Повествование от Вадима

Часть 16

Глава 9

Двадцать восьмого июня в Небесной Обители Учитель дал интервью съёмочной группе документальной студии «Риск» из Москвы. Вопросы задавал мужчина-журналист.

2. «Пожив здесь и пообщавшись с людьми, я вижу, что то, что здесь происходит, очень интересно. Вообще просто очень интересно то, что здесь пытаетесь сделать Вы с Вашими последователями. Вот как это происходило с Вами? Как Вы почувствовали вот это призвание?»

3. «Это трудно будет… Я не знаю, как это объяснять, рассказывать.

4. Мне больше хотелось смотреть на мир со стороны. Если свести к чему-то краткому все желания, какие-то мечты, они больше сводились к тому, что Я смотрю на всё со стороны и не участвую во всём этом.

5. Поэтому того, к чему устремлялись Мои сверстники, как Я видел их мечты, ничего подобного у Меня не было. Мне, наоборот, было любопытно наблюдать за их мечтами, за их желаниями, то, как они определялись, заканчивая школу.

6. А для Меня это всё было очень чужое. Я понимал, что оно не Моё. Ни один мир Моих чувств не был созвучен этому всему.

7. Поэтому на тот момент Я искал только вариант, когда Я просто как наблюдаю. Но Мне трудно было себя увидеть, что Я участвую во всём этом, слишком это было чужое.

8. Но Я не мог это понимать до конца, потому что иначе (если бы Я начал понимать) Я бы пробудился к действию. Но к действию тогда было бы не вовремя, начались бы многочисленные трудности, накладки.

9. Поэтому это Пробуждение Моё должно было произойти в один момент и в определённое, строго определённое время, когда и общество будет к этому наиболее благоприятно открыто. Поэтому всё произошло тогда, когда определённая свобода появилась в обществе к поискам Истины. Тогда Я и проснулся, чтобы Её рассказывать».

10. «Здесь должны люди научиться жить как бы вне той цивилизации, которая сейчас развивается, да? Научиться выжить. В принципе, это Ковчег, да?»

11. «Да, это смысл. Чтобы говорить о спасении, прежде всего его надо выстраивать, выстраивать очень большим трудом. Потому что задача связана с победой над своими страстями. Человек должен сам себя победить, свои слабости.

12. А этот труд даётся, бывает, десятилетиями. И за какой-то короткий период времени здесь этот труд надо сделать достаточно большим количеством людей. Чтобы это не маленькая группа была. И через неё уже будет определяться характер спасения общества.

13. Ведь если выживет достаточно благоприятная группа людей с правильным видением жизни своей, путей своего пребывания на этой Земле, правильным пониманием мира окружающего, то, даже если всё остальное человечество каким-то образом покинет свою жизнь на Земле, этой группы будет достаточно, чтобы человеческая цивилизация сохранилась. Но уже с правильным пониманием. Где будет исключена вероятность духовных расхождений, что является самым опасным.

14. Поэтому спасение не заключается в том, чтобы как можно большее число людей спасти, а чтобы спасти ту часть, которая всё-таки способна окажется в сложных условиях изменить себя так, как не могли изменить себя люди за тысячи лет. Здесь от людей требуется подвиг – сделать немыслимое, что никогда они представить себе не могли.

15. Поэтому это очень трудный, сложный будет Путь. И он и проявляет себя сложностями большими. Слабостей слишком много, их привыкли лелеять, а тут их надо победить, построить какое-то другое общество, какие-то другие условия жизни, неприсущие обычной форме жизни в обществе, в так называемом цивилизованном обществе.

16. Но эту группу надо воспитать. Поэтому сюда нельзя зазвать, обещая что-то. Сюда вообще никого нельзя звать.

17. Поэтому главный принцип заключён в этом смысле в том, чтобы люди сами решили, ехать им сюда или нет. И на вопрос «можно ли приехать?» Я никогда не даю ответ «да» или «нет». Это должен решить обязательно человек сам».

18. «В данном случае Истиной и Законом Вы здесь присутствуете в общине, да?»

19. «Как Тот, Кто может обозначить на человеческом языке Волю Бога, Его Слово, Его Закон. Потому что Его надо показать на доступном человеку языке.

20. Для этого надо чувствовать человека, чувствовать те изгибы, которые в его существе происходят. Эти изгибы очень хитро переплетаются. И как правило, человек многие законы в отношении духовного развития, которые даже достаточно правильно уже существуют на Земле, очень интересно, хитро интерпретирует, опять же переводя всё на благо эгоизма.

