учителя.

2. Под сводами Храма были представлены портрет Арнеллы (девочки-цыганки), новая версия натюрморта «Любовь» и портрет Кучмы Леонида, работу над которым Учитель завершил в конце мая.

3. Полотнам этим вскоре предстояло покинуть дом Учителя. Портрет Кучмы отправлялся в Киев к экс-президенту Украины. Две другие работы пополняли состав картин передвижной выставки «Духовный путь и искусство».

4. Несколько сот человек из числа верующих, живущих в общине, посетили эту двухдневную выставку в Небесной Обители. Стояли солнечные тёплые дни. Храм, превратившийся на два дня в выставочный зал работ Учителя, был залит светом…

5. В этом месяце Учитель на два дня появился в Киеве: присутствовал как автор при передаче портрета Леониду Кучме. Леонид долго в задумчивости смотрел на свой портрет, где он был изображён размышляющим о жизни. И так же в задумчивости поблагодарил художника.

6. Впоследствии помощник экс-президента рассказал, что портрет этот Леонид оставил в своём доме, что не делал ни с одним из своих портретов, написанных до этого. Обычно он раздавал их общественным организациям или знакомым.

7. Июнь был насыщен воскресными встречами с Учителем после слияния. Фрагменты этих встреч.

8. «Учитель, будет ли благоприятно для ребёнка, окончившего первый класс общинной школы, отправить его в государственную школу по причине того, что он достаточно сложный мальчик? У него сложно с послушанием, он может работать, что-то делать только на предельной строгости, чуть ли не пороть его каждый день надо. Причём мама с этим согласна, дома она именно так его и держит. И вот такая идея появилась – попробовать туда».

9. «Это не принципиально. В каком смысле «благоприятно»?

10. Вы должны внимательней относиться к подобным вопросам. Благоприятность… Даже если подразумевается, что человек должен пойти за угол и погибнуть от упавшего кирпича, и он спрашивает: «Благоприятно ли пойти? Я очень хочу туда пойти!» – можно смело сказать: «Конечно, благоприятно». Потому что это не случайно произойдёт. Значит, пришло время этого человека.

11. Так вот что такое благоприятность? «Будет ли для моего здоровья благоприятно там? Не ударюсь ли я?» – это всё уже благоприятность, но это уже оттенки. Будет ли он получать там пятёрки? Лучше ли он приобретёт знания в другой школе? Или что?

12. Благоприятность для души? Куда бы вы ни пошли, всё будет благоприятно, потому что вы везде найдёте то, что вам надо. Тогда, получается, благоприятность – это больше эгоистический взгляд. А эгоистический – он конкретен, он с какой-то выгодой связан. И тогда уже, если говорить о благоприятности, называйте эту выгоду, какую конкретно вы подразумеваете. Но на это Я уже отвечать не буду, это не Моя тема.

13. А для души?.. Да куда пойдёте – там всё вам благоприятно, там всё уже ждёт, потому что выбор этот вероятен, значит, он был виден с вашего рождения. И если вы выбрали это, будет уже подготовлено это.

14. Выберете другое – и тут уже тоже всё предусмотрено. Куда бы вы ни пошли, всё вас ждёт уже. Ну, разные, конечно, ценности, разные тяжести по разным местам, но что-то ждёт, с бантиком», – улыбнулся Учитель.

15. «Учитель, у меня два года жил мужчина, который уехал в Питер на заработки и женился там. У нас сложились с ним очень хорошие, дружеские, нежные отношения. Но жена в миру совершенно не принимает нашу дружбу. Он мне присылает смс-ки, спрашивает, как на Горе дела, передаёт приветы ребятам. А жена говорит: «Вы можете переписываться, только когда я не знаю об этом». И я в растерянности, её состояние меня волнует, и у меня желание вообще ему ничего не отвечать. Правильно это или нет, если она неверующий человек?»

