Повествование от Вадима

Часть 14

Глава 15

В воскресный день третьего октября в долине папоротников Учитель отвечал на вопросы верующих после слияния.

2. «Учитель, хотелось бы услышать что-нибудь об оттенках мужской дружбы».

3. «Что именно вы хотите знать? Я буду отвечать на то, что более конкретно вами затрагивается. «Что-нибудь об оттенках…» Что такое «что-нибудь»?»

4. «Просто я смотрел в Писании — там очень много сказано о дружбе, а о мужской дружбе я ничего не нашёл».

5. «Если ты пробуешь сделать что-то, что касается дружбы мужской, то тогда ты естественно столкнёшься с какими-то непонятными обстоятельствами. То есть, делая какой-то конкретный шаг, ты можешь задаться вопросом, а правильно ли ты именно этот шаг делаешь.

6. Если тебя что-то смутило, напугало, ты почувствовал что-то нехорошее, но не знаешь, а правильно ли, — вот тогда ты начинаешь уже формулировать более точный вопрос: «А в мужской дружбе вот такое-то действие нормально или ненормально? А какое лучше сделать действие вот в том-то или том-то случае именно мужчине?» То есть ты начнёшь переходить к чему-то уже более конкретному.

7. Лучше не спрашивать по всей теме сразу. Вы сегодня сталкиваетесь с какими-то задачами, уже сегодня. Поэтому очень важно сегодня сделать какой-то правильный шаг.

8. Не просто уяснить какую-то большую, большую тему на будущее, а вы сегодня уже должны что-то сделать, пойти вот сейчас со встречи и уже что-то сделать, реальное, конкретное, от чего впрямую зависит становление вашего внутреннего мира. Значит, уже вот эту ясность надо обрести: что именно вы хотите сделать и правильно ли будет приложить эти конкретные усилия?

9. И тогда эта тема, мужской ли дружбы, женской ли дружбы, будет узнаваться вами всю жизнь. Потому что на самом деле это тема, о которой никак просто не скажешь. И если даже выразить как-то словами, то вряд ли это будет понятно. Если вы не обрели этих качеств, вы их не почувствуете.

10. Если какие-то моменты вами были постигнуты в жизни, то, конечно, Мои слова какие-то отзовутся у вас внутри согласием, потому что вы достигли этого. Но если взять в целом тему дружбы как что-то ещё мало познанное, значит, многое из того, что Я на эту тему скажу, никак у вас не отзовётся: вы не знаете этого.

11. Поэтому сразу обрести понятное что-то, ясное в своём понимании относительно этой дружбы вам вряд ли удастся. Эту тему, как и многие, многие другие темы, вам надо будет узнавать долго, годами, десятилетиями, и обретать уже настоящую мудрость относительно этой темы.

12. А сегодня уже надо что-то сделать. Поэтому учитесь размышлять практично, конкретно. Сегодня есть задачи — вам надо посмотреть, правильно ли вы их решаете. Как верующие что вы должны сделать, чтобы это соответствовало Истине, Гармонии, чтоб вы больше исполняли законы Бога, а не что-то своё, желанное вам, вам присущее, и, как правило, чаще связанное со слабостью? Вот этим надо озаботиться.

13. Потому что вы испытываетесь жизнью очень серьёзно, каждый раз жизнь привносит вам новые испытания. И быть озабоченным правильностью своих шагов очень важно для верующего человека.

14. Если кто-то может иметь право беспокоиться только о том, достаточно ли он вкусно кушает, достаточно ли он красиво одевается, то для верующего не это должно быть заботой. Хотя это, конечно же, задевает вас, потому что и кушать хочется, и одеться вроде бы требуется… Есть эта задача, но она не ведущая для верующего.

15. Верующий беспокоится прежде всего о том, кто он во сути своей, насколько он соответствует тем законам, в которых родился, и исполняет ли он ту задачу, которая перед ним поставлена его Отцом. Вот это задача для верующего. Вот этим озабоченным быть и надо каждому из вас.

16. И вот тут учитесь размышлять. Сегодняшний день приносит задачу… Завтрашний день принесёт какие-то, может быть, новые уже задачи. Но каждый день вы должны размышлять, правильно ли вы решаете те задачи, которые перед вами развернулись, действительно ли вы идёте к победе или в какую-то другую сторону.

