Повествование от Вадима

Часть 13

Глава 22

Днем четвертого июля в доме у Галины, недалеко от Киево-Печерской лавры, произошла заранее предполагаемая встреча Учителя с владыкой, епископом (такими титулами представился сам православный священнослужитель) Панкратием.

2. Панкратий был ближайшим помощником украинского патриарха, которого не признавала таковым московская патриархия, хотя священнослужители и того и другого ведомств были выходцами из единого пространства помазания духом святым Русской православной церкви.

3. Панкратий задал Христу много вопросов. Он очень старался понять, именно понять, Тот ли перед ним, ведь вскоре после этой встречи его ждала беседа с украинским патриархом.

4. В мгновения разговора Панкратий заметно нервничал, часто постукивая стопой по полу.

5. Панкратий спрашивал и о юных годах Виссариона, и о мгновениях Пробуждения, сопоставляя с тем, что представлял себе об Иисусе.

6. «То, что Вы делаете, это большая ответственность, большая смелость … Было ли что-то необычное? Как это происходит, откуда Знание Ваше?» — спрашивал Панкратий.

7. Короткие мгновения из ответов Учителя: «Знание начинает существовать после того, как Я проговорю Его, оформлю в образы …

8. Поиск чудес, подтверждений проявляется тогда, когда страх руководит человеком …»

9. «Однажды те, кто не были погружены в догму, легче приняли Истину …

10. Сейчас надо будет покуситься на многое из того, что создано к этому времени людьми …

11. В определенный период времени привязанность человека к тому, что он имеет, играет неположительную роль. В этот момент надо суметь быть ребенком».

12. В ответе на вопрос о реинкарнации Учителем было сказано: «Если предположить, исходя из существующих христианских понятий и толкований, что человеку дана только одна жизнь, а потом — суд, то получается, что, когда он прожил свою жизнь, вообще не ведая о божественном, его лишили возможности постигать Божье, а потом решили за это наказать …»

13. Услышав от Учителя слова о том, что церковь нуждается в преобразовании и объединении, епископ спросил: «По каким критериям объединение?»

14. «Надо открыть Евангелие и рассматривать каждую строчку, убирая толкования, созданные за века людьми», — ответил Виссарион.

15. Коснувшись в этой беседе темы о Своем чувственном мире, Учитель сказал: «Мое самораскрытие идет после вопросов, направленных ко Мне, и Моих ответов на них … После этого Мне становится все труднее жить на Земле …»

17. «Ваши обращения к патриарху, к другим религиозным деятелям, для чего они? Каковы последствия?»

18. «Я должен предоставить выбор …

19. Но слава человеческая влечет больше, чем Слава Бога. Ведь если кто-то решит обратить внимание в сторону Истины, ему, может быть, придется услышать слова: «Смотрите! Он послушал «ненормального» Виссариона!»

20. В завершение встречи Учитель сказал: «Важно, чтобы существующая церковь не превратилась в бабушкин платочек в старом сундуке. Церковь может за короткий период потерять свою значимость.

21. Поэтому Я предлагаю церкви то, что позволит ответить на все существующие вопросы».

22. Пятого июля после обеда у Василя и Галины Учитель вылетел в Петербург, где были намечены общие встречи с Учителем и встреча с религиоведами и учеными. Остановился Учитель в центре Петербурга, на квартире у Лидии.

23. Днем шестого июля Виссарион посетил Русский музей.

24. У фасада Русского музея была смонтирована сцена, на которой в этот день происходило открытие джазового фестиваля. Когда Учитель входил в музей, большой джазовый оркестр начал исполнять ритмичную жизнерадостную композицию открытия фестиваля. Учитель в такт музыке покачал плечами и с улыбкой вошел в музей.

25. Виссарион целенаправленно и внимательно посмотрел работы Семирадского и Айвазовского, задержался у полотен Федора Васильева. Ему понравились работы этого художника, свет в его полотнах.

26. Вечером шестого и седьмого июля в доме культуры с названием «Гавань» произошли встречи с Учителем. Оба вечера зал был заполнен, на встречах присутствовали не только петербуржцы, но и жители других городов.

27. Фрагменты из этих встреч … «Как в себе усмирить чувство боли? Мой муж сказал, что уехал в командировку, а я его встречаю в парке отдыха с другой женщиной. У нас дочь трех лет. Муж сделал вид, что меня не заметил, и не уделил внимания даже дочери, прошел мимо, как будто бы мы ему чужие».