16. «Правильно, правильно. Ему надо объяснить, что так неверно, что в данном случае ты не будешь отвечать, потому что видишь, как сложно переживает жена, потому что эту информацию вовсе не обязательно от тебя получить, он же может её и из других уст получить.

17. Если бы ничего не было другого, а для него было бы жизненно важно знать, как происходят события, это для его духа было бы важно как-то, тогда можно было бы сказать: «Ну, ничего, ничего. Пускай погорит». В таком случае ты можешь человека снабжать такого рода информацией. Но если это не исключительный вариант, тогда лучше предупредить и не делать так».

18. «И если он интересуется, как у меня здоровье, дела, то тоже не отвечать?»

19. «Скажи: “Замечательное! Всегда будет замечательное, можно даже не спрашивать. У меня будет постоянно замечательное настроение, здоровье. Всё будет отлично! И возраст всегда будет один и тот же. Так что можно не переспрашивать”», – с улыбкой сказал Учитель.

20. «Учитель, при влюблённости мужчины в женщину что является главным: её красота или душа? Может ли мужчина влюбиться просто в красоту женщины, независимо, родственная эта душа ему или нет? И что вообще такое родственная душа?»

21. «Ты затрагиваешь сразу большую тему. Что тебя в этом интересует? Может ли влюбиться или не может влюбиться? Почему он влюбляется?»

22. «К душе это имеет отношение непосредственное?»

23. «К душе? Имеет в определённой мере отношение. Прежде это связано с эгоизмом, психикой, природной составляющей человека. Потому что любовь природная только природную основу имеет. Только! Значит, прежде всего она связана именно на вибрациях природной части естества человека.

24. А к душе имеет отношение определённый нюанс только в том смысле, что Отец, зная, что это тело будет иметь предрасположенность обрести такую привязанность к другому противоположному полу, к какому-то конкретному, с какими-то конкретными данными, уже подбирает так душу в сопоставлении с этим телом, чтобы именно эта душа попала в эти условия и стала приобретать нужный опыт, уже духовный опыт.

25. Поэтому это и связано с душой, и в то же время не совсем связано с душой. Это часть больше природная и не связана с сознанием человека, с его пониманием, с его мыслями».

26. «А родственные души? В Последнем Завете сказано, что гармонию природных отношений выстраивают родственные души. Это что такое?»

27. «Да души все родственные. Просто гармонию выстроить могут только одинаково (даже слово «одинаково» как бы неуместно) устремлённые, то есть как бы в одном направлении устремлённые, одинаково старающиеся сделать.

28. Может быть, по-разному у них будет получаться, поэтому в буквальном смысле слово «одинаково» будет неверно употребить, но они – имеющие одну и ту же тенденцию в движении в каком-то одном направлении. Тогда таким душам гармонию будет легче выстроить.

29. А души рождены от одного Отца, значит, они по сути-то все родственные.

30. Но этот вопрос… он, понимаешь, как будто бы и уместен, но так лучше не спрашивать, чтобы это не стало каким-то маячком в твоей голове для уже сознательного подхода к тому, с кем составить семью. «А где же мне найти родственную душу, чтоб влюбиться и с ней составить гармонию?» – чтоб вот такая ерунда не начала получаться, – улыбнулся Учитель. –

31. Поэтому эту тему лучше так не затрагивать. Невольно сразу маячки в голове начинают загораться, и человек начинает ориентироваться уже не чувствами, а головой. Но тогда он как раз неточно найдёт нужное себе для своего развития. Он начнёт искать удобное, выгодное, с которым было бы легче, но тогда начнутся накладки.

32. Лучше привязывайтесь просто чувственно. К кому вас подведёт, к кому залипнете чувством – это ваше. Получайте! Это всё полезно будет вам, всё очень нужно!» – засмеялся Учитель.

33. «Моделирую разговор внутри себя с ближним, у меня звучит фраза: “Из-за тебя мне пришлось делать то-то и то-то”».