17. Верующий человек — это глубоко мыслящий человек. Его заботит то, какие он шаги делает, насколько они действительно соответствуют Воле Бога. Эта тема очень серьёзная, очень большая. Поэтому законы Истины — это школа жизни. А жизнь — это всё ваше времяпровождение на Земле…»

18. «Учитель, мог бы Ты назвать отличительные особенности духовных миров мужчины и женщины?»

19. «Это аналогичный вопрос — очень большой. Тут лучше так не подходить. Вы хотите сразу много взять за один вопрос…» — Учитель улыбнулся.

20. «Чтобы как на основу опереться…»

21. «Если есть какая-то проблема, то есть если вы не знаете, что именно как-то сопоставить между собой, тогда давайте это конкретное брать: что именно вам не удаётся правильно сопоставить?

22. А взять за основу… и сделать что? Просто приобрести информацию, а делать вроде бы нечего? Ходим дальше… пилим дрова… — Учитель засмеялся. —

23. Если есть соприкосновение с этой темой достаточно острое — когда вы вживую, узнав что-то, начинаете тут же применять, пробуете анализировать полученные результаты, опять прилагаете какие-то усилия с другой стороны (то есть идёт конкретное познание темы) — вот это наиболее интересно.

24. Просто приобретённая вами информация удовлетворяет эгоизм: вы вроде бы умнее стали как будто бы. Но стали ли мудрее? А вот это уже вряд ли.

25. И тогда приобретённая вами информация начинает вам мешать. Вы не можете её реализовать, и она, сопоставляясь уже внутри вас так, как вам присуще, с другой информацией, которую вы ещё имеете, начинает создавать какие-то картины… Но они, как правило, очень неправильные. И эта информация начинает осложнять вам восприятие мира.

26. Большой объём информации не всегда помогает лучше идти по жизни. Можно даже проще сказать: было б вам гораздо легче, если б многого вы не знали из того, что вы приобрели за последнее время. Был бы проще у вас взгляд на жизнь, было бы легче восприятие.

27. А вы сейчас приобрели много знаний и начинаете ими ворочать в своём сознании… двигать эти массы информации, между собой их сопоставлять, создавать картину… И часто бывает, что это даже не совсем удачно получается и создаёт немалые трудности.

28. Поэтому Я бы хотел, чтоб вы не так трогали темы — большими какими-то массами, а немножко по-другому.

29. Мир женщины — это… мир, который нужно ли как-то так объяснять мужчине? Может быть, ему проще воспринимать её как загадку, которую он никак не может понять? Да и ладно, и не надо ему понимать её, — засмеялся Учитель. — Надо научиться к ней просто относиться по-хорошему, многое уметь прощать, на многое смотреть снисходительно.

30. То есть как-то попроще воспринимать то, что ему непонятно совершенно и как-то даже противоречит, может быть, его восприятию. И вот эту загадку ему научиться видеть как можно проще и с улыбкой — это будет интересней.

31. А когда он, как хирург, подойдёт, зная, к чему там что прикрепляется… Как-то это не совсем романтично может получиться.

32. Вот если женщина не знает свой мир, не может его понять — тогда для неё интересен был бы такой вопрос, потому что ей надо внутри что-то осознать правильно, состыковать как-то, сложить какие-то кирпичики в один ряд, чтоб это было гармонично, и уметь использовать свой дар, который ей дан Богом, Природой. Вот это другой момент, он уже для неё полезен.

33. А нужно ли мужчине узнать отличительные особенности мира женщины… Чтобы что потом? Чтобы ей сказать: «Ты знаешь, а у тебя вот так… ты должна вот так делать. Почему ты стараешься по-другому делать? Тебе ведь присуще вот это, поэтому делай вот это!»? То есть узнавание ваше другого мира больше будет для того, чтобы вы могли использовать его в качестве поучения для женщины и как-то совершенно неверно дальше относиться к ней.

34. Поэтому давайте смотреть, что именно вам бы хотелось посмотреть, какую разницу. В чём вы запутались? Вы, может быть, не уверены, правильно ли от женщины потребовать то-то или то-то, не зная, а присуще ли ей это, можно ли от неё это требовать? Может быть, ей это вовсе не присуще, и для неё неправильно было бы это требовать или ожидать этого от неё. Тут уже может быть более практичный вопрос, его уже будет интереснее тронуть.