28. «Да, это достаточно распространенное явление в жизни человека, которое сопутствует человеку в течение всей истории формирования человеческого общества в разных уголках Земли.

29. Часто эти истории связаны с влюбленностью человека, где, влюбившись, он перестает контролировать себя, он перестает владеть собой. И, загораясь, он начинает делать то, что диктует ему его чувственный мир.

30. И там, конечно, начинается много всевозможных, на первый взгляд, накладок, хотя это все закономерно, это все надо учиться ясно видеть, чтобы не прилагать к этому излишне больших требований.

31. Потому что болеть, испытывать боль внутри себя вы можете часто в большей мере от неправильного требования.

32. И Я не дам вам подсказки, которая могла бы полностью увести вас от таких переживаний, это будет неправильно.

33. Хотя на Востоке практикуют усилия, чтобы вы ничего не чувствовали, вам было все «так себе». Вы сливаетесь с Абсолютом, и кто там творит, кто куда пошел, вам становится совершенно безразлично. Это уже не ваше как будто бы дело, вы сливаетесь с Абсолютом.

34. Нет, такую Я вам подсказку не дам. Это не Божье таинство. Божье таинство — быть открытыми друг другу, никогда не отвернуться друг от друга. А это неизбежно делает вас обреченными на переживание.

35. А вот какую долю переживания допустить, вот тут, умело разбираясь с обстоятельствами, вы уже должны учиться контролировать, немножко выправлять, немножко что-то гасить правильными усилиями.

36. Так вот, в данном случае не будет подсказки, как не испытывать боль, но будет подсказка — простить ближнего, научиться разрешить ему делать все, что он сочтет нужным.

37. Я не имею в виду такое выражение в буквальном смысле: абсолютно все. Естественно, есть ряд обстоятельств, на которые вы не можете просто так согласиться. И вам надо будет остановить, если это связано с каким-то преступлением или еще какими-нибудь глупостями.

38. Нет, Я подразумеваю не преступные какие-то действия, а творческие, связанные с чувствами человека и с его искренним пониманием, что то, что он делает, он делает правильно.

39. Уметь разрешить ему делать все, что он сочтет нужным, это важно, этому учиться крайне необходимо.

40. И вообще надо иметь в виду: пока вы не сможете друг другу разрешить сделать все, что сочтете нужным, вы не построите счастливую семью. Будет только одна иллюзия.

41. В лучшем случае, иллюзия, а в худшем — у вас ничего не будет получаться. Немножко поживете, и опять одинокие; немножко соединитесь с кем-то, та же самая история, опять одиноки. Но ломаться будете на одном и том же.

42. И характерные ошибки, которые в этом случае допускают люди между собой, выстраивая отношения, — это неумение отпустить друг друга.

43. Не нужно держать друг друга как некий предмет, который обязан платить чем-то за вашу любовь, за вашу доброту.

44. Вот здесь надо быть осторожными. Вы любите не для того, чтобы ближний потом за это платил вам. И если он не платит, вы так и тяготеете время от времени сказать: «Ты неблагодарен». — «Ты не благодарна, я тебя люблю, я много сделал». — «Я тебе жизнь посвятила, а вот ты, такой-такой …»

45. Это неправильный разговор, это разговор эгоиста, обреченного на несчастье, он будет одиноким обязательно. Так нельзя жить.

46. Давайте сейчас этой темы коснемся именно с этой стороны: ближнего нужно учиться отпускать. И если вы встречаете эту ситуацию, и вас начинает зажигать внутри, возникает такое ревностное желание как-то осудить ближнего, то обозначить его ошибку нельзя.

47. Скажите: «Хорошо, если он видит так нужным, пускай, замечательно, ему, значит, действительно это нужно, чтобы что-то понять, в чем-то разобраться, что-то почувствовать, провести какие-то параллели».

48. Но это познание жизни, и вы должны с этим согласиться, вы должны оправдать человека, именно оправдать.

49. Хотя это выглядит, может быть, абсурдно: как так, он как будто бы нарушил закон. Нет, именно в этих условиях надо оправдать.

50. Вот это постараться сделать Я прошу вас, попробуйте этому обязательно научиться. И вы увидите, как много у вас изменится, очень много.

51. Вам кажется, что все может распасться, и вы боитесь: «Как же я отпущу, он тогда сразу уйдет». А вы попробуйте.

52. И, отпустив, вы увидите. Он, как правило, не уходит, он с еще большей благодарностью начинает общаться с вами, открывая в вас то, чего никогда не видел. И он уже не хочет после этого терять эти ценности.