34. «Когда ты говоришь «из-за тебя», ты обвиняешь. Это неправильно. Тут просто даже не обязательно говорить об обиде, так однозначно это будет неправильно обозначить. Но как неверное действие, связанное с осуждением, – да.

35. Это нередко делается человеком именно неосознанно даже, очень легко это получается. С эгоистических позиций это настолько уже отшлифованное, что человек даже не успевает, может быть, и заметить порой, что по инерции такое упоминает, проговаривает в отношении ближнего.

36. Но это делать нельзя, всегда надо понимать, что это связано именно с осуждением ближнего. Это нехорошо будет, поэтому старайтесь так никогда не говорить – «из-за…». Если хотите сказать, что кто-то в этом поучаствовал, как-то обозначить, тогда скажите “благодаря вам”».

37. «Тогда и говорить-то не придётся уже. А ещё я хотел спросить. Мне стали вспоминаться ситуации, вроде они давно прошли, но они очень неприятные такие. Получается, тогда я тоже неправильно отреагировал и как бы держу обиду внутри себя?»

38. «Сейчас Мне не совсем понятно, о чём идёт речь. Но если ты подразумеваешь, что кто-то был виноват, то, значит, это неправильно уже принципиально.

39. Никто ни в чём не виноват вокруг вас. Если в отношении вас сделаны какие-то действия, принесшие вам некоторое смущение, ущемлённость (такие ощущения у вас могут возникать по этому поводу), то по сути это всегда то, что вам нужно, и приходят они не потому, что ближние что-то неправильно осознают. То есть для вас не должно это всё ассоциироваться с тем, что ближние как-то недостаточно правильно оценили ситуацию и вам принесли сложность.

40. Если по большому счёту, конечно, они что-то неправильно оценили. Но если в отношении вас они что-то неправильно оценили, так надо было, чтобы это произошло именно в отношении вас.

41. Поэтому лично вам нельзя определять ошибочность действий ближних, особенно если эти действия направлены в вашу сторону и приносят вам какое-то смущение, ущемлённость. Будьте благодарны всему этому и спокойней к этому относитесь. Это вам нужно. И сразу смотрите, как вы на всё это реагируете.

42. Ближние должны были по отношению к вам так поступить, если всё-таки так поступили. Это уже реальность однозначно говорит: значит, они должны были это сделать, именно к вам направив какие-то, казалось бы неверные, действия.

43. Но ведь у человека бывает действие неверное связано с его личным непониманием правильности каких-то действий, а бывает какое-то временное ослепление.

44. Вы тоже могли нередко сталкиваться с такой ситуацией, что человек понимает, как правильно, но что-то в этот момент произошло, и он просто не успел отметить, что же на самом деле происходит, и как-то неожиданно поступил, поступил так, как в другой раз он больше никогда не поступит. Но в отношении вас он почему-то так поступил.

45. Но и это нет смысла оценивать. Всё, что к вам направлено, вам нужно это увидеть, вам нужно на это правильно отреагировать, в этом как-то правильно поучаствовать.

46. Оценивайте действия ближних проще: они всегда правы, если как-то поступили в отношении вас. Просто всегда правы – и всё. И дальше сразу смотрите только на себя: что у вас внутри происходит? почему вы так реагируете? И пробуйте разобраться сами с собой.

47. Но не надо дотошно выяснять, кто же из ближних ваших, которые вас окружают, был неправ. Это должно быть какое-то другое обстоятельство, которое прежде будет связано с тем, как сам тот человек пробует для себя что-то у вас переспросить по поводу своих шагов, желая у вас найти мудрость».

48. «Можно привести конкретный пример к этому? Меня ведущий удалил с собрания, и мне сказали, что мне нужно подойти к нему и поговорить. А у меня такое понимание: “А зачем? Сделал он так – нормально”».

49. «Так тоже нормально. Не обязательно подходить. Если ты хорошо это принял и понимаешь это как нормальное действие с его стороны, то, конечно, тут нет смысла подходить выяснять.