21. Чтобы это отсечь, нужно живое общение человека с Тем, Кто может этот Закон показать. Когда человек неоднократно может подходить к одному и тому же вопросу с разных сторон, где его хитрость пытается найти лазейку, но где Учитель будет чётко пресекать лазейку. То есть Он всегда будет перекрывать эти вероятные хитрые какие-то уловки, которые будет сам человек, не ведая того, выискивать.

22. Поэтому нужно живое общение. Мало будет просто обозначить на скрижалях где-то какие-то законы, их надо показать в разных оттенках, как может преломить это человек. Это живое общение должно быть. Другое трудно предположить именно в жизни человека».

23. «На мой взгляд, существует такая вещь, когда человек что-то делает, но он всегда знает, что есть кто-то (вот есть Вы, в частности), кто может сказать ему окончательно, как нужно делать. И не является ли это, с какой-то точки зрения, всё-таки некоторым даже, я бы сказал (не знаю, может быть, я не прав), препятствием для некого вызревания человека?»

24. «Есть, конечно, такая опасность. Поэтому это очень непростое обстоятельство. Помогать человеку таким образом и полезно, и опасно.

25. Полезно тем, что можно за короткий период очень многое показать, как правильно сделать. Но это не должно длиться чрезмерно долго, иначе пойдёт леность, ощущение, что не особенно требуется думать человеку как будто бы, он всегда может узнать ответ.

26. И в то же время Я вижу, на что требуется давать ответ. А где-то Я уже перестаю давать ответы. То есть Я знаю, что это неоднократно трогалось с разных сторон, и теперь человек должен сам найти решение. Если он действительно устремлён искать Истину, он должен Её знать, он должен Её понимать, уже опираясь на всё то, что он имеет ранее сказанное.

27. Поэтому с развитием времени встречи такие становятся всё реже и реже. И многие вопросы, которые подаются на рассмотрение, остаются уже без ответа, потому что на них уже нельзя отвечать так много раз. Люди должны искать сами, уже должны знать сами — то есть как своеобразный экзамен.

28. Поэтому, конечно же, это непростая история… Но она будет длиться столько, сколько будет наиболее благоприятно. Как только будет сказано всё, что нужно, тогда, может быть, и нужно будет закончить эту историю, позволить человеку самостоятельно дальше двигаться, уже имея всё необходимое для правильного изменения себя.

29. Но присутствие Учителя приносит не только возможность услышать, как правильно сделать то или иное действие, присутствие Учителя ещё связано с тем, что Его Дух, Его Сила немножко иная.

30. Когда верующие соединяются с Ним, у них появляются дополнительные силы. То есть Его Силы имеют определённые величины, отличающиеся от сил человека. И человек, в любой момент вспомнив об Учителе, доверившись ему, может просто физически почувствовать, как силы притекают к нему. И он будет чувствовать, что он, оказывается, в какой-то критический момент в состоянии преодолеть какие-то возникшие трудности.

31. То есть вот эта духовная Основа ещё здесь призвана быть поддержкой для верующих, та реальная физическая сила в материальном теле Учителя, которая очень близка, приближена к человеческим ощущениям, к его вибрациям. Это тоже немаловажный момент.

32. Даже если однажды Я перестану вообще что-то говорить, не буду видеть нужным, то одно присутствие может ещё играть какую-то роль.

33. Но это со временем уже посмотрим, как это будет благоприятным. Учитель не должен регулярно как-то, с какой-то большой частотой посещать людей. Так делать нельзя. Так могут посещать те, кто могут нести часть Истины, но всю Истину они не должны нести.

34. Появление самой Истины должно быть очень кратким и очень редким. Иначе это будет опасным для нормального развития человека, ведь человек должен искать, он должен пробовать, он должен ошибаться, и притом не бояться ошибаться.

35. Поэтому Моя задача ещё в данном случае такова, чтобы показать человеку, так какова же разница в грехе и в обычных ошибках, которые способен делать человек.

36. Потому что нельзя говорить, что человек грешен и будет всегда грешен. Это очень примитивный подход. Человек не должен быть грешен. А грешен только в том случае, когда он осознано делает то, что считает неправильным.