35. А посмотреть полностью разницу миров, конечно, можно… Но Я вижу это не совсем благоприятным, нужным. Поэтому давайте, может быть, ещё глубже, ещё как-то поинтересней трогать эту тему. С какого-то другого бока попробуйте спросить — поглубже, подетальней».

36. «Учитель, такая ситуация: настали холода, и Я смотрю, что жена ходит в галошах и болеет. Я мягко говорю ей, что пора бы тёплую обувь носить. Не действует. Могу ли я категорично сказать: «Так, ходишь в тёплом!»? Или взять, допустим, убрать галоши? Как в такой ситуации себя вести?»

37. «Можно и так, и так. Да, здесь и то и другое допустимо.

38. Можно, конечно, оставить на то, чтобы женщина сама узнавала мудрость из того, во что попадает, узнавала, что именно вынуждает её настаивать на своём, хотя то, что она делает, приводит к нарушениям в физиологии, вызывает заболевание. Такой момент познания собственного опыта тоже нормальный.

39. Но, с другой стороны, забота мужчины может быть выражена и так сурово, строго: «Ну-ка, немедленно сними это! Ну-ка, возьми — есть у тебя одеть что — одевай!» Такое тоже допустимо».

40. «Аналогичная ситуация. Допустим, жена хочет пойти за клюквой. Я смотрю: уже холодно, и по её здоровью, в общем-то, я ощущаю, что ей это явно навредит. А она всё равно собирается. Я говорю: «Всё, на клюкву не идёшь!» Могу я в этом случае тоже так категорично сказать?»

41. «Да, тоже можно. Это такой же вопрос.

42. Только будьте внимательны. Разрешая вам строгость, Я всегда начинаю смущаться: ведь вы же по-разному её можете применить. Кто-то сделает выражение лица, как у Фредди Крюгера… (Смех сопровождал слова Учителя.) И конечно, строгость его вызовет мороз по коже, и она заболеет тут же от слов его, ещё не сходив за клюквой. Поэтому тут уже смотря как вы сумеете эту строгость применить… Пробуйте, смотрите…»

43. «А вот ещё ситуация. Допустим, я запланировал на сегодняшний день посадку капусты. Я говорю жене: «Сегодня мы сажаем капусту». Начинаем сажать, я отлучаюсь на пять минут, возвращаюсь — её нет. Она приходит через какое-то время, я говорю: «Ты где была? Мы же планировали капусту сажать…» Она сказала, что ходила куда-то помогать. Я говорю: «Мне это не нравится. Я прихожу — тебя нет. Ты меня подводишь». Могу я такое неудовольствие высказать? Ведь это же в рабочее время было, то есть у меня потом другого времени могло и не быть…»

44. «Ну, возможно, возможно. Ты сейчас так затронул вопрос, где, конечно, ты тут попадаешь в выгодное положение. Так-то, конечно, это всё возможно, потому что то, что ты говоришь, надо действительно делать и надо уметь организовать свой труд.

45. Многие накладки в вашей жизни возникают как раз оттого, что вы очень специфически подходите к разрешению этих проблем. Если надо совместить ваши усилия, в одном направлении как-то направить, то, опираясь только на своё личное чутьё, вы часто создаёте немало накладок.

46. Но если вы соединяете усилия, то здесь надо во многом перешагнуть через личное чутьё. Потому что здесь нельзя будет кому как вздумается сделать. Совмещение усилий предполагает, что у кого-то одного ущемление интересов будет больше, чем у другого участника каких-то совместных усилий.

47. У вас жизнь по-разному идёт, значит, интересы у вас разные. И если потребуется приложить усилия в каком-то одном направлении, то на данный момент времени по-разному будет ущемлена какая-то ваша заинтересованность.

48. То есть один видит, что погода — сейчас надо с капустой что-то сделать… Другой тоже понимает, что с капустой надо что-то сделать, но он хотел что-то иное сделать, то есть какой-то другой род интересов у него проявлен. И здесь может быть разная степень ущемлённости этих интересов, потому что кому-то что-то надо будет отложить из желаемого и пойти сделать необходимое, может быть, не совсем желанное, но необходимое. Вот так по-разному у вас эти интересы ущемляются.

49. И уметь правильно перешагнуть через ущемлённость своих интересов и сделать главное — совместить усилия, прийти вовремя, в одно время в каком-то месте встретиться и соединить усилия — это будет очень мудро.