50. Если ты ушёл с возмущением и считаешь, что он неправ, или не поймёшь, а что именно ты неправильно сделал, тогда, конечно, лучше попробовать подойти пообщаться, чтоб просто увеличить свою мудрость, умножить её через добрую, познавательную беседу, которую ты можешь провести через уточняющие вопросы. Именно для себя.

51. А если тебе всё понятно и у тебя хорошее, нормальное настроение, то, в общем-то, не обязательно подходить».

52. «Учитель, являлся ли мой ответ грубым, когда на неоднократные смс-ки я написала: «Благодарю. Я сама решу, что и когда мне делать»?»

53. «Это грубовато, да».

54. «То есть можно только поблагодарить?»

55. «“Я сама решу” – эта добавка не нужна. Просто тогда: «Благодарю за совет». И на этом надо остановиться. А «сама знаю» – это нехорошо».

56. «Учитель, если жена мне в течение семи лет примерно одну и ту же фразу говорит: «Я всё равно боюсь, что ты уйдёшь от меня», то правильно ли я делаю, что в течение этих семи лет пытаюсь её как-то отговорить?»

57. «Нет, неправильно».

58. «А как мне правильно себя вести в этом отношении? Что говорить?»

59. «Не отговаривать».

60. «Просто молчать? Или какие-то разговоры всё-таки вести?»

61. «Нет таких определений в Истине, что надо в таком случае говорить. Ну как Я буду вам подбирать слова, какие вы должны говорить? Это не ко Мне вопрос. Найди всё что угодно, но отговаривать в данном случае, вернее, переубеждать – неправильно.

62. Это возможно в одном, по крайней мере в двух случаях. Но если это регулярно идёт, стабильно, то неправильно так же в этом участвовать. А дальше там уже посмотри, как ты сочтёшь нужным. Но этого лучше не делать».

63. «Учитель, у меня по жизни идёт как-то так, что, когда я делаю добро ближним, получается это как медвежья услуга. И от этого потом я начинаю переживать, что ближние расстраиваются. Хочется сделать хорошо, а получается как бы наоборот. Как мне быть в таких ситуациях?»

64. «Стараться дальше делать. Всё нормально делается, но ближние могут тоже неверно оценить этот поступок, и сам можешь неверно оценить. Ведь часто вы делаете, как Я уже сказал, ближним то, что на самом деле надо сделать, оно у вас поэтому и получается.

65. Когда вы говорите: «Хотел хорошее, а получилось как всегда», на самом деле это глупая поговорка. А получилось, наоборот, как надо. Вы хотели по-другому, а получилось так, как надо было. Так оно и получилось. И по-другому вы не должны были сделать. Поэтому ближним тоже надо уметь правильно к этому отнестись.

66. Но как вы стараетесь сделать добро? Вот тут уже надо посмотреть, тут могут быть разные механизмы. То есть один человек, видя действия другого человека, считает, что ему нужно что-то сделать, и, не спрашивая разрешения, к примеру, не посоветовавшись, идёт и делает ему какую-то помощь. И вот тут могут легко возникнуть разные накладки.

67. Другое дело – вы спросили, нужна ли помощь. Человек говорит: «Да, нужна». И опять же, одно дело – вы сделали так, как сочли нужным, а другое дело – посоветовались и сделали так, как человек этот хотел, но сам не мог. Вы сделали точно так, как он хотел. Оно действительно получилось так, каким было пожелание у того человека. У него это может вызвать радость.

68. То есть тут могут разные нюансы возникнуть, где, конечно, вы можете допустить и ошибку в самой попытке как-то оказать помощь. Но это уже будет другой вопрос, тогда вам надо будет несколько по-другому подходить к этой теме.

69. А в принципе, если вы старались действительно от сердца сделать что-то во благо, а получилось как-то по-другому, – нормально, не торопитесь расстраиваться. Главным критерием в этом случае являлось это ваше личное сердечное желание сделать благо.