53. Поэтому в этом случае важно не испугаться, не следовать за своим страхом. Не пытайтесь логически осмысливать эту ситуацию.

54. Конечно, не хочется, чтобы он уходил, если вы строили что-то хорошее, есть дети тем более, которые любят родителей своих и очень хотят, чтобы были все вместе. Конечно, это очень важная ситуация. И очень хотелось бы, чтобы вы все были вместе.

55. Но вот тут надо правильные усилия сделать. Не всегда, конечно, удастся быть вместе, потому что исходные данные при составлении семьи порой бывают с большими ошибками.

56. И есть вещи, где в принципе вас соединять надолго нельзя, удержать долго невозможно. Вы все равно будете тяготеть к распаду, и лучше будет так позволить сделать вам.

57. Но немало есть ситуаций, где все-таки это сможет удержать вас вместе и открыть новые перспективы ваших взаимоотношений замечательных, которых вы раньше могли даже и не иметь до этих дней.

58. Но надо уметь разрешить. Если на этом, так сказать, фронте любовном кто-то устремляется делать не так, как вам бы хотелось, а это вроде бы близкий человек, родной как будто бы, разрешите ему быть свободным. Разрешите, позвольте, пусть он идет, пускай сделает.

59. Поинтересуйтесь немножко, поучаствуйте чувственно, выразите ваше соучастие, сопереживание: «А что там не удается, а может, так сделать лучше?» Посоветуйте мужу, как в другой раз пойти на встречу с женщиной и что для этого нужно.

60. Скажите: «Ну что ты побежал, галстук съехал на бок, ну-ка поправь, ты же к женщине идешь все-таки, что ж ты». Все, пускай бежит.

61. И посмотрите потом, что будет твориться с этим мужчиной. У него очень сильное изменение может произойти в этом случае именно к вам».

62. «У нас на работе обнаружился факт воровства. Я помню, что не имею права даже подумать о ком-то плохо. Как правильно будет принять эту ситуацию?»

63. «Если вы говорите о факте пропажи, надо посмотреть, что это за факт, который показывает вам, что кто-то из них именно взял.

64. Но если все-таки вы по каким-то обстоятельствам стали уверены или продвинулись в сторону уверенности, что действительно кто-то из ваших ближних сделал это, тогда нужно просто оправдать, больше вот это требуется внутри.

65. Хотя где-то можно быть склонным к тому, чтобы сказать себе: не может быть. И особо можете не погружаться в это, можете остановиться: не может быть.

66. Но, если все-таки это действительно случилось, оправдайте, просто оправдайте. Разрешите внутренне, психологически человеку учиться так, как он способен учиться, ведь он по-другому не может. Вот это объяснение немаловажно.

67. По-другому потребовать может только глупец. Как можно ждать от человека того, что он в принципе на сегодняшний день делать не может?

68. Мудрый не будет ставить перед кем-то чрезмерную задачу, которую непосильно сделать. Этой мудрости надо учиться. И если человек к этому склонен, ну что ж, примите его таким, какой он есть.

69. Обыгрывайте ситуацию. Даже если вы уже точно знаете, что данный человек склонен взять какие-то ценности, используя ситуацию, что никто не видит, тогда вы можете пробовать обыгрывать ситуацию в этом случае. Не осуждая, присматривайте за ситуацией.

70. Как перед алкоголиком, которого вы хотели бы научить быть трезвым, не оставляйте стопочку рядом и не отворачивайтесь. Если он уже имеет некую степень заболевания в этом отношении, то он обязательно этим воспользуется, он сломается.

71. Это лишь спустя время, может быть, и вы не обратите внимания, и он преодолеет себя, но в начале это может быть непосильно.

72. Но, главное, не осуждайте, не ругайте человека. А если где-то затронете вместе с ним эту тему и он попробует просить у вас совета, вот тогда искренне можете с ним попробовать поговорить, открыто, чисто.

73. Но покажите то, что вы не осуждаете его, и он может перед вами раскрыться. Он может поведать что-то, рассказать о каких-то слабостях, о каких-то психических своих особенностях.

74. Вот тогда у вас появится еще больше возможности поучаствовать в его жизни и помочь ему. Исключите, главное, осуждение. Разрешите человеку быть таким, какой он есть, примите его внутренне».

75. «Я работаю в вузе. Вывешиваю для студентов цитаты из Твоих слов, но авторство не пишу. А на вопрос: «Чьи это слова?» — не отвечаю, я же сотрудник вуза. В чем ошибка?»