50. А если делать как кому вздумается… Тогда вы договариваетесь, намечаете время — один пришёл, другой не пришёл, у него не выложилось, у него какие-то другие идеи возникли внезапно на этот момент… И вот вы так ходите… и получается: вас много, можно было бы, казалось, много усилий сделать, интересную работу можно было бы свершить — а никак. Вы никак не можете соединить свои усилия. И вроде бы замечательные люди, а как-то всё беспорядочно происходит: всё не вовремя, всё с накладками.

51. Всю жизнь вас учил соединять вместе усилия страх: вас заставляли делать. Были определённые наказания за то, что вы не сделаете что-то или опоздаете на работу; были какие-то меры определены, как вас лучше наказать: уволить с работы, не дать вам зарплату или ещё что-то. Разные меры в этом случае предусмотрены в государстве только с целью, чтобы вы были заинтересованы всё-таки вовремя куда-то приходить. То есть как-то вас надо было напугать.

52. И вы от страха, зная, что у вас что-то заберут, или щелчок сделают, или за ухо дёрнут, идёте и вовремя что-то делаете. И получается, все ваши усилия «вовремя», как правило, построены на страхе. Но тогда формируется ненормальное состояние психики, воспитание внутреннее происходит совершенно ненормально.

53. Вы должны это сделать осознанно, понимая, что это необходимо, что это самое правильное; и вы идёте от внутреннего убеждения, а не потому, что за это вас могут наказать.

54. Вот так и законы Бога исполняются от личного понимания, внутреннего, сердечного, от осознания, что это действительно надо сделать, это единственно правильное решение и нельзя сделать по-другому. А не потому, что если вы не сделаете — тогда получите сковородкой горящей по одному месту… И вы от страха торопитесь как будто бы исполнить законы Бога. Нет.

55. Такое исполнение допустимо на первых порах, когда вы, как младенцы, пробуете, тыкаясь, делать какие-то усилия. Но в конечном итоге вы должны созреть: значит, вы должны приложить эти усилия потому, что у вас внутренняя потребность это сделать, а не потому, что страшно за последствия, которые могут возникнуть, если вы не сделаете необходимое.

56. То есть вы не от страха должны делать то, что от вас требуется, а от внутренней потребности. Потому что внутреннее существо, которое рождено Богом, и должно проявиться нормально в вас, позволяя вам прилагать гармонично усилия, соответствующие законам Гармонии, законам мира, в котором вы находитесь. Вот это качество надо в себе воспитывать.

57. Оно не может само по себе проявиться. Это величайшая глупость, когда говорится, что от Воли Бога зависит, в ком дать проявиться этому сразу, а в ком не дать. Это величайшая глупость!

58. Вы должны суметь проявить эти качества, и вам даны равные условия изначально. Потом вы создаёте уже разные условия для себя в зависимости от того, какие усилия выбираете приложить. И тогда это в конечном итоге задаёт большую разницу между условиями, в которых каждый из вас пребывает. Но вы их сами создаёте.

59. И попадая в разные условия, вы должны понять, что от вас зависит завтрашний день: как вы будете сегодня прилагать свои усилия, так и завтрашний день будет себя проявлять. Чем точнее будете прилагать усилия, тем лучше у вас будет завтрашний день. Так поймите эту необходимость и начните это делать!

60. Силу воли вырабатывать вы должны, её нельзя дать откуда-то, её вы должны сами в себе раскрыть. Ибо если б можно было со стороны дать, так не надо было бы затевать такое безобразие, растянувшееся на века, — чтобы столько времени убивали друг друга, столько времени лгали, воровали друг у друга всё, что только может подвернуться под руку. Это можно было бы убрать с самого начала, не надо было бы создавать такое горе.

61. Но вот в том-то всё и дело: человек должен суметь сделать многое сам. Он должен быть подобен Богу именно в способности творить. Она в вас заложена — творческая такая способность. Её надо правильно уметь раскрывать.

62. Вот тут уже ваша мудрость должна помочь вам приложить правильные усилия, и с каждым разом всё более совершенные усилия в нужном направлении. Это и будет позволять вам быть ближе к своему Отцу, теснее сплетаться с Ним, с Волей Его. И тогда вы по достоинству сможете быть сотворцами своего Великого Отца и исполнять ту миссию, ради которой как раз вы и были рождены.

