Повествование от Вадима

Часть 10

Глава 16

99. «Учитель, когда я у себя в деревне обращаюсь, чтобы мне помогли, мне говорят: «Мы не сталкивались с таким, и мы тебе помочь не можем». Я уезжаю в Черемшанку, и мы там как-то разбираем эти моменты.

100. Но мне подсказали, что я как бы не хочу разбирать с братьями и сёстрами в своей деревне, а считаю, что в Черемшанке лучше».

101. «Ничего, не страшно, везде можно, где сочтёшь нужным. Можно приехать, побеседовать, поговорить, то есть искать можно такие моменты. Если пассивность проявляется у тебя на месте жительства, ты можешь в другом месте это искать, это нормально».

102. Мгновения новой встречи: «У меня чувство вины осталось, что близкий человек уехал и я не смогла ему в тот момент стать поддержкой. Правильно ли моё чувство вины, которое у меня осталось?»

103. «У человека нормальное чувство, когда он переживает, всё ли он сделал для блага ближнего, и допускает, что не всё сделал. Это нормально, даже не в этом будет главный вопрос.

104. Доводить ли себя до самоуничижения при этом вопросе? Нет, нельзя доводить, надо к этому правильно отнестись, чтобы это переживание позволяло тебе двигаться вперёд, а не тормозило тебя.

105. Переживание, когда что-то недодал кому-то, правильное только тогда, когда оно подталкивает делать ещё больше.

106. Если переживание о том, что кому-то недодал, тормозит тебя, не позволяет тебе делать ещё больше, — это уже ненормальное переживание, оно недопустимо».

107. «Я делала то, что могла. Значит, я могу дальше жить, чтобы это на мне грузом не лежало, что я виновата?»

108. «Сейчас Я сказал, как надо воспринимать правильно переживание такого рода. Теперь ты должна правильно настроиться на то, что Я сейчас пояснил».

109. «А могло нас свести на недолгий период времени, чтобы каждый что-то узнал и переосмыслил?»

110. «Для чего ты это спрашиваешь? Чтобы облегчить переживание таким образом?»

111. «Чтобы себя немножко оправдать, наверное».

112. «Это неправильно. Смиреннее надо отнестись к тому, что ты можешь не уметь делать ещё пока, пока чего-то не хватает внутри.

113. И вот когда ты правильно, смиренно к этому относишься, то переживание по поводу того, чего тебе не хватает внутри, что ты не умеешь, чего-то тебе ещё не удаётся делать правильно, вот это ощущение твоей неумелости должно подталкивать тебя к деланию ещё большего.

114. А если переживание об этом начинает препятствовать такому стремлению сделать ещё больше и остаётся только одно переживание, когда постоянно только и ругаешь сам себя, то это уже не смирение. Это уже проявление эгоизма, которому очень тяжело это в себе признать, и он очень не хочет это в себе признать и ищет пути, как бы себя оправдать.

115. Потому что это будет единственное у него усилие, которое должно привести к успокоению внутренней боли. И он будет торопиться это усилие сделать, а значит, найти в этом случае какие-то оправдания для себя или того хуже — ещё и обвинить кого-то другого в этой боли.

116. Поэтому тут надо смиренно это принять, как норму, как нормальное явление. Да, не умеешь, да, не умела додать, что ж, будешь торопиться теперь осмыслить что-то.

117. Сумеешь увидеть допущенную ранее ошибку — хорошо, осмыслишь её, будешь готова уже более её не делать.

118. Не сумела увидеть какую-то ошибку — это тоже нестрашно. Значит, надо продолжать искренно идти дальше, проявляя бдительность и готовность сделать всё достойно так, как учит тебя Истина, но уже не оглядываться в прошлое, чтобы продолжать переживать о том, в отношении чего не можешь пока проявить необходимое осмысление, потому что тут не хватает каких-то понятий ещё пока. Надо продолжать идти дальше, не останавливаться на этом».

119. «А ему разрешить поступать так, как он считает правильным?»

120. «В любом случае ближнему всегда надо разрешить сделать так, как он посчитает нужным».

121. «А та ответственность, которую мы брали друг за друга, на мне так и остаётся, хотя он уехал?»

122. «Да, конечно, но эту ответственность надо правильно понимать. Тут уже нужны более конкретные детали, когда ты можешь спросить: «А вот здесь я могу это делать?» И через это конкретное рассмотрение мы можем посмотреть, является ли это нарушением ответственности или не является».

123. «Когда он приезжал недавно, то сказал: «Тебе нужен другой, тебе нужен не такой, как я, я тебя освобождаю от ответственности за себя»».

124. «Пока он не составит новую семью, ответственность ты несёшь. Вообще человек всегда несёт ответственность за другого в течение всего времени, пока он хоть как-то с ним соприкасается. Это прямая ответственность.

125. А полную ответственность он несёт за всех людей, пока живёт, и обязан каждый шаг делать достойно, потому что в этом случае он помогает всем людям, хотя и не понимает и не осознаёт, каким образом он это может сделать — помочь другим, которых он даже и не знает, и не видит. Но это только недостаток понимания, это пока ещё некоторая сторона невежества.

126. По мере его развития и более глубокого понимания закона своего существования он будет понимать эту большую полноту ответственности за всех, кто живёт вместе с ним в это время. Неважно, в каком месте они находятся и какое расстояние их между собой разделяет, именно в Боге они соединены все вместе, это надо уметь понимать.

127. А более активную ответственность, которая относится к непосредственному контакту с кем-то из ближних, человек обязательно несёт точно так же, просто ещё на более активном уровне, потому что у него появляется возможность не просто своим существованием помогать, а ещё и активно участвовать словами, действиями, какими-то усилиями рук своих, ещё чем-либо.

128. Поэтому тут у него расширяется возможность участия в жизни ближнего, и, естественно, он больше начинает нести ответственность.

129. Поэтому при соприкосновении ты уже должна быть внимательна — ты несёшь ответственность за него и должна быть готова к тому, чтобы осмыслить свои действия сразу: чем ты можешь быть в этом случае ему полезна.

130. Не удаётся какие-то активные усилия приложить — ну что ж, успокойся, продолжай прилагать те усилия, которые в данный момент для тебя доступны».

131. «А он говорит: «Можешь считать себя свободной»».

132. «Ну, это он может говорить. По-разному говорят такие слова, бывает, говорят оттого, что и не хотят, чтобы это произошло, но, стараясь быть более достойным, человек пробует сделать такой шаг. А через время может что-то измениться, и ему будет очень горько оттого, что он это сказал.

133. И ты ему больше уже не напомнишь об этом, если видишь возможным ему помогать дальше полноценно, насколько ты в данном случае способна, находясь рядом. Ты окажешь дальше эту помощь, не вспоминая ему эти слова, которые он сказал».

134. «Может быть маленькая возможность, что он вернётся?»

135. «Разве можно жить, постоянно надеясь на другое, думая, что этой возможности просто не должно быть? Разве можно так жить? А раз нельзя, значит, и не надо об этом говорить.

136. Продолжай жить и быть в готовности оказать помощь, если у тебя такая возможность подвернётся, оказать активного рода помощь, а не просто своим становлением на Пути Истины и своим существованием в этом мире».