37. Но если он ошибается, искренне веря, что он делает правильно, это грехом нельзя считать. Это его нормальная творческая ошибка, которая будет обязательно приносить ему мудрость, и он будет становиться лучше. То есть идёт процесс развития. И если процесс развития всё-таки происходит, как его можно считать чем-то негативным? Это нормальное явление в жизни человека

38. Поэтому люди должны искать, пробовать, и нельзя им всегда или очень часто давать точные подсказки. Можно давать, только когда уже видится, что дальнейшее движение человеческого общества может быть опасным и привести к какой-то большой неприятности. Вот тогда надо вмешаться в жизнь людей.

39. Потому что появление Учителя очень сильно влияет на все движения в обществе. Его появление, будет Он говорить – не будет говорить, присутствие Его информационного поля в информации всего общества уже сильно влияет на всё и активизирует многие события.

40. Одно дело – люди не принимают того, кто несёт часть Истины, другое дело – если люди отталкивают Того, Кто несёт всю Истину, необходимую для человека. Это разный род ответственности, и в этом случае это становится более опасным для человека.

41. Я подхожу к этим встречам, ощущая их. То есть Мне нужно ощутить, с чем пришли люди на встречу. Я всегда хотел бы пойти к ним и объяснить, и помочь. Но в последние времена нередко уже стали происходить события, когда обозначается встреча, как раньше это делалось, люди собираются, а Я ощущаю отсутствие желания пойти что-то сказать.

42. Это говорит о том, что вопросы, с которыми люди приходят не нуждаются в том, чтобы дать ответ, и приходится отказываться в этот момент от встречи. И это уже становится достаточно так нередко.

43. То есть ощутить желание поговорить с людьми – это не такое частое явление сейчас начинает происходить. Это больше там происходит, где люди мало знают, с чем соприкасаются. Вот там, естественно, интерес помочь им, открыть глаза на многое нормально проявляется.

44. Но среди верующих уже возникает вот это торможение, потому что многие вещи они должны знать. О многом, что сейчас пробуют ещё спрашивать, Я уже говорил с первых лет своих встреч (это уже больше десяти лет), и некоторые вещи просто уже несерьёзно повторять.

45. Они должны проявить активность искать, а иначе это становится очень несерьёзным: не думать, не рассуждать, не изучать Писание, а пришла проблема – не задумываясь пойти и просто спросить.

46. Поэтому даже один из уроков, который сейчас ставится перед верующими, – это умение формировать вопрос.

47. Когда возникает проблема, человеку хочется рассказать проблему. Это неправильно. Значит, он не знает, что ему надо взять.

48. Поэтому сейчас нужно будет подвести людей к этим рассуждениям, и тогда у них откроются более интересные вопросы, на которые можно продолжить отвечать. Но в основном это пока ещё такие, на которые ответ просто не требуется, он уже есть».

49. «Что за момент сейчас в общине происходит?»

50. «Своеобразный экзамен. Экзамен, который активизирует человека в поиске Истины, в осмыслении того, что он раньше имел.

51. Но в этом экзамене проявится та инерция мышления, которая была присуща человеку, когда он не торопился много решать быстро, активно, а когда больше это откладывалось где-то на потом.

52. Малое внимание, которое присуще человеку, он проявляет в разных очень ответственных ситуациях. То есть это некоторая рассеянность мышления, которая воспитана была уже у человека за долгие годы его пребывания в обществе.

53. И конечно, это всё должно было сказаться, должно проявить себя, где это должно обострить какие-то проблемы в жизни этих людей, и что, в свою очередь, должно привести к перелому их мышления, то есть привести к умению больше концентрироваться на главном, находить это главное.

54. Поэтому это нормальный сейчас идёт этап. Конечно, раньше было трудно видеть, каким он будет. Всегда верится, что это проще будет.

55. Мне было трудно предугадать такие сложности, которые сейчас приходится наблюдать. Потому что представить их самому сложно, их приходится видеть сейчас и уже в горячую решать, искать пути, как это решить лучше.

56. Поэтому здесь Я и говорю о важности именно живого вмешательства Учителя. Нельзя предугадать разные сложности, которые связаны с психикой человека, отклонения, которые у него возникают, и надо в горячую на них реагировать в тот или иной момент, замечая, какие отклонения всё-таки может та или иная группа людей делать. Вот это всё приходится сейчас вживую наблюдать и пробовать корректировать, насколько это возможно.