63. Так что давайте учиться. У вас время интересное… Но Я вижу, что вас защемило во многом, настроение у многих из вас хорошо испытывается в последние особенно годы.

64. Но это сейчас у всех людей испытания серьёзные, не только у вас. Ваша психика претерпевает определённую перестройку. И эта перестройка требует определённых условий. И ваше умение как верующих правильно ориентироваться в своих усилиях должно позволить вам наиболее правильно пройти этот этап перерождения. Но если сорвётесь на свою слабость, то это может здорово вам аукнуться.

65. Ваше умение сейчас крепко «сцепить зубы» и волевым усилием делать правильные шаги в правильном направлении, ваше умение грамотно трудиться на праведном пути — это то, что от вас требуется.

66. Я поэтому и говорил: неверующему на таком пути устоять будет невозможно. Притвориться можно на какое-то время верующим, но нормально двигаться по истинному пути невозможно лицемеру. Тут нужно уметь по-настоящему верить — тогда устоите. Вот тогда и претерпите удивительное перерождение и сможете нормально воскреснуть».

67. «Переезжая из дома, собирая вещи, обнаружил, что хозяйка без моего ведома взяла у меня некоторые инструменты, которые нужны мне в стройке. Мои действия как верующего?»

68. «Ты можешь поговорить на эту тему. Просто само действие — если человек взял — ещё не предполагает, что он поторопился украсть или забрать не своё. Ты можешь поговорить на эту тему с этим человеком и выяснить причину: может быть, какой-то замысел… может быть, хотелось что-то сделать, потом тебе отдать твой инструмент. То есть попробуй пообщаться.

69. Но если человек скажет: «Нет, это моё и я тебе не отдам!» — ну и ладно, сделай себе другой инструмент».

70. «Но я попытался поговорить… Она сказала: «У тебя никакого инструмента не было». И я не могу ей доказывать, что он у меня был…»

71. «И тогда что ты не знаешь как сделать? Надо ли забрать этот инструмент? Или что ты сейчас хочешь уточнить на самом деле? Попробуй спросить не «что мне делать?» — а более глубоко».

72. «Настаивать-то я не могу, это понятно».

73. «Так, настаивать ты не можешь. Значит, какой ответ ты хочешь найти у Учителя?»

74. «Ну, если мне нужен этот инструмент…»

75. «Надо ли его забрать у неё, да?»

76. «Нет».

77. «Так, ты знаешь, что настаивать нельзя, забрать нельзя. Тогда что ты хочешь спросить ещё?»

78. «Может, попросить у хозсовета новый инструмент…»

79. «Можно ли спросить у хозсовета новый инструмент? Ты это хочешь у Меня спросить?»

80. «Вопросов нет, — сказал задавший вопрос и продолжил: — Но тогда поясни. У меня на этой почве возникает какое-то напряжение, недоверие…»

81. «Ко всем или к этому человеку?»

82. «Именно к этому человеку. Не хочется с ним дел никаких иметь. Что это такое во мне?»

83. «Если внутри такое: «Всё! Никогда больше никаких дел с этим человеком! Я к нему не подойду!» — это обида, она ненормальна, ты осудил человека уже на все оставшиеся времена.

84. Определённый род недоверия допустим, о чём мы уже говорили (вы невнимательно слушаете, бывает, Меня). Ведь мы говорили, к примеру, о детях: в какой-то мере приходится где-то им не доверять. То есть, зная, что ребёнок склонен спичками, если они попадают в руки, что-то поджигать (упрощаем ситуацию), вы же постараетесь эти спички держать под своим контролем, чтоб они случайно ему не попали в руки, верно ведь?

85. Тем самым вы уже выражаете недоверие. Вы понимаете, что сейчас, в данном возрасте, он неправильно воспользуется этими спичками; вы уже увидели на опыте, что есть эта склонность, но это опасно, и вы стараетесь эти спички убрать.

86. Значит, какой-то род недоверия всё-таки нормален. Он естественен в данном случае: вы учитываете неумение человека, находящегося рядом с вами, в данном случае малыша. Но неумение может проявиться и у взрослого человека. Если есть в чём-то неумение, то вы можете ему что-то не доверить.