70. Вы сами в себя загляните: а вы действительно хотели блага или под видом блага сделали так, чтобы, к примеру, корова у соседа «крякнула»? А вроде бы пошли помогать… То есть чтобы какая-то такая нехорошая черта где-то изнутри у вас не проскользнула под лозунгом блага.

71. Но это вы всегда в состоянии на самом деле оценить. Это каждый человек в состоянии оценить, заглянув искренне внутрь себя. И если уж вы действительно оценили, что вам очень хотелось помочь, сделать как лучше, вы всё сделали нормально. То есть это полностью вас оправдывает.

72. А дальше начинаются творческие нюансы, где уже надо смотреть, советоваться, уже набираться мудрости, учиться сделать это лучше. Это уже будет вторая сторона. Но главная – она уже нормальная в этом случае при таком позыве».

73. «Надо ли понимать, что сделал другому благо?»

74. «Здесь не об этом сейчас идёт речь. Главное, чтоб вы оценили своё действительно искреннее желание сделать как можно лучше.

75. При этом вы должны, естественно, понимать, что могло получиться и вовсе неправильно (вы старались, но вы как человек могли ошибиться). Поэтому неправильно будет однозначно понимать, что если вы искреннее старались, то сделали благое дело.

76. По большому счёту может благим быть дело. К примеру, вы сделали что-то – и погибли несколько человек. А вы хотели вроде бы что-то хорошее сделать, но ошиблись, и раз – это привело к гибели. На самом деле это тоже благо. Но по большому счёту. Это не человеческим умом нужно будет оценивать.

77. Это мы немножко шире посмотрели, в целом, в жизни. Вы этого не хотели, но оно не случайно произошло. Опять же сводится к тому, что, значит, так должно было быть.

78. Поэтому в большом смысле вы не оцените, благо получилось или не благо. Оно, конечно, всегда благом будет являться, но вы прежде должны оценить, как вы стараетесь это сделать. И дальше, по мере того какие результаты получаются, пробовать осмыслить какие-то свои шаги, сделать новые переосмысления каких-то своих действий.

79. Может быть, исходя из того, что в конечном итоге у вас получилось, вы увидите, что вам надо было сделать как-то по-другому. То есть вы учитесь у жизни. Но вам не следуeт оценивать, благо вы сделали или не благо. Главное, что вы старались сделать лучше. Вот лучше на этом останавливаться прежде».

80. «Мне говорят: «А из-за тебя человек горит». Но ко мне он не подходит, не выясняет суть. Я говорю: «Ну и ладно, ну и пусть себе горит на здоровье синим пламенем».

81. «Ну, нормально, возможно такое».

82. «Нормально? Дальше разворачивается ситуация, мне говорят: “А не хотел бы ты пойти успокоить этого человека?”»

83. «Если тот человек не ищет встречи, то тут, конечно же, это играет роль. Но ещё есть и другое обстоятельство, при котором хорошо было бы пойти и уточнить. Допустим, ты что-то сделал, и, по всей видимости, сделал грубо».

84. «Я сказал молодой женщине: «Я тебя воспринимаю сильной, красивой, цветущей женщиной». А перед этим она сказала, что у неё спина болит, что она чувствует себя слабой. А когда меня спросили, как я воспринимаю женщин, я высказал…»

85. «Кто тебя спросил?»

86. «А это на собрании женщины спросили: “Как ты воспринимаешь женщин?”»

87. «Вообще женщин или конкретную женщину?»

88. «Женщин и конкретно эту женщину тоже».

89. «Как ты воспринимаешь? Просто сам по себе вопрос или после разговора, когда женщина сказала: «Я слабая, у меня болит спина»?»

90. «Она в начале собрания это проговорила. А уже в процессе собрания, где-то в середине его, я высказал своё отношение, что я воспринимаю её красивой, сильной, цветущей женщиной».