57. Но это, конечно, решающий момент. Одно дело – первые годы, когда многие трудности преодолевались даже ещё и на волне эйфории, которая у верующего человека возникает. Он находит что-то очень важное для себя – у него происходит бурный процесс в психике, своеобразное изменение в гормонах его, в физиологии, и это как будто бы окрыляет, даёт больше сил.

58. Но потом это всё успокаивается. Это естественно должно успокоиться. Он должен пользоваться не эйфорией какой-то, каким-то особым аффектным состоянием своей психики, а должен в нормальном состоянии учиться реагировать на происходящую реальность.

59. Это успокоение у многих естественно приходит, и они начинают видеть, что всё не так-то просто, как раньше казалось, что, оказывается, непростую работу действительно надо сделать. Хотя неоднократно Я говорил, что труд будет невероятно сложный, но это представить, конечно, было бы сложно самому человеку, пока он сам это не увидел.

60. И вот сейчас, увидев, многие начали беспокоиться, пугаться. Но, преодолевая себя, они лишь укрепляют свою веру, становятся мудрее, обжигаясь на своих собственных ошибках, которые делают в этом случае.

61. Это же процессы очень непростые. Но всё равно можно видеть, как люди закаляются, что те, кто действительно устремлены правильно, становятся намного лучше, крепче, у них поступь твёрже становится.

62. Те, кто слабее, начинают шататься больше. Но их участь – это смотреть на тех, кто посильней, на тех, у кого поступь твёрже становится, и на этом примере, цепляясь за ближних, встать тоже потом рядом с ними. Здесь очень важно, когда их ближние всё-таки могут делать эти победы.

63. Иначе, когда их ближние массово проявляют какую-то слабость, им трудно опереться на какие-то примеры, и тогда страх может очень сильно возобладать, и возникнет дальше отчаяние, что это всё сделать невозможно. Это очень опасное явление в массе людей.

64. Поэтому очень важно, чтобы какие-то единицы, пусть даже, может быть, и единицы, но всё-таки эти шаги могли делать победные. Тогда другие видят, что, оказывается, это всё можно сделать, они вдохновляются благодаря ближним и начинают устремляться уже интересней делать свои собственные шаги».

65. «Вот такой вопрос, он, может быть, глупый: а никогда сомнений не возникало в этом Пути у Вас?»

66. «Да нет, это невозможно. Если бы Я искал этот Путь, как каждый человек пробует искать – на каком-то этапе засомневаться, попробовать поискать что-то другое… Но в случае со Мной это невозможно.

67. Если Я для этого рождён, для Меня просто невозможно возникновение такого сомнения, потому что это Моя жизнь, это Моё естество.

68. И благополучие Моей деятельности зависит от того, насколько этому доверяются и стараются исполнить. Потому что Мой смысл жизни заключён только в том, что Я вижу нуждающихся в том, что Я имею. Чем меньше этих нуждающихся, тем меньше у Меня смысл существовать. Другого у Меня не существует смысла. Меня не интересует в этом мире ничего больше.

69. То есть человек должен искать, в творчестве развиваться, его должно многое волновать, он должен многим любоваться… А во Мне эти качества очень своеобразны. Меня ничего не волнует, кроме самого человека и того, что ему нужно. Тогда Я нахожу то, что ему нужно, и даю так, как вижу наиболее благоприятным в помощь человеку. Если человеку это не нужно, Меня это совсем не интересует.

70. Поэтому Мой смысл, Моя заинтересованность быть среди людей зависит только от самих людей. Если Я вижу, что им нужен, Я живу; перестану видеть эту нужность – у Меня исчезнет нужда быть».

71. «Как Вы выстраиваете будущее Ваших детей?»

72. «Никак не выстраиваю. Они сами решат, кем им быть, как быть. Насколько смогут опираться – Я буду помогать, будут спрашивать совета – буду подсказывать.

73. Но дальше они сами должны многое решить, потому что у них есть немало интересных особенностей внутри, которые по-своему скажутся в жизни, и как они будут дальше решать – буду переживать. Будет хотеться, конечно, чтобы было лучше. Это нормальное пожелание будет. Но им самим надо будет делать шаги.

74. Поэтому Я для них ничего не решаю, не определяю. Могу подсказать что-то, если вижу, что в этом направлении проявляется интерес, тогда могу что-то посоветовать, но дальше опять же будут решать сами».

75. «Как Ваши дети относятся к тому, что Вы здесь являетесь для Ваших последователей Истиной и Христом?»