87. Например, кто-то — водитель машины. Подходит другой: «Слушай, так кататься хочу! Никогда ещё не катался, ещё не сидел за рулём. Дай мне покататься!» И вы что, ему сразу: «Да-да, пожалуйста. Погоняй тут быстренько сейчас…»? Нет, конечно. Как же вы ему дадите? Вы ж будете сидеть рядом, вы будете контролировать: «Ой-ой, тут не нажимай! Вот тут смотри, держи руль…»

88. Вы начнёте контролировать ситуацию, а не просто: «Ну покатайся. Я пойду покушаю пока». Вы ж так не оставите ему машину, у вас всё сразу внутри сожмётся, вы подумаете: «Ой, так он же её разобьёт!» И в какой-то мере вы правильно подумаете, потому что действительно это можно элементарно сделать — разбить машину, если впервые садишься за руль.

89. Так вот надо не бояться самого факта возникновения внутри недоверия. Оно возможно. Но здесь будьте внимательны, чтоб это не была просто обида, связанная с осуждением человека.

90. Если на данный момент ты понимаешь, что этот человек может сделать что-то такое, с чем ты уже столкнулся, тогда ты стараешься соблазн этот в данном отношении (только по поводу того, что тебе хорошо знакомо) уже не предоставлять. Вот тут ты можешь ситуацию проконтролировать, присмотреть за этой ситуацией. Возможно такое.

91. Но не говори: «Навсегда. Теперь всё. Если человеку не доверяю, значит, никогда уже не буду доверять». Это, конечно, уже просто обида, простая, примитивная, и она связана именно с осуждением. Вот это неверно. Поэтому будьте здесь внимательны.

92. Если в чём-то человек проявил свою слабость, именно в этом смысле просто в другой раз будьте внимательней. Не ругайте его за это, не торопитесь его носом тыкать в то место, где он согласно каким-то своим качествам что-то неправильно сделал. Но уже будьте внимательней в этом смысле.

93. Если тем более это будет опасно или с чем-то нехорошим связано, здесь умейте держать во внимании эту ситуацию и соблазн сводить к минимуму, насколько вы будете в состоянии. Это допустимо.

94. А то вы очень боитесь выразить недоверие. Оно у вас возникает — и вы тут же, как будто от какой-то проказы, шарахаетесь: «Ой, но ведь у меня же тогда недоверие будет!» — и начинаете пугаться. Будьте здесь тоже осторожны. Иначе тогда вам придётся на всё глаза закрыть. То есть, если полное доверие, значит, оно должно подразумевать в какой-то мере вашу способность закрыть на всё глаза: «Как сделают — так сделают».

95. Это не будет полезным. Вы тогда не будете способны в какой-то мере где-то подставить вовремя своё плечо. Ведь если человек куда-то идёт и вы видите, что он там может упасть, то вы торопитесь ему позволить как будто бы сделать свой самостоятельный шаг, но стараетесь быть где-то рядом, чтобы, как только он будет падать, тут же подставить ему плечо.

96. Вот эта ваша готовность оказаться рядом вовремя как раз исходит от заботы вашей о ближнем, от того, что вы где-то ему немножко не доверяете. Вы понимаете, что в том-то или том-то случае он, может быть, не в силах решить какую-то поставленную задачу или приложить необходимые усилия, у него может их не хватить, он может где-то сорваться.

97. И вы, позволяя ему познавать этот опыт, всё же торопитесь вовремя оказаться рядом, чтобы тут же ему помочь. А не просто: «Да ладно, пусть учится. Пусть валится, набьёт шишку — ничего, в другой раз не пойдёт». Чтобы не такое отношение было.

98. Вот поэтому вы учитесь жить как одна семья — чтобы вовремя почувствовать друг друга, ощутить способности друг друга, как-то суметь их учитывать и вовремя оказаться рядом, беспокоясь друг о друге. Вот тогда слаженно вы начинаете создавать единое поле, которое призвано помочь вам нормально развернуться и раскрыться в том, что вам предначертано Богом.

99. Поэтому умейте видеть друг друга, умейте жить заботами друг друга, умейте вместе делить и радость и горе, умейте быть всегда рядышком. Пусть не когда вы непосредственно рядом только идёте и что-то бесконечно говорите, а когда вы вроде бы и не навязываете своё присутствие рядом, но всегда в поле зрения держите человека и всегда внутри испытываете готовность быть полезным».