91. «Ну, в этом нарушения нет. Из того, как ты говоришь. А с другой стороны, если женщина говорит: «Я слабая, спина болит…» – и пробует тебе как-то намекнуть, что дрова бы поколоть, а ты: «Да я тебя понимаю! Ты сильный, хороший, нормальный человек» – и быстренько в сторону пошёл, то есть как-то отвертелся (главное, чтоб не помочь женщине), тогда, получается, конечно, это какая-то ненормальная уже проявилась с твоей стороны грань.

92. Так вот здесь нюанс… Как будто не договаривается что-то. Если просто так, ни с того ни с сего тебя спросили: «Как ты относишься к женщинам?» – и ты просто выдал то хорошее, что ты считал (не как хитрая увёртка от чего-то, а просто хорошее пожелание выразил), тогда нормально».

93. «Но здесь дело в том, что мне сказали: «А ты не хотел бы пойти извиниться?» Я говорю “нет”».

94. «За то, что я сказал «сильная»? Вы хотите тогда, чтобы я пошёл и сказал: «Извини, я действительно вижу тебя слабой, дряхлой, нуждающейся в постоянной помощи»? – со смехом проговорил Учитель от лица спрашивающего. – А не придётся ли ещё больше извиняться уже после этого?»

95. «А мне сказали: “А ты не хотел бы задать вопрос Учителю?”»

96. «Вот ты и спроси: “Какой? Если у меня будет вопрос, я захочу задать. Но если у меня его нет, как я его могу захотеть задать? Скажите, как можно захотеть сделать то, чего нет?”»

97. «Но в данном случае я проанализировал, вопрос задаю…»

98. «Тогда всё. Если Я правильно понял, ты выразил именно хорошую часть своего восприятия женщины, не подразумевая попытку хитро от чего-то, от какой-то ответственности увернуться, тогда нормально.

99. Тут главное – искренно заглянуть внутрь себя: когда ты что-то выражаешь, то что где-то в глубине подразумевается?

100. Если был чистый порыв именно хорошее подчеркнуть так, как ты видишь, то нормально. Может быть, даже где-то ты и как-то грубо это выразил – нормально, на это загореться нельзя и не должен гореть человек. Он загорится тогда, если он в твоих фразах заподозрил что-то другое.

101. Если ты так сказал, а женщина додумала, что ты тем самым попытался увернуться от того, чтобы оказать ей помощь, и как будто бы намекнул ей: «Коли сама дрова! Здоровая вон ходишь», – конечно, если она такое додумает, ей ничего не остаётся, как гореть синим пламенем. Но тогда это уже горение от собственного додумывания. И тут ты уже не виноват.

102. Поэтому тут важен твой изначальный помысел. В этом случае его однозначно нельзя обозначить как неправильный. Неправильность может скрываться именно в этом внутреннем позыве, но не в выражении фразы, которую ты произнёс».

103. В ответе на один из вопросов Учителем было сказано: «…Одни исправимы, другие неисправимы. И то, что даже исправимо, бывает, не исправляется сразу, исправляется в течение долгого времени. И нередко исправляется не оттого, что подсказывают, а оттого, что правильно ведут себя рядом. И постепенно ближний всё равно начнёт замечать свою ошибку. Но, опять же подчеркну, не оттого что ему её подсказывают, а оттого, что правильно реагируют ближние.

104. Это целая школа мудрости, где надо поменьше торопиться укорять ближнего в его недостатках. Вы верьте в человека, помогайте ему. Он справится.

105. Человек не может не найти ошибку свою, он обязательно её найдёт. Сама жизнь, сами обстоятельства, его личные переживания, его личные понимания, прозревания время от времени постепенно будут вести его к познанию мудрости. Обязательно! Любого человека.

106. И если вы что-то недоскажете кому-то, это вовсе не означает, что человек теперь без этого не выкарабкается. Выкарабкается! И учитывая то, как часто делаются подсказки, можно даже сказать, что он быстрее выкарабкается без этих подсказок».