76. «На эту тему мы так подробно с ними не разговариваем. Они слышат от людей, они делают какие-то сравнения, но как-то всерьёз на эту тему мы с ними не разговаривали.

77. Пусть они наблюдают, пусть смотрят, пусть думают. Что-то спросят – Я буду объяснять, но им надо самим всё это осмысливать, учиться чувствовать, видеть. Поэтому эта тема свободна. Я им ничего не навязываю, они сами должны это выбрать».

78. «Просто история – свидетельство тому, что у детей очень известных наших лидеров достаточно трагично складывались судьбы. В силу, может быть, именно такого внимания, в силу каких-то внутренних причин. Может, Вы что-то делаете, чтобы всё-таки их жизнь сложилась?»

79. «Я делаю всё, что от Меня зависит. Но нельзя жизнь человека искусственно со стороны как-то выстроить. Человек должен сам всё сделать своими руками.

80. Поэтому Я делаю только то, что от Меня зависит. Я могу посоветовать, подсказать что-то, рассказать, поддержать, успокоить. Но за детей Я ничего не сделаю из того, что им надо своими руками сделать.

81. Конечно, что-то Меня беспокоит, потому что Я вижу качества, какие есть у кого-то из них, Я знаю, что эти качества будут связаны с какими-то проблемами. Но это беспокойство никак не разрешить.

82. Остаётся только довериться, что, когда придёт этот час решать эти проблемы, он сможет решить эти проблемы, он будет стараться решить и авторитет папы сохранится, потому что Я вижу, что они доверяют Мне. То есть они всегда готовы послушать, слушают.

83. Но не хотелось бы трогать какие-то темы, пока они сами не начинают к ним подходить. Когда они сами к ним дозрели, тогда уже об этих темах беседовать».

84. «А вот по вере Ваши дети все Ваши последователи?»

85. «Нет, так нельзя сказать. Для многих, наверное, даже вообще будет удивлением: как это так – у Виссариона дети вообще не знают даже молитву! Это главный показатель, чтобы понимать, что тут всё очень-очень свободно.

86. И веру нельзя постигать, когда её навязывают. О ней можно рассказать, можно что-то показать. Но хорошо бы, чтобы дети сами потянулись. Тогда им проще это дать и они лучше этим воспользуются. Чтобы это не было чем-то механическим у них, потому что тогда это не даст нужного результата.

87. И то, что пока они как-то в это не погружены, это вовсе не означает, что какая-то потеря происходит. Нет, идёт нормальный процесс, где свою ношу, они понесут в своё время. Я верю в это».

88. «А есть кто-то из детей, которые вообще не принимают веру, такие атеисты в Вашей семье?»

89. «Да ни с кем из них разговора нет именно на эту тему – насколько они должны верить или не должны верить…»

90. «А по Вашим ощущениям?»

91. «Да они пока ещё достаточно маленькие, многие из них. Рома самый старший. Конечно, с ним происходят беседы, когда он делится какими-то проблемами, какими-то задачами, фантазиями своими. Конечно же, Я с ним общаюсь и показываю какую-то другую сторону, где он смущается и начинает переживать: «Ну что такое, опять не так я!» А сам думает, что, оказывается, надо по-другому, а он мало склонен так делать. Ну, так побеседуем, он попробует как-то отстоять свою точку зрения, но Я вижу: всё равно он склонен послушать Меня.

92. Я знаю, что, конечно же, всё, что Я могу им дать, обязательно дам. Они так воспитываются, что у нас отношения очень доверительные с ними, поэтому они обязательно спросят то, что уже созреет у них, и Я подскажу. А это и есть то, что им нужно. Всё остальное они должны сделать сами.

93. То есть Мне не надо выстраивать их судьбу, они её должны построить сами. Но у Меня есть возможность им дать нужное. Они просто спросят каждый в свой час и в нужное время.

94. Рома спрашивает, он старается это понять, старается этому следовать, побеждает себя, потом где-то звонит, говорит: «Я победил себя, я вот тут сумел всё-таки сделать!» Уже радуемся вместе.

95. Но где-то у него не получается, он признаётся в этом. Опять мы говорим, как лучше. Но он показывает, что ему, конечно, многое пока ещё явно не по силам. Он пробует пока ещё держаться за что-то своё, и Я его не тороплюсь как-то строго отговаривать. Но показываю, что это будет нехорошо, что это тут сложности какие-то даст. Об этом мы говорим.