76. «Если есть вероятность, что вы скажете, чьи это слова, и тот сразу скажет: «Немедленно сорвите, как вы смели, так нельзя!» — то, конечно, лучше пусть они повисят.

77. Если это действительно может кому-то помочь прибавить мудрости и как-то улучшить понимание человека, то не так важно, будет там подписано или не будет.

78. Но если вы просто боитесь, тогда вот это и есть ошибка. Боязнь, что именно на вас покажут, скажут: «Ага, вот вы, такие нехорошие, так не правильно», начнут на вас дополнительно наговаривать.

79. Если именно этого боитесь, это и есть ошибка — боязнь попадать под чужое мнение негативного характера. Этого бояться не надо.

80. Человек, утверждающий истинное, всегда неизбежно попадает под перекрестный огонь тех, кто еще пока не видит эту истину.

81. У них срабатывает закономерность, о которой Я уже сказал. Они будут чувствовать себя ущемленными, начнет беспокойство возникать.

82. Если вы утверждаете истину, а они не видят эту истину, значит, это говорит о том, что они как будто бы слеповаты. Это будет беспокоить, поэтому они будут по возможности вас терзать немножко, беспокоить своими какими-то острыми замечаниями».

83. «Учитель, в начале встречи Ты сказал о цели жизни. У меня сейчас словно тупик. Продолжаю жить по инерции, будто завершен какой-то этап, а новый еще не проявился. Проявляется все более нехорошие качества моей натуры, и я их вижу, но избавляться от них все труднее. Во мне все больше тревоги, агрессии, черствости. Мне не хватает веры и воли?»

84. «Да, как правило, не сделать тот или иной шаг человек может именно на не до конца проявленной воле своей, часто говоря при этом: «Мне не хватает воли». Вот здесь нужно быть осторожными.

85. Воля сама по себе ниоткуда не приходит, ее нужно вырабатывать. И по мере накопления опыта у вас будут расти и волевые качества.

86. И если соответственно меньше опыт по жизни, меньше опыт в созидании, то будет и меньше волевых качеств. Этого нужно не бояться, вырабатывайте волевые особенности.

87. Как только вы видите, что надо сделать по-другому, не так, как привыкли делать, вы увидели какие-то обстоятельства или мысль какая-то пришла и подсказала вам: вот так нужно сделать, и внутри откликнулось где-то в сердце: да, это правильно, — надо встать и попробовать сделать, если это действительно в данный момент уже можно делать.

88. Вставать надо и делать, обязательно найти силы, заставить себя хотя бы чуть-чуть сделать, хотя бы попробовать сделать. В этот момент вы начинаете формировать волевые качества.

89. И чем больше вы будете вот так себя переламывать, тем больше этих качеств будет и легче будет решаться задача.

90. Вы должны быть такими, кто может сказать в конечном итоге: «Я победил мир».

91. Некий образ, который в Евангелии был запечатлен, говорит именно об этих особенностях, которыми вы должны обладать.

92. Вы должны суметь победить себя, это крайне необходимо. Тогда уже можно говорить о бесконечном пути великого творчества.

93. Но начинайте побеждать сейчас. Не теряйте возможности в каждом дне.

94. Каждый день не обязательно могут возникать какие-то серьезные задачи и большой выбор. Каждый день часто наполнен мелкими на первый взгляд задачками. Как тараканчики они бегают, такие муравьишки на вашем пути, но они все играют огромную роль.

95. И нельзя пропустить ни одну такую букашечку, предлагающую вам какой-то, казалось бы, на первый взгляд незначительный выбор, но его надо сделать правильно. И, вот так себя переламывая, видоизменяя, лепите из себя произведение искусства.

96. Надо потрудиться, надо лепить, надо менять себя, надо не останавливаться на том, что вы имеете, надо всегда быть готовыми отказаться от того, что вы имеете, и еще более прекрасное что-то сделать.

97. Такое изменение характерно больше возрасту юному. Дети легко принимают новое, они всегда это новое ищут, им интересно новое.

98. А вот характерные особенности старости — это уже боязнь нового. Вот тут вы можете посмотреть, не состарились ли вы слишком быстро и не вынуждаете ли себя, с другой стороны, стариться слишком быстро.

99. И если вам трудно контролировать процессы старения своего организма биологического, хотя над этим тоже установите контроль определенный однажды, то над таким психологическим старением вы должны властвовать.