96. Но тут не удержишь. Тут надо дать сделать ошибку какую-то, чтобы дальше он понял мудрость.

97. Хотя некоторые шаги, которые он склонен делать, конечно, Меня сильно, бывает, беспокоят, но Я вижу, что Я не в силах на них повлиять. То есть он же самостоятельный уже взрослый человек, и его не удержишь постоянно на верёвочке. Поэтому, конечно, это беспокоит. Хочется, чтобы не было каких-то больших неприятностей, но…»

98. «А вот вторая дочка, тоже уже взрослая, Даша?»

99. «У неё тоже будет очень непростая судьба, очень непростая. Ну, опять кроме беспокойства о том, что не хотелось бы каких-то больших трудностей, ничего не изменишь.

100. Конечно, многие будут трудности. Но остаётся надеяться, что всё-таки как-то ей удастся правильно решить, удастся воспользоваться подсказкой, которую она в тот или иной момент всё-таки попросит. Я только лишь беспокоюсь, как, видимо, и все родители беспокоятся о детях, когда очень хочется, чтобы меньше было неприятностей. Но неприятности учат.

101. Я очень переживал за Рому, когда он должен был уехать. И Я понимал, что ему надо ехать, хотя видел, что он совершенно неприспособлен к той жизни. Он имеет качества, которые могут быть для него там даже опасными. Поэтому очень это переживалось. Но Я видел, что нельзя его оставить дома, просто нельзя оставлять, ещё хуже будет».

102. «Ну да, здесь же он сам жаловался, что все на него «пялятся», как бы балуют его и прочее. Это, конечно, очень сложный момент».

103. «Ему нужна была мудрость, – включился в разговор Вадим. – Ему не с чем было сравнить эту среду. Поэтому теперь, когда он уехал туда, ему есть с чем сопоставить. А так были только одни фантазии его, и сопоставления реального не было никакого. Сейчас он его имеет. Он увидел жизнь, которую он раньше не предполагал. Он увидел отношения, в которых он не был.

104. Здесь же к нему были другие отношения, как к человеку равному без возраста, которому старались помочь и в том, и в другом. Там он увидел совсем другое. Там он увидел жёсткость, агрессию. И он сумел сравнить. Теперь же он сделал выбор, что он хочет быть здесь. Раньше у него такого выбора не было».

105. «Пока это же не значит, что он как верующий будет рьяно стремиться исполнять законы, – продолжил Учитель. – Конечно, пока ещё нет этого. Но одно то, что он хочет здесь быть, хочет быть мастером, уже неплохо. Пожалуйста. Но дальше опять видно будет.

106. Стать верующим по-настоящему – это определённая духовная зрелость должна быть.

107. То есть своеобразных истин на Земле много, но только одна из них открывает полноту Истины. Значит, все остальные в разной степени недоговаривают Истину. И соответственно, в зависимости от внутреннего мира человек выбирает ту или иную духовную ступеньку для себя как совершенную Истину. Но в зависимости от своего внутреннего развития.

108. И чем ниже ступень, тем больше каких-то внутренних недостатков, которые пока ещё не позволяют человеку видеть нечто большее, и он выбирает, соответственно, что-то для себя близкое. Для него это дорого, он должен на этом стоять, пока не созреет к чему-то следующему и не пойдёт дальше.

109. Духовное развитие… оно очень особенное. Нельзя всех загнать на какую-то одну ступеньку. Они все должны выбрать в соответствии со своим внутренним поиском и должны до этого дозревать.

110. И чем выше предполагается ноша в какой-то истине, где больше открывается сама Истина, тем более зрелым должен подойти к этому человек.

111. Его нельзя вовлечь каким-то иным образом. Это только для него хуже будет. Нужно не лицемерить, нужно действительно взять то, что тебе посильно. Ты чувствуешь, что это твоё, открывается твоё естество лучше, ты лучше себя реализуешь – вот это и есть то, где тебе уже надо быть достойным и соответствовать всему тому, что требуется в этом случае.

112. Но Рома пока ещё больше ребёнок внутри, несмотря на то что возраст у него уже человека, которому пора бы уже и отцом стать. Но ему ещё надо больше в игрушки играть, ещё фантазировать, где-то мечтами увлекаться. Пока ещё такой возраст. Ему ещё трудно доверить многие серьёзные вещи.

113. Но это естество его такое, и тут никак не изменить его искусственно, пока он сам не наберётся нужного опыта. Остаётся только ждать, помогать по